Об исцеляющем и спасающем посте

Изображение
Image

«Поскольку мы не постились, то низринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» - Cв. Василий Великий.

Каждый верующий христианин знает, что земная жизнь пройдёт и по исходу её каждый из нас предстанет перед Судом Божьим. Мы не знаем времен и сроков Страшного суда, Господь приходит как "тать в нощи"(2 Пет. 3, 10). Но мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы предстать к Господу на суд. И по учению святых отцов церкви, чтобы быть готовыми мы должны каяться, молиться и поститься.

Согласно свидетельству святых отцов Православной Церкви, пост был дан как заповедь Адаму и Еве еще в раю, где Бог запретил им вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17). И если нарушение поста в раю послужило причиной искажения грехом Богоподобной человеческой природы, то естественно же, что воздержание в посте способствует обратному, то есть очищению души от греха. И как свидетельствует св. Иоанн Кронштадтский: «без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания — невозможно измениться к лучшему».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли встретить явившегося в мир Сына Божьго и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

По сложившимся представлениям пост подразумевает воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное потребление любой еды и питья. Такое воздержание необходимо человеку как способ «умерщвления плоти» нашей, которая является порождением греховных страстей. Пост — это в первую очередь воздержание от греха, время упорной борьбы с грехом, а воздержание от того или иного рода пищи является помощью и поддержкой в этой борьбе.

Само слово «пост» значит полное воздержание. Пост Христа в пустыне, пост пророков, пост великих преподобных- это полное воздержание. Без воды организм человека может прожить около семи дней, без пищи — сорок, дальше начинаются необратимые процессы для организма. Поэтому великие святые и постились именно сорок дней, согласно своим силам.
Уже позднее пост стал восприниматься именно как воздержание от определенного рода пищи. Но были в разных Церквах и общинах практики невкушения еды до определенного часа.

Пост необходим каждому. И время поста — это возможность для нас приложить усилия, чтобы воздержаться от хотя бы какой-нибудь нашей мелочной страсти. Ибо нам предоставлено покаяние: увидеть свои грехи, увидеть собственную немощь, греховность, попросить Христа о помощи и спасении. Именно к этому нас посты и зовут.

Правила проведения поста — дело весьма личное. Возвышенная строгость древних отцов — для нас сегодня идеал, к которому мы по мере своих весьма скромных и слабых сил должны стремиться. Каждый человек, начиная и входя пост, должен больше ориентироваться на свой собственный духовный опыт, свои силы и возможности. Исходить нужно из того, как сам человек для себя определяет важность, смысл поста и свои собственные силы для его прохождения. Конечно же, обязательно обратившись за советом к приходскому священнику.

К посту следует приступать, все взвесив, рассудив, посоветовавшись со священником, с кем-то из церковных людей и найти для себя меру, которая позволит, с одной стороны, и соблюсти пост, и, с другой стороны, не надорвать силы, избежать крайностей. Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать нужное и полезное.

Конечно же, надо в первую очередь помнить, что главное — это пост внутренний, состоящий в воздержании от греха, страстей, похотей, от дурных поступков, слов, мыслей, чувств, а пост внешний — это средство вспомогательное. Невозможность в полной мере соблюсти его в полной мере можно компенсировать тем, чтобы обратить большее внимание на пост внутренний, на духовное трезвение.

Цель поста должна быть ясной: пройти пост, поста не нарушая. Ни в еде, ни в молитве, ни в чтении духовной литературы. И задачи ставить перед собой нужно реалистические, которые ты можешь выполнить. Здесь требуется некий здравый смысл. Не стоит брать на себя сверхзадач, но если уж взял внутреннее обязательство, выполни его, не отступая ни шага назад.

Причем задачи эти должны быть совершенно конкретными. И конечно же, не надо замахиваться, чтобы, например, стать к концу поста «святым». Разумеется, пища сама по себе не может ни осквернить человека, ни тем более приблизить его к Богу. Однако сам человек должен избегать или по крайней мере ограничивать себя во всем том, что способствует увеличению и усилению его плотских страстей: мяса, сала, масла животного, яиц, сладостей, специй и спиртных напитков, доводящих человека до ненормального состояния. Надо понимать, что пост как таковой, — это не борьба с человеческой плотью. Плоть человеческую, как и душу, создал Бог. Пост — это борьба с извращенностью плоти. Когда человек не владеет своим телом, когда он не имеет воли обуздать его, то он становится рабом своей плоти, рабом пищи, пития и прочих неограниченных удовольствий.

Наша телесная сторона все время оказывает давление на душевную. Христианин же постоянно противостоит этому плотскому давлению, «ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5, 17). Пост помогает в этом деле. На какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизнь себе не представляем, — вкусной, сытной пищи, лакомств, а то на какой-то период и самой пищи, — мы воспитываем душу, учим ее противостоять требованиям плоти.

Самое главное во время поста — быть искренним внутри себя и не превращать пост только во внешнее исполнение. : «я ходил в храм реже, а буду ходить чаще», «читал молитвы два раза в день, а сейчас буду пять раз в день», и так далее. Прежде всего, важно поставить своей целью лучше понять свои отношения с Богом. О чем для этого человеку необходимо подумать, от чего следует отказаться, что ему полезно для того, чтобы смирить какие-то свои собственные грехи, и с какими грехами следует бороться в первую очередь.

В пост в первую очередь нужно отказаться от праздности, от лишних и не нужных разговоров, от бездарной информации, которая льется на современного человека. И это будет намного важнее исполнения вегетарианских предписаний.

Общий подход, который можно прочесть у святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и работы, учёбы. Преподобный Марк Подвижник говорил:

«И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас... Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя...»

Пост — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Относительно богослужений, то нужно стараться их посещать, как только предоставляется такая возможность. Если же, увы, ее нет, то можно дома вычитывать полностью или частично, в зависимости от времени и сил, церковные службы, и, конечно же, молиться. А к молитве необходимо себя понуждать.

И в это же время очень полезно обратиться к «богомыслию» т.е. размышлению на темы вечности, греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, творения мира, искупительной жертвы Спасителя, а помощь в этом окажет чтение Священного Писания и Святых Отцов.

Таким образом, общее правило на пост таково: «Поститься в меру, со смирением исполнять церковный устав о посте, помнить о своем несовершенстве. Ждать Рождения Христа, молиться о Его появлении в собственном сердце».

Александр А.Соколовский