Отношение представителей Русской Православной Церкви Заграницей к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Отношение представителей РПЦЗ к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.


Такова тема кандидатской диссертации, которая была защищена 15 июня 2011 года в Минской Духовной Академии благочинным церквей Борисовского округа, настоятелем храма Рождества Христова протоиереем Александром Вербило.
Читатели, интересующиеся малоизвестными страницами истории Великой Отечественной войны, судьбой русской эмиграции, людей, оказавшихся по обе стороны фронта, могут обратиться в духовно-просветительский центр Борисовской центральной районной библиотеки им. И.Х. Колодеева и приходскую библиотеку храма Рождества Христова, где находятся экземпляры диссертации.
Чтобы ознакомить с этой темой пользователей нашего сайта, предлагаем выступление о.Александра при ее защите.

Ваше Высокопреосвященства, Ваше Преосвященства, Ваше Высокопреподобие, уважаемые отцы, члены комиссии!

Вашему вниманию к защите предлагается кандидатская диссертация на тему «Отношение представителей Русской Православной Церкви Заграницей к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня, особенно после состоявшегося 17 мая 2007 года подписания «Акта о каноническом общении» между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей, история Российского Зарубежья и Зарубежной Церкви в период Второй мировой и Великой Отечественной войн все более привлекает к себе внимание широкой общественности, нередко становится причиной острой полемики и дискуссий. Появилась насущная потребность узнать о своих cоотечественниках, живших в это нелегкое время по другую сторону границы и фронта.

Что касается степени изученности данной темы, то, на сегодняшний день, существующая историография пока еще невелика, и целый ряд вопросов недостаточно разработан, а исследования отношений представителей Русской Православной Церкви Заграницей к Великой Отечественной войне вовсе отсутствуют.

Научная новизна и практическое значение работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного анализа общих процессов происходящих в жизни и деятельности русской эмиграции первой и второй волны и Русской Церкви за рубежом.

Изучение всей совокупности сторон эмигрантской жизни, которая не может быть искусственно разделена на светскую и церковную, но представляет собой единую судьбу, помогает глубже понять религиозные, политические, морально-этические и психологические аспекты, лежащие в основе отношений русских эмигрантов к военным действиям Германии против СССР и к немецкому фашизму в целом.

Хронологические рамки исследования определяются периодом от Октябрьской революции 1917 года в России и до окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Выбор нижней хронологической границы обусловлен необходимостью объяснить такой феномен, как русская эмиграция. Верхняя граница обусловлена разгромом фашистской Германии.

Территориальное исследование охватывает страны Европы, оккупированные гитлеровской Германией, советские территории, захваченные немцами, а также США.

Объектом исследования является российская послереволюционная, в том числе, церковная эмиграция накануне и в период Второй мировой войны, а также советская эмиграция времен Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является отношение русской (церковной) эмиграции к фашизму и войне Германии с СССР.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы систематически изложить отношение к Великой Отечественной войне представителей Русской Православной Церкви Заграницей.

К задачам данного исследования следует отнести:

  • анализ политической и церковной жизни русской эмиграции в период 1920-1930-х годов;
  • изучение деятельности российской эмиграции и РПЦЗ накануне и в первый период Второй мировой войны, а также во время начавшейся Великой Отечественной войны;
  • исследование причин появления второй волны эмиграции и, связанного с ней советского коллаборационизма;
  • изучение и характеристика отношения представителей Русской Православной Церкви Заграницей к Великой Отечественной войне.

Источниковой базой исследования являются большой комплекс документов и исторических материалов, также мемуары, письма, дневники, публикации в эмигрантской периодической печати.

Основной массив документов, использованных для написания работы, был обнаружен в Доме Русского Зарубежья имени А.Солженицына в г. Москве. Это многопрофильное хранилище информации по истории русской эмиграции обладает уникальным собранием архивных материалов, эмигрантской литературы и периодики, которое позволяет осуществлять исследовательские проекты по церковной истории Русского зарубежья на очень высоком уровне.

Содержание и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении формулируется основная цель и задачи диссертации, обосновывается актуальность темы, рассматривается историография вопроса, а также дается характеристика и типология источников.

В первой главе диссертации, которая носит название «Политическая и церковная жизнь русской эмиграции в 1920-1930 гг.», рассмотрены различные политические и религиозные (церковные) взгляды широких кругов эмигрантов, которые повлияли в дальнейшем на формирование отношения к таким явлениям ХХ века, как фашизм, Вторая мировая и Великая Отечественная войны. Русские эмигранты в этот период разделились на два лагеря: «непримиримых», настроенных на борьбу с советской властью и мировым большевизмом, и «примиренцев» с ней. При этом большое значение играл церковный фактор.

Вторая глава под названием «Русская эмиграция и Русская Зарубежная Православная Церковь накануне и в начале Второй мировой войны» рассматривает предвоенный период, когда к власти в Германии пришли фашисты и начало Второй мировой войны. В это время в среде политически активной российской диаспоры завершился процесс размежевания на «оборонцев», провозглашавших принцип решительной поддержки Родины против любого внешнего врага, независимо от того, какой режим находится в России у власти. И «пораженцев», к которым принадлежало большинство правоконсервативных организаций. Они, считая необходимым любым способом добиваться падения советского режима на территории всей России, большие надежды возлагали на начало войны с СССР Германии и Японии.

Русская Церковь в Третьем рейхе в этот период, стала объектом новой религиозной политики нацистов. Была развернута кампания по унификации православных общин, в ходе которой, нацистские ведомства отдали предпочтение епархии РПЦЗ. Главным объектом унификации стали евлогианские приходы.

Третья глава носит название «Русское Зарубежье в период Великой Отечественной войны». Вторжение Германии в СССР 22 июня 1941 года знаменовало собой рубежную веху в истории Русского зарубежья.

Большая часть эмигрантов, придерживавшихся левых и либеральных взглядов, покинули Европу до начала широкомасштабной гитлеровской агрессии и затем продолжили политическую деятельность в США. Другие, оставшиеся, активно включились в европейское антифашистское движение Сопротивления.

Но самая многочисленная правоконсервативная часть эмиграции поддержала войну Германии с СССР и все делала для того, чтобы принять активное участие в военных действиях против большевиков.

В четвертой главе под названием «Вторая волна русской эмиграции в 1941-1945 гг.» рассмотрены причины появления второй волны эмиграции, ее состав, количество и дальнейшая судьба. Дается объяснение такого явления, как советский коллаборационизм и связанного с ним власовского движения.

Пятая, заключительная глава, носит название самой работы - «Отношение представителей Русской Православной Церкви Заграницей к Великой Отечественной войне». Она, подводя итог, раскрывает деятельность Русской Православной Церкви Заграницей в период 1941-1945 годов и отношение ее представителей к начавшейся войне Германии против СССР.

В Заключении, делаются ключевые выводы, характеризующие позицию и отношение представителей Русской Православной Церкви Заграницей к Великой Отечественной войне.

В Приложении представлены фотографии архиереев Русской Православной Церкви за рубежом всех юрисдикций, политических и военных деятелей эмиграции, Русского корпуса в Сербии, казаков, власовцев и духовенства этих воинских антибольшевистских формирований и др.

Полный объем работы составляет 383 страницы, 10 из них – иллюстрации, размещенные в приложении. Библиография насчитывает 157 источников, которые делятся на опубликованные документы, публикации в периодике, мемуары, исследования, справочную литературу, материалы в сети интернет и диссертации.

Результатом проведенного диссертационного исследования являются положения, выносимые на защиту:

  1. С самого начала своего пребывания в рассеянии Русская Православная Церковь Заграницей (или «Карловацкая», как называли ее противники) заняла принципиальную политическую позицию и строго ей следовала, активно участвуя в политической борьбе в последовательном союзе с правым лагерем. Эта позиция была определена на I Всезарубежном Соборе в 1921 году и повторена на 2 Всезарубежном Соборе в 1938 году. Ее можно сформулировать в двух пунктах: бескомпромиссная борьба с большевизмом, вплоть до свержения коммунистического режима, и восстановление в России монархии Дома Романовых. Этот прямолинейный антикоммунизм в дальнейшем, во время войны Германии с СССР, направил «Карловацкую» Церковь к контактам с нацистскими властями и власовским движением.
  2. Гитлеровский режим, с самого начала своего существования, стал преследовать главную свою цель - превратить национал-социализм в господствующую идеологию в стране, подчинить своему политическому и идеологическому контролю все сферы государственной и общественной жизни в Германии, чтобы обеспечить сплоченность германского общества накануне предстоящей, готовящейся войны. В отношении тех, чьи взгляды не вписывались в рамки официальной идеологии, следовали чистки, репрессии, террор. Эта политика затронула и все религиозные общины страны. Был принят план по их унификации. Относительно православных общин, нацистские ведомства отдали предпочтение епархии РПЦЗ, так как считали эту церковную ветвь более консервативной в церковном и политическом плане, бескомпромиссной в отношении к коммунизму, самой многочисленной по количеству прихожан за пределами СССР, и, в то же время, лояльной по отношению к немецкой власти. Развязанная Германией 1 сентября 1939 года Вторая мировая война, в которую неизбежно должен был быть втянут и Советский Союз, вызвала прилив надежд и энтузиазма у радикально настроенной русской эмиграции, в том числе церковной ее части «карловацкой» юрисдикции, с которой они связывали возможность свержения большевиков, что сделало бы возможным «возвращение домой». Митрополит Анастасий (Грибановский), глава Архиерейского Синода и представители русских национальных организаций в Югославии направили обращение Главе Российского Императорского Дома великому князю Владимиру Кирилловичу, датируемое 3 сентября 1939 года, в котором говорилось: «Начавшаяся жестокая война может выдвинуть вопрос о судьбе русского народа, о судьбе нашей настрадавшейся Родины... русская эмиграция за рубежом не имеет права не пользоваться, могущим представиться случаем, чтобы подвигнуть дорогое нам русское национальное дело».
  3. В первые дни начавшейся Великой Отечественной войны ведущие политические, военные и духовные лидеры эмиграции заявили о своих позициях. Иллюстрацией таких заявлений может служить обращение к русской эмиграции великого князя Владимира Кирилловича от 26 июня: «В этот грозный час, когда Германией и почти всеми народами Европы объявлен крестовый поход против коммунизма-большевизма, который поработил и угнетает народы России в течение двадцати четырех лет, я обращаюсь ко всем верным и преданным сынам нашей Родины с призывом: способствовать по мере сил и возможностей свержению богоборческой большевистской власти и освобождению нашего Отечества от страшного ига коммунизма». С началом войны Русское зарубежье окончательно раскололось. Значительная часть русских эмигрантов, живших на территории Третьего рейха, встала под германские знамена. В то же время, среди них были и те, кто оказался в рядах движения Сопротивления, принимая активное участие в антифашистской борьбе. Но Гитлер, как показала история, не нуждался в союзниках русской национальности и бывших подданных России, ведя войну ради уничтожения не только советской власти и коммунистического режима (о чем декларировалось), но и российского государства, неполноценной, по убеждению фашистов, славянской нации. Поэтому начавшийся процесс создания эмигрантских антибольшевистских воинских формирований, а также использование бывших белогвардейцев в качестве специалистов в войне Германии против СССР, проходил достаточно трудно, сопровождался конфликтами и эксцессами. В результате, лишь малая часть русских эмигрантов смогла принять реальное участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Известным исключением стала Югославия, где сформированный Русский корпус вел борьбу на стороне немцев, но воевал, прежде всего, с югославским коммунистическим партизанским движением. Его создание было благословлено митрополитом Анастасием и в его составе, по образцу императорской российской армии, имелось штатное военное духовенство. Зарубежная Церковь имела попечение и о других воинских формированиях, о чем свидетельствует один из итоговых документов Венской конференции 1943 года, в котором перед немецкими властями ставился следующий вопрос: «Ввиду большого количества разнообразных русских воинских частей в составе Германской армии, необходимо учреждение института военных священников, имеющихся уже при некоторых частях».
  4. Трагическим результатом столкновения двух тоталитарных режимов – фашизма и большевизма явилась вторая волна русской эмиграции. С ней связано крупное военно-политическое событие Великой Отечественной войны - противоборство советских военнопленных и гражданских лиц со сталинско-большевистским режимом. Оно воплотилось в освободительном движении, возглавляемом генералом Власовым, которое Германия была вынуждена политически признать. 14 ноября 1944 года в Праге был провозглашен Комитет Освобождения Народов России (КОНР) со статусом независимого российского правительства. Зарубежная Церковь активно поддержала ее возникновение. Это было связано, в первую очередь, с позицией митрополита Анастасия, который старался использовать представившуюся возможность участвовать в достаточно массовом русском антикоммунистическом движении. Воинские части КОНРа духовно окормлялось русским зарубежным духовенством, имея в своих рядах полковых священников. Среди новых и важных задач, вставших перед православным духовенством и мирянами после вторжения вермахта в СССР, вне зависимости от юрисдикционной принадлежности, стало духовное окормление и оказание разнообразной помощи российским людям, попавшим в качестве военнопленных или принудительно угнанных на работы в Германию. Боль и страдания соотечественников были восприняты эмиграцией первой волны как свои. Стало неожиданностью горячее стремление советских людей к вере.
  5. Представители РПЦЗ: иерархия, духовенство и паства, в тесном союзе с правоконсервативной частью русской эмиграции, в большинстве своем, поддержали Германию в войне с СССР, надеясь, что безбожный сталинский режим вскоре рухнет и русский народ освободится от коммунистического ига. Вмешательство силы извне рассматривалось ими как единственное средство, способное изменить общественный строй в России, после чего, как предполагалось, произойдет ее возрождение. Отсюда множество воззваний, выступлений, статей, которые содержали в себе горячие приветствия Гитлеру, немецкому народу и его армии в связи с началом войны. Но этим надеждам не суждено было исполниться. Нацистское руководство не собиралось восстанавливать «Единую и Неделимую Россию», возрождать и поддерживать развитие национального сознания и культуры. Русская Церковь ими воспринималась как проводник нежелательных идей националистической и монархической идеологии. Немецкие ведомства во время войны заняли принципиально враждебную русскому православию позицию. Ими были введены всевозможные ограничения в осуществление церковной деятельности: проводилась политика полной изоляции главы Архиерейского Синода от других епархий, чинились препятствия осуществлению контактов иерархов между собой; эмигрантское духовенство не было допущено в Россию, а затем не допускалось к советским военнопленным и вывезенным на работы в Германию соотечественникам; все делалось, чтобы раздробить Русскую Церковь на несколько несообщающихся между собой частей, главным образом по национальному признаку.

Итак, подводя итог, необходимо сказать - позиция и отношение к Великой Отечественной войне представителей РПЦЗ были, в первую очередь, антибольшевистскими. Этот антибольшевизм Церковь осуществляла в тесном союзе и контакте с правоконсервативной частью русского зарубежья. В достижении цели – свержения безбожной большевистской власти в России, правые силы эмиграции сделали ставку на войну Германии с СССР, поэтому их позиция во время начавшейся войны была прогерманской. Но лишь в той мере, в какой Германия виделась в качестве союзницы и помощницы в достижении поставленной цели. Когда же фашизм показал свое истинное лицо и действительные намерения в этой кровавой войне, стало постепенно меняться и отношение к нему. В конце войны РПЦЗ активно и всячески поддержала новое антибольшевистское движение, возникшее в среде второй волны эмиграции, бывших советских граждан и выразившееся во власовском движении.

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения