Церковные школы на Борисовщине во второй половине XIX века

Во второй половине XIX века в сельской местности в системе начального образования были народные училища, церковно-приходские школы и так называемые школы грамоты.

Если народные училища подчинялись Министерству народного просвещения, то церковно-приходские школы и школы грамоты относились к православному ведомству. Такого типа школы начали создаваться на Борисовщине с 60-х годов XIX века.

В 1863 г. открылась церковно-приходская школа в д. Мстиж, в которой обучалось 36 учащихся, в 1864 г. – в Зембине (37 учащихся). Обучение в этих школах ориентировалось на воспитание учеников в духе православия, монархизма и официальной народности. Преподавали Закон Божий, русскую и церковную грамоту, церковное пение и арифметику. В воскресные и праздничные дни школьники обязаны были организованно посещать церковь.

Большинство учителей сельских церковных школ не имело специальной подготовки, нередко занятия вели священники, псаломщики. Зачастую церковные школы размещались в домах священников или крестьян.

В 80-х – 90-х гг. наблюдается более быстрое развитие церковных школ. С 1884 г. они начали действовать в деревнях Бытча, Маковье, Кострица, с 1889 г. – в Сельце. Открываются школы грамоты в Нивках (1884), Гливине, Негнавичах, Трояновке, Костюках (1885), Дедиловичах (1886), Зачистье (1889), Моисеевщине и Корсаковичах (1892), Новоселках (1900) и других местах.
Уровень подготовки в школах грамоты был значительно ниже, чем в церковно – приходских. Нередко в них преподавали простые крестьяне, умеющие писать и читать.

И в церковно-приходских, и в школах грамоты остро не хватало учебников и других учебных пособий. Так, в мстижской школе на 37 учеников было только 9 букварей, учебников по Закону Божьему – 2, начальному христианскому обучению – 10, учебников по отечественной истории – 3, сборников задач по арифметики – 9, элементарной грамматики – 4.
Воспитательная работа в школах в основном осуществлялась по православным канонам. Проводились воскресные и праздничные чтения, беседы священника о пользе образования, и веры.

Церковные сельские школы, несмотря на все трудности и недостатки в их деятельности, сыграли огромную роль, так как хоть в какой – то мере давали сельским детям возможность приобщиться к образованию.

В. Дубровский