Начало Православной Руси. 14.Священнослужители о святом равноапостольном князе Владимире

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Image
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались — чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.

А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.

А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это Евангельское слово, а в центре этого слова — то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой. В центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

 

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

 

Image
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Кто-то, рассуждая о Промысле Божием, может в недоумении спросить: отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников? Как будто Обративший Савла в Павла, в Апостола веры Христовой, выбирая такого закоренелого язычника для важнейшей миссии, не знал, каков был Владимир. Действительно, нелегко бывает рассмотреть все нити в тончайшей ткани Божественного Промысла, но эту нить проследить нетрудно.

Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? Кем стал ты?»

«Владимир Красно Солнышко» — так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира — святые страстотерпцы — князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.

Следовательно, Владимир — человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он — основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский — красно солнышко!»

 

Митрополит Антоний Сурожский (Блюм)

 

Митрополит Антоний Сурожский (Блюм)
Митрополит Антоний Сурожский (Блюм)

Сегодня мы вспоминаем князя Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жизни, когда она возникает из сложных, стихийных недр язычества, чтобы встретиться лицом к лицу с Евангелием, с Самим Христом. Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа — как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.

Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем.

 

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

 

Image
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Князь Владимир — сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную», — поет о нем Церковь.

От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере — истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа. Она прославила сонмы святых угодников — наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.

 

Священник Валерий Духанин

 

Святой равноапостольный князь Владимир Великий — личность в истории России исключительная, судьбоносная, краеугольная. Через него Господь явил Руси великое счастье — православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.

Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершенное им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Еще его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего Отечества.

...Народная память сохранила образ святого князя Владимира как радушного князя, При нем Русь достигла наивысшего своего расцвета во всех направлениях: становлении государства, развитии хозяйства, защиты границ, торговли, строительства и просвещения. Но самое главное: он приобщил Русь Господу Иисусу Христу, открыл нам путь к вечному Небесному Царству, он наш путеводитель, который в нужный момент смог направить исторические пути нашей Родины к самым важным сокровищам, которых так чает каждая душа человеческая.

 

Из интернет-источников по материалам журнала «Фома», радио «Вера»

 

Промыслу Божию было угодно, чтобы Русь была крещена именно в Православную веру. Усвоив заветы Христовы, князь ревностно воплощал их в жизнь. Владимир проявлял заботу о бедных, больных и обездоленных. Никогда еще люди на Руси. Потому и отвечали ему такой же искренней любовью.

Со многими привычными страстями прошлой языческой жизни, он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним. Владимир учился христианству вместе со своим народом.

Народное почитание князя Владимира как святого началось уже с XI века. Люди прозвали его Владимир Святой, Владимир Креститель, а ласково — Владимир Красное Солнышко (такое прозвище никогда бы народ не придумал, если бы князя Владимира не любили за его доброту, за его духовную красоту и за его духовную щедрость, а все это к нему пришло благодаря крещению). Однако официально его канонизировали позже, первые достоверные сведения об этом относятся только к XIV веку.

И сегодня, много веков спустя, мы вспоминаем князя Владимира — это свидетельствует о том, что наследие святого князя живо, как его почитали тогда, так и почитают теперь, и мы все являемся его духовными наследниками.

Через богослужение наши предки прежде всего приобщались к Православной вере, приобщались к Богу, а также и к культуре, потому что Церковь на протяжении очень многих веков, вплоть до начала нового и новейшего времени, аккумулировала в себе все культурные богатства, которыми она щедро делилась с народом.

Князь Владимир как бесценный дар подарил Православное Христианство русскому народу. Вместе с византийскими иерархами и священниками пришло на Русь благолепное пение и богослужение, причем на понятном славянском языке, пришла та традиция церковной архитектуры, которая затем приобрела свои характерные национальные черты, и традиция византийского иконописания, которая впоследствии в творчестве выдающихся иконописцев, таких как Андрей Рублев, приобрела очень ярко выраженные русские черты.

Приняв крещение, Владимир сделался ревностным христианином, строил церкви, ставив их по тем местам, где недавно стояли кумиры языческие и приносились кровавые жертвы; рассылал священников и проповедников по городам и селам.

Владимир устроил на Руси первые школы, брал в них детей лучших граждан.

Богослужение на понятном языке содействовало успешному распространению христианства и более углубленному пониманию Слова Божия, формированию принципов святости, духовности как общенародных ценностей.

Личность, канонизированная Церковью, — образец какой-либо христианской добродетели и победы над грехом. Князь Владимир явил яркий пример того, как святой смог изменить не только свою душу, но и свое время, и свою страну. Тем самым проявив значение праведников, святых не только для внутрицерковной жизни, но для судьбы целой страны и всего народа.

Подготовил Александр Медельцов,
историк, член Союза писателей Беларуси