Богатое духовное наследие оставили своим потомкам белорусы, жившие в далекую эпоху средневековья. Особенно впечатляющим был XVI век, по праву названным веком Белорусского возрождения, когда на основе православных ценностей всему христианскому миру были представлены огромные достижения белорусского народа в литературе, книгоиздании, архитектуре, художественном творчестве.
Все это невозможно было бы в стране с неграмотным, необразованным населением. Именно в те годы в Великом княжестве Литовском, составной частью которого была Беларусь, создается стройная система образования. Кроме этого, многие выходцы из Белой Руси занимались в университетах Польши, Германии, Австрии, Нидерландах Франции, Италии. Причем, это были дети не только богатых родителей, но и представители средних слоев населения. Среди них был и Франциск Скорина, сын небогатого полоцкого купца, впоследствии ставший великим славянским просветителем, ученым, поэтом. В мировую историю он вошел, прежде всего, как первопечатник, давший толчок развитию книжного дела, полиграфии в Беларуси и России. Его дело в дальнейшем успешно продолжил русский первопечатник Иван Федоров.
В 1517 году Ф.Скорина издает свою первую печатную книгу «Псалтырь». За три года он печатает 23 книги, объединенные названием «Библия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного города Полоцка, Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению». Говоря о своей деятельности, Ф. Скрина отмечал главное в ней: " Служение людям посполитым русского языка". Людьми же посполитыми называли в то время простых людей. То есть, своим словом он служил не какому — нибудь сословию, а простому народу и Православной Церкви.
Книги, напечатанные Ф.Скориной и его последователями, широко распространялись в Московской Руси. Типография братьев Мамоничей издавала книги специально на продажу в русских городах. Из архивных документов следует, что в начале XVII века могилевские купцы привозили в Тулу " азбуки печатные«. Кутеинские (оршанские) печатники продавали в Москве свои книги более чем по 500 экземпляров.
Известный исследователь белорусского средневековья и его культуры Ю. Лобынцев пишет: «Количественные подсчеты и анализ содержательной стороны выпущенных книг свидетельствует о ведущей роли белорусской печатной литературы в XVI столетии среди литератур ряда народов Востока и Юга Европы и неопровержимо доказывает, что белорусская кирилловская печатная литература православной ориентации была тогда крупнейшей и богатейшей в Европе».
Нельзя также не вспомнит и о том, что в Беларуси в 1619 году была издана «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, которая получила широкое распространение не только в Великом княжестве Литовском, но и в Московском государстве. На протяжении почти двух столетий эта книга была учебником церковнославянского языка. Именно по ней постигал грамоту великий русский ученый М.В.Ломоносов. Белорусский просветитель печатник Спиридон Соболь дважды издал «Букварь»: в 1613 году в Кутеинской и в 1636 году в Могилевской типографиях.
Если внимательно почитать белорусскую литературу того периода (а она в большинстве своем имела христианское, православное содержание), то нельзя не заметить, что она развивалась в самой тесной и непосредственной связи с литературой Московской Руси. Многие литературные памятники имеют одни и те же формы и жанры, носят один и тот же характер.
Белорусская церковная живопись также развивалась под русским влиянием, документы свидетельствуют, что почти все иконы полоцких церквей были «московской работы». В Туровской замковой церкви в 1613 году было 11 икон «московских малёванных», несколько рукописных «московских книг».
С середины XVII века развитие культуры Беларуси пошло на спад. Главным «душителем» белорусской православной культуры стала католическая Польша. На всей территории Великого княжества Литовского взяла верх католическая реакция. В государстве насаждался фанатизм, нетерпимость к иноверцам, в первую очередь, к православным. Деятельность православных братств была запрещена, братские школы, доступные каждому желающему в них обучаться, были закрыты, типографии разгромлены, православные книги сжигались. Проводилось насильственное окатоличивание и ополячивание белорусов.
В этой обстановке многие белорусы вынуждены были бежать в единоверную, православную Россию, где они внесли значительный вклад в развитие российской культуры не только в области материальной, но и в духовной сфере, в искусстве, архитектуре.
Руки белорусских мастеров создавали и украшали многие храмы и дворцы Москвы и Подмосковья. Так, они принимали участие в строительстве царской резиденции в селе Коломенском. По отзывам современников, в том числе многочисленных зарубежных гостей, Коломенский дворец можно было назвать восьмым чудом света. Роскошные интерьеры дворца вызывали восхищение всех, кто его видел. Большинство работ было выполнено мастерами из Кутеинского монастыря под Оршей, которыми руководил мастер резьбы по дереву из Шклова Клим Михайлов. Он же был одним из ведущих мастеров знаменитой Оружейной палаты в Кремле. Здесь трудились также десятки белорусских мастеров, Благодаря сохраненным архивным документам, известны многие их имена: Максим Михайлов и Трофим Терлик из Копыси, Яков Иванов из Витебска, Андрей Федоров из Орши, Федор Микулаев из Дубровны, Степан Иванов из Мстиславля. Они изготовляли различные высокохудожественные изделия: оружие, серебряную посуду, ювелирные изделия.
Многие памятники старины сохранились до наших дней, в том числе такие, которые имеют мировую известность. Например, иконостас Смоленского Собора Новодевичьего монастыря. Шестиярусный двенадцатиметровый иконостас был выполнен по желанию царевны Софьи. Над ним работали несколько мастеров во главе с Климом Михайловым два года (1683-1685). В Церкви Святой Евдокии в Кремле иконостас также был выполнен белорусскими умельцами. Собор Новоиерусалимского монастыря на Истре, Крутицкий теремок тоже украшали мастера из Белой Руси.
О работе белорусских мастеров с уважением писал известный русский историк Иван Забелин. Он говори, что на царя Алексея Михайловича произвели большое впечатление белорусские города, которые он посетил во время русско — польской войны. " Царь с этого времени стал преобразовывать двор, завел даже театр, вызвав из посещенных им городов многих ремесленников и художников, он употребил их искусство и труды особенно на украшение своего дворца, для чего и причислил их всех к замечательному в то время дворцовому и художественному заведению, известного под именем Оружейной палаты, сверх того, государь отдал им в науку русских учеников, которых они должны были выучить всему, что они сами знают.
В 1661 году вместо Старой столбовой избы, государь выстроил новую и великолепно украсил ее резьбой, золочением и живописью в новом заморском стиле. Резные, золотильные и живописные работы исполняли иноземные мастера, привезенные во время польской войны, а именно: резчики, вырезавшие окна, двери и плафон: Степан Зиновьев, Иван Мировский с учениками, Степан Иванов и живописцы: Степан Петров Андрей Павлов...Пободно же были украшены и другие помещения" Иноземцы, про которых говорил Забелин, и были белорусскими мастерами.
Все это свидетельствует о высоком уровне белорусской культуры того времени и о самых тесных связях ее с русской культурой. Эти связи во многом способствовали взаимообогащению культур двух братских православных народов.
Александр Медельцов
(Из одноименной статьи опубликованной
в журнале «Медный всадник»
№ 7, 2001 г., Санкт — Петербург)