Лазарь Богша. Крест Евфросинии Полоцкой (1161 г.)

Крест Евфросинии Полоцкой (1161 г.)

Почитание Креста стало происходить после смерти, воскресения и вознесения Спасителя нашего Иисуса Христа. Кресты ставятся на главах (или маковках, или шатрах) храмов, знаменуя тем самым, что храмы эти — Божии. Кресты, используемые внутри храмов, бывают напрестольные, запрестольные, аналойные, воздвизальные, выносные (используемые в крестных ходах). Есть кресты наперсные — носимые священнослужителями на груди (по старославянски "на персях") поверх одежд, и нательные, которые носит каждый крещеный человек. Наиболее употребителен в богослужении крест напрестольный — четырех— или восьмиконечный.

Святыней Беларуси является поклонный (памятный, моленный) Крест преподобной (благоверной княгини) Евфросинии Полоцкой, содержащий в себе частицы Животворящего древа и частицы святых мощей.

По заказу княгини Полоцкой Евфросинии изготовил его в 1161 году мастер Лазарь Богша, как вкладной в Спасскую церковь Спасского (ныне Спасо-Евфросиниевского) монастыря. Крест был каменный, шестиконечный. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии — частицы мощей греческих святых. Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни нашлись в монастырских и княжеских сундуках.

Изображения, помещенные на Кресте Евфросинии, представляют эпизоды истории Нового Завета и ранней христианской Церкви. Имя мастера Лазаря Богши запечатлено навечно. С обратной стороны креста мастер обозначил своё православное имя Лазарь и прозвище Богша. «Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи» . Мастер Лазарь Богша, судя по некоторым диалектным особенностям надписей креста, происходил из белорусских земель, однако несомненно то, что он долгое время работал в Киеве. Будучи обладателем подлинного таланта и профессионального мастерства самого высокого класса, он создал цельное художественное направление в древнерусских произведениях эмальерного искусства Лазарь Богша был одним из последних великих ювелиров, которые работали в технике византийской перегородчатой эмали. Потом эту технологию надолго утратили, а возродить смогли лишь в наши дни.

Преподобная Евфросиния велела хранить Крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно и приказала мастеру вырезать на нём самое сильное заклятие-оберег. Надпись на Кресте гласит, что каждый, кто осмелится его присвоить, будет проклят Святой Животворящей Троицей. В ту пору не было заклятия мощнее. Согласно надписи на святотатца должен был обрушиться гнев Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. «Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами...»

Судьба этой исключительной христианской святыни необычна. Святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, Крест стал общим сокровищем всех славян.

В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. В 1563 году крест возвратил в Полоцк Иван Грозный. Впоследствии Крест перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Здесь православная святыня находилась почти 90 лет.

В 1921 году крест был реквизирован. С 1929 году Крест преподобной Евфросинии Полоцкой находился в г.Могилеве, куда предполагалось перенести столицу.

Во время Великой Отечественной войны Крест бесследно исчез.

Прошли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992г.) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. Была восстановлена утраченная техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Николаю Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение. На этом нелёгком пути с ним «были Господь Бог и Евфросиния Полоцкая.»

В 1997 году восстановленный древний Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре для коленопреклоненных молитв перед ним за Церковь, за весь мир и за Отечество.

А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения