О восстановлении Православия в Беларуси

О восстановлении Православия в Беларуси

Уния была навязана Западно-Русской церкви в польско-литовском государстве для окаталичивания населения. И просуществовала с 1596 года по 1839 год. Воссоединение белорусско-литовских униатов с Православной Церковью связано с именем митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко).

Митрополит Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко) родился 25 декабря 1798 года в селе Павловка, Киевской губернии. Его отец был сыном униатского священника. Первоначальное образование Иосиф получил дома под руководством местного дьячка, который отметил в юноше способности, память и трудолюбие. Семья будущего православного иерарха, хотя и принадлежала к униатам, но не чуждалась Православия, поэтому мальчик ходил читать и петь в православный храм. Все условия домашнего быта и воспитания, отношение его родителей к Православию, явились основанием для развития в будущем митрополите тех убеждений по вопросам веры, которые и привели его самого к принятию Православия и призвали на труд воссоединения униатов с Православною Церковью.

Имея желание учиться, Иосиф Семашко поступил в Немировскую гимназию, которую блестяще окончил. Затем — в 1820 году — в Виленскую Семинарию. По окончании Семинарии ему была присвоена степень магистра богословия. В том же году он был возведен в сан диакона, а в 1821 году — в сан священника. На 24-ом году жизни о. Иосиф заседал уже в Санкт-Петербургской Римо-католической Коллегии по униатскому отделению.

В возрасте 31-го года Иосиф Семашко стал униатским викарным епископом Мстиславским. В 1833 году он возглавил Литовскую кафедру. К 1839 году епископ Иосиф уже занимал первое место в Униатской Церкви, являясь председателем. Коллегии. Иосиф Семашко, участвуя в жизни греко-католической церкви, видел её проблемы.

«Я ознакомился, — писал он в своих воспоминаниях, — ...с весьма затруднительным, если не бедственным положением Униатов между Православною и Римско-Католическою Церковью. На них Православные нападали с явным ожесточением, тесня их по разным делам, часто видимо несправедливым; Римляне же брали от них все без огласки, под видом дружбы. Это заставило меня часто призадумываться, и признаюсь, в сердце своём я извинял более Православных, нежели Римлян. Первые, по крайней мере, враги и не без повода, думал я, Униаты обыкновенно отплачивают им тоже враждою: но за что же их обижают друзья». Осознав, что главная опасность для унии исходит от внутреннего латинства, Семашко по мере сил отстаивал интересы соединённой церкви. Однако эти усилия оказались бесплодными, что привело его к окончательному разочарованию в унии. В итоге он не захотел служить «орудием окончательного изменения оной в Латинскую».

Семашко видел, что в унии белорусам и украинцам навязываются элементы польской культуры и языка, что приводит к денационализации исконной культуры. Как следует из его записки «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», с которой собственно и начался процесс воссоединения, он предложил русскому правительству присоединить к православию греко-католиков империи лишь тогда, когда на личном опыте убедился в том, что в унии все культурные начала, основанные на восточной христианской духовности, в том числе и древние белорусские, не развиваются, а уничтожаются, и этот процесс невозможно остановить изнутри.

В начале 1837 года Владыка Иосиф Семашко стал настойчиво добиваться скорейшего присоединения униатов к Православию, заявляя об их готовности к воссоединению. Большая часть духовенства числом до 775 священников дали письменные подтверждения о своей готовности присоединиться к Православию. Лишь 160 человек не заявили о своем согласии.

12 (25) февраля 1839 года в г.Полоцке в День чествования иконы Божией Матери «Иверская» в присутствии Епископов Литовского Иосифа (Семашко), Полоцкого Василия и викарного Епископа Брестского Антония состоялось соборное постановление о воссоединении Униатской «церкви» с Православной и был составлен знаменитый «Соборный Акт», подписанный 24 начальствующими лицами.

23 марта (5 апреля) 1839 года Святейший Синод рассмотрел «Соборный Акт» и принял постановление о присоединении греко-униатской «церкви» к Православной Всероссийской. Это событие может быть оценено не только в церковном отношении, но и государственном. Вот как сам митрополит объясняет мотивы этого подвига:

«...я с детства имел... душевное влечение к России и всему русскому... Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом — вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа... Пламенное усердие к этому делу в течение 12 лет (1827 — 1839) постигло все мое существование».

С воссоединением западнорусских униатов с Православной Церковью были разрушены многовековые усилия поляков и латинян поглотить и уничтожить Православие и в Белоруссии, и Литве. Деятельность высокопреосвященного Иосифа привела к тому, что воссоединённые белорусы из униатов-католиков превратились в верных чад Православной Церкви.

Воссоединение происходило в основном мирно. Недоразумения и волнения случались только там, где вопреки планам владыки Иосифа слишком ретивые церковные или светские власти пытались силой ускорить дело воссоединения.

Воссоединение можно назвать подвигом, но после этого подвига владыке Иосифу предстоял не менее трудный подвиг утверждения воссоединённых в Православии, полного преобразования и окончательного слияния бывших униатов с исконно православными.

Здесь были три проблемы: во-первых, бывшее униатское духовенство и простой народ держались многих обычаев и привычек латино-униатской старины, которые были несовместимы с православным исповеданием веры; во-вторых, бывшие униатские священники были часто недостаточно образованы и находились в зависимости от помещиков-католиков; в-третьих, в крае был очень силён польско-латинский дух, носителями которого были шляхта и католическое духовенство. Такие проблемы стояли перед владыкой Иосифом, который в 1840-му году был архиепископом Литовским и председателем Белорусско-Литовской коллегии, подчинённой Священному Синоду.

30 марта (12 апреля) 1839 года на заседании Святейшего Синода торжественно была зачитана Синодальная грамота о совершившемся событии воссоединенным Греко-униатская духовная коллегия переименована была в Белорусско-Литовскую, председателем которой назначался Преосвященный Иосиф (Семашко) с возведением в чин Архиепископа.

В память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви была выпущена медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». После события воссоединения, высокопреосвященный Иосиф почти 30 лет заботился об утверждении Православия среди своей новой паствы. Он строил храмы, открывал духовные учебные заведения, занимался просвещением. В 1852 году владыка Иосиф был возведен в сан митрополита и удостоен высоких наград.

23 ноября 1868 года, на 70-ом году жизни, митрополит Иосиф (Семашко) отошел ко Господу и был погребен в пещерной церкви в Виленском Свято-Духовом монастыре.

А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения