История Cлавяно-греко-латинской академии

История Cлавяно-греко-латинской академии

В XVII в. на Руси остро встал вопрос о создании современной системы образования. И главным событием стало открытие в 1687 г. первого российского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии.

Кто задумал Академию?

Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти Симеон Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) — сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения.

Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию.

Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики — обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя — пенсиями.

Академия должна была научить свои воспитанников блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей же Полоцкий поручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык — основной язык русских богослужебных книг.

Греческие ученые

Хотя идея создания учебного заведения «наук гражданских и духовных» исходила от латинистов Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, она попала под руководство приехавших из Италии греков братьев Иоанникия (1663-1717) и Софрония (1652-1730) Лихудов.

Эти ученые, обладавшие энциклопедическими знаниями, приложили все свои силы для организации первого на Руси высшего учебного заведения. Глубокое знание и преданность своему делу, чистота православных убеждений и огромное трудолюбие двух братьев позволяет относить их к лучшим представителям греческого мира.

Братья Лихуды прибыли в Москву во второй половине XVII века с рекомендательной грамотой от Восточных патриархов с целью помочь создать на Руси высшую школу. Для вновь созданной академии было построено специальное здание при монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения — «за иконным рядом»).

Всесословное учебное заведение

Созданная академия была всесословным учебным заведением. Состав ее учащихся был разнообразным. В ней обучались и дети простых безродных родителей, бедноты и высших аристократических фамилий. Этим Академия отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Некоторые из дворян не слишком жаловали Академию из-за того, что «в оной много подлости», то есть простонародья.

Многие ученики-простолюдины подрабатывали, чтобы просто прокормиться. Такова была участь и знаменитого выпускника академии Михаила Васильевича Ломоносова.

«Мне нельзя было тратить стипендии более чем на один ломоть хлеба и кружку кваса в день, — вспоминает Михаил Васильевич, — остальное уходило на бумагу, чернила и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, но наук не оставил».

По характеру своего образования академия была подобна западноевропейским университетам, которые выпускали не только богословов, но и специалистов для государственной службы, переводчиков, медиков, преподавателей, работников типографий — «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), причем не только для России, но и для других славянских стран.

Весь академический курс продолжался около 15 лет. Начинался он с подготовительного класса, который назывался «школой словенского книжного писания», где обучали русской грамоте. После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», где изучали славянскую и греческую грамматику и латынь. Успешно окончившие этот курс приступали к высшей ступени обучения, на которой преподавание шло только на греческом языке. Здесь изучали пиитику, риторику, логику, диалектику, богословие и физику.

Лихуды сами составляли учебники по всем основным предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, например, в учебниках логики и физики они ориентировались на Аристотеля, который был тогда главным авторитетом в европейской науке.

«Уже несколько веков, — пишет Иоанникий в предисловии к своей физике, — все почти академии и университеты избрали Аристотеля вождем и главою, поэтому и мы намерены следовать ему».

Однако братья не копировали слепо западную систему. Они критически переосмысливали материал с позиций православного учения. Этим Славяно-греко-латинская академия отличалась от западных университетов. Она была православной школой, ее характер определялся не западно-христианской схоластикой или умозрительным рационализмом, а учением святых отцов.

Ориентация на широкое гуманитарное образование, а не только на богословие, вызывала у грекофилов, возглавлявших в XVII в. русскую православную церковь, крайнее недовольство. Их поддерживали восточные патриархи, в частности иерусалимский патриарх Досифей писал в начале XVIII, что братья Лихуды в созданной ими Академии «забавляются около физики и философии, вместо того, чтобы учити иные учения...».

Братья Лихуды в Новгороде

Как раз в это время сын Иоакима Лихуды Николай оказался втянутый в скандал и подсудное дело финансового характера. Под этим предлогом в 1694 братья Лихуды были отстранены от преподавания в Академии и заменены их учениками — Федором Поликарповым и Николаем Семеновым, в течение пяти лет преподававших в этом учебном заведении пиитику, риторику и грамматику. Самих же братьев Лихудов переводят в Новгород.

Но и там Лихуды не оставляют того дела, ради которого они приехали в Россию. Они основывают в Великом Новгороде вторую высшую школу, которая впоследствии была оценена как образцовая. Выпускники Новгородской школы открывают учебные заведения в Переславле, Коломне, Туле, Орле и становятся распространителями просвещения для многих городов России.

Основная заслуга братьев Лихудов состояла в том, что они смогли подготовить себе смену и создать систему, способную обеспечить преемственность. Академия и после них продолжала существовать и выполнять стоявшие перед ней задачи.

Кроме создания высших учебных заведений братья Лихуды приняли активное участие в полемике с западными христианами, защищая основы восточного православия, а также в исправлении славянского перевода Библии. Все направления их деятельности неразрывно связаны между собой и имеют одну общую цель — защиту чистоты православия в России.

Петр I и Академия

В 1701 г., по указу Петра I было предписано «завесть в Академии учения латинския». Под руководством учившегося у Лихудов нового ректора Палладия Роговского и Стефана Яворского было возобновлено преподавание философии, тогда же Петр I придал школе статус государственной академии. Преподавателей в Академию приглашали из Киева и Львова, т.к. они были знакомы с практикой западноевропейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской.

Однако, начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755г. Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. В последнюю четверть XVIII в. в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни, т.к. преподавание теперь велось на русском языке.

Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность. В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты.

В 1814 Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Знаменитые выпускники

В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета. Академия оказала глубокое воздействие на всю духовную и культурную жизнь России того времени. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение. Среди них: великий ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Леонтий Магницкий, первый русский доктор медицины Петр Постников, поэт и дипломат Антиох Кантемир, поэт Карион Истомин, архитектор Василий Баженов и многие другие.

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения