Святое Причастие - жизнь и спасение! (часть 2)

Святое Причастие - жизнь и спасение!

Посвящается протоирею о. Александру Вербило

Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь
во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6, 56)

Часть 2

Читайте первую часть здесь

Причастие – потребность и необходимость жизни

Когда Господь предавал Таинство Причастия Своим ученикам, Он не давал им совет: «Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь», как Он сказал: «Если кто хочет идти за Мною» и «если хочешь быть совершенным».

Но Он повелительно указал: «Приимите, ешьте, это Мое Тело,» и «пейте из нее все, это Кровь Моя» . То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь. И далее Он же говорит: «Сие творите в Мое воспоминание».

То есть это Таинство Я вам предаю, чтобы оно совершалось не одиножды, но ежедневно (как то объясняет святитель Иоанн Златоуст) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти и всего Моего домостроительства спасения.

Эти слова Господа ясно представляют два необходимых момента в Причащении:

  • один состоит в обязательном повелении, которое они содержат,
  • а другой - в длительности, на которую указывает слово «творите», что, понятно, означает то, что нам повелевается не просто причащаться, но причащаться непрестанно.

Видимым символом евхаристического единства служат единый хлеб и единая чаша. Хлеб Евхаристии есть само Тело Христово («Сие есть Тело Мое»).

Церковь всегда верила и исповедовала, что после литургического освящения хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христовыми.

Святые Отцы использовали как новозаветные выражения «быть», «становиться», так и свои собственные – «творить», «сотворить», «переделывать», «претворение», «переначаливание», «перестройка» и, наконец, самое распространенное – «преложение» Термин «преложение» уже в середине II-го века употребляет св. Иустин Мученик Обычная пища, пишет он, становится плотью Господа «через преложение». Позднее этот термин был увековечен в церковном предании благодаря литургии св. Иоанна Златоуста, кульминацией которой является прошение о преложении евхаристических Даров Святым Духом: «Преложив Духом Твоим Святым».

Преложение Святых Даров преображает не природу, но образ существования хлеба и вина, так что мы, вкушая от них в таинстве Причащения, приобщаемся всего существа Христова.

Само же разнообразие терминов свидетельствует, что ни один из них не может расцениваться как единственный ключ к рациональному постижению тайны Евхаристии, но все они только лишь указывают на сам факт таинственного изменения, происходящего со Святыми Дарами.

Святоотеческое богословие никогда и не пыталось объяснить евхаристическое преложение с помощью каких-либо рассудочных философских категорий. Любые попытки исследовать «механизм» таинства признавались Святыми Отцами совершенно бессмысленными за полным отсутствием самого этого «механизма». На вопрос, каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, систематизатор православного учения преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) отвечал следующими словами:

«Если же ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил плоть от святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие - истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим».

Протоиерей С. Булгаков называет претворение хлеба и вина метафизическим, то есть таким, которое не доступно ни нашему чувственному восприятию, ни разуму, а только вере, такой вере, которая, по апостолу Павлу, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11,1) Поэтому в молитве, произносимой перед причащением, говорится «Верую, Господи, и исповедую, …яко сие сие есть самое пречистое Тело Твое и сия есть самая честна кровь Твоя...»

Патриарх Константинопольский Геннадий, очень мудро излагает, насколько необходимо для христианина Святое Причастие, говоря:

«И ныне Таинство соделывает своим причастникам преуспеяние жизни по Христу. То, что совершает телесно видимая часть таинства (то есть хлеб и вино для тела ), то же самое оно таинственно и невидимо совершает в душе. Ибо Тело Христово питает и составляет нашу душу, подобно тому как хлеб делает это для тела. Как мы возрождаемся, когда принимаем Крещение и благодатное бытие получаем вместо бытия греховного, так и когда питаемся Таинством Причащения, мы получаем пребывание в благодати и преуспеваем»

Причастие – гарант духовного здоровья

Священный Климент говорит: «Причащаясь Честного Тела и Честной Крови Христа, возблагодарим Удостоившего нас причаститься Святых Его Таинств и да попросим, чтобы были они нам не в суд, а во спасение и во оставление грехов».

По словам Никодима Святогорца «Хотя и исповедь, и исполнение епитимий могут подавать прощение грехов, однако для освобождения от грехов необходимо Божественное Причащение. При лечении зловонной раны сначала удаляют червей, потом отсекают сгнившие части и затем накладывают мазь для исцеления, потому что, если оставить рану без нее, она придет в прежнее состояние. Так бывает и с грехом: исповедь удаляет червей, исполнение епитимий отсекает сгнившее, а затем Божественное Причащение бывает как бы мазью и исцеляет от греха. Ибо если не будет принято Божественное Причащение, несчастный грешник возвращается в прежнее состояние, и бывает для человека того последнее хуже первого».

Исповедь важна для того, чтобы человек осознал свои грехи, произвел самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника, и Исповедь сама по себе оказывает на него определенное преображающее воздействие. Но исповедь не соединяет человека со Христом таким же образом, как это происходит в Евхаристии.

Причащаясь мы соединяемся со Христом всем своим человеческим естеством не только духовно, но и телесно.

Тело Христово, с одной стороны питая нас, согласно своей телесной природе, с другой стороны, согласно своей чистоте, очищая и освящая, будучи соединено с Божественной природой, подает нам в достатке духовное питание, и мы, таким образом питаясь качественно этой пищей, вновь приобретаем духовное здоровье и чистоту, которых нас людей лишило тогда в раю вкушение плода запрещенного дерева.

О достоинстве и недостоинстве

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя говорит:

«Я вижу, что многие причащаются Тела (и Крови ) Христовых просто так и как случится, движимые скорее обычаем и законническим отношением, а не разумным рассуждением. Ибо, когда придет время святой Четыредесятницы, каждый, каким бы он ни был, то есть достойным или недостойным, причащается Тайн. Так же каждый делает и когда придет день Богоявления, даже если ему не время причащаться.

Но ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз (когда присутствуешь на Литургии), а без нее не причащайся никогда, ибо, говорит (Павел), всякий раз, когда вы это совершаете, возвещаете смерть Господа, то есть совершаете воспоминание вашего собственного спасения и благодеяния, которое вам сделано….

Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок! Напрасно совершается ежедневно Литургия, напрасно мы стоим в алтаре - никто не подходит причаститься. Говорю это не для того, чтобы вы причащались просто так и как случится, но чтобы вы делали себя достойными.

О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии. Ты слышишь диакона, который стоит и взывает: «Те, которые пребываете в покаянии, все просите Бога, дабы вас простил» Те, которые не причащаются, находятся все еще в чине кающихся. Итак, что ты стоишь? Если ты в чине кающихся, тогда ты не можешь причаститься, ведь тот, кто не причащается, среди кающихся находится. Для чего взывает (диакон): «Изыдите те, которые не можете молиться Богу», а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им?

Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака. Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Но (может быть) они чисты? Тогда садись и ешь от нее. Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: «Друзья, как вы стоите здесь, (в Церкви), не имея брачной одежды?» Разве Он не спросил: «Почему ты сел за трапезу? « Но даже прежде, чем тот сел, говорит ему, что он недостоин даже войти сюда. Ведь Он сказал не "почему ты возлег?», а "как ты вошел?»

Святитель утверждает, что причающиеся евхаристических хлеба и вина принимают истинные, реальные Тело и Кровь Господа, соединяются с ним через это причащение с Самим Иисусом Христом, Который «растворяет» в них Своё тело, делается их братом, а они становятся «сокровными» Ему и через это являются наследниками жизни вечной.

После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостоились. Народ благодарит: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам», что значит: «О Господи, пусть уста наши наполнятся славословием Тебе, ибо Ты нас удостоил причаститься Святым и бессмертным Твоим Тайнам». А священник говорит: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых и животворящих Тайн достойно благодарим Господа», что значит: «Братья, поскольку с чистой совестью мы все причастились Святых и животворящих Тайн, давайте вместе благодарить Господа!».

Со страхом Божиим, верою и любовию приступите

Святитель Василий Великий в послании к Кесарии пишет: «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем. Приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого»

Эти слова - свидетельство о евхаристической практике подвижников, монахов. Но воскресная Евхаристия, как говорят церковные каноны, для всех

Поэтому и говорит Вселенский учитель Златоуст:

«Итак, не будем нерадеть, удостоившись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. И пусть у нас будет только одна скорбь - не причащаться этой Пищи».

Наш современник Святейший Патриарх Сербский Павел говорит :«Первые христиане причащались каждый день, чуть позже причащались каждое воскресенье и в праздничные дни, правда в те времена праздников было меньше, чем теперь. И первые христиане именовались святыми – и были святыми! Эта святость необходима была им для твердости духа в эпоху гонений.

Сейчас наступила свобода для христиан — можно провести историческую аналогию – после времени равноапостольного императора Константина и его матери царицы Елены (IV век), когда была дарована свобода исповедания христианства, многие люди стали присоединяться к Церкви неискренне и через эту неискренность постепенно наступил упадок христианства. Люди перестали причащаться Св. Тайн.

Свт. Иоанн Златоуст задает вопрос – «Нужно ли часто причащаться или не очень часто?», потому что в то время уже были люди, которые совсем не причащались. И отвечает на него – «Нужно причащаться ни очень часто, ни очень редко. Если ты достоин, то ты всегда достоин, а если ты недостоин причащения – то никогда не достоин..» Поэтому надо испытывать себя».

Евхаристия никогда не остается для человека бездейственной, если человек участвует в Евхаристии всем своим естеством

Несомненно, воля верующих должна быть направлена на регулярность причащения, но при одном условии, что они постоянно будут внимательны к состоянию своей души, будут соблюдать духовный пост, хранить сердце, зрение и слух, все свои чувства от греха, а не просто отказывать себе в определенной пище, поститься телесно лишь накануне причастия.

Следовательно, необходимо избегать однобокости подхода и любых крайностей в отношении к посту и причащению.

По словам преп. Никодима Святогорца, «причащаться непрестанно - это и необходимо, и душеполезно, и согласно с заповедью Божией, и добро совершенное и благоугодное. А причащаться только три раза в году - это и не согласно с заповедью, и добро несовершенное, ибо не является добром то, что не добро делается. Поэтому, как все другие заповеди Божии требуют для себя необходимого времени, согласно Екклесиасту: «Время для всякой вещи» (Еккл.3,17), так и исполнению заповеди о Причащении нам следует уделять должное время. Иными словами, соответствующее время для Причащения - это тот момент, когда священник возглашает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите».

Библиография

  • Архим. Киприан (Керн): Евхаристия
  • П. В. Бубнов: Жизнь будущего века Ступени №3 (23)
  • А. Зайцев: Евхаристическое преложение http://www.pravbeseda.ru/
  • Иустин Мученик: Апология I
  • Митр. Иларион (Алфеев): Парадокс и тайна Евхаристии. www.taday.ru/text/1235971.html
  • Патриарх Сербский Павел: О посте и причастии http://www.portal-slovo.ru
  • Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Репринт. Т. 1. М., 1994.
  • Прот. Борис Пивоваров Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения «Церковь и время», No 2 (11), 2000
  • Прот. А.Шмеман: Евхаристия. ИМКА-ПРЕСС 1984 .
  • Прот. Н.Афанасьев: Трапеза Господня Изд. БСОКРиС, 1991
  • Прот. С. Булгаков: Евхаристия. М.-Париж: Русский путь, 2005.
  • Правила св. Поместных Соборов с толкованиями. М. 2000.
  • Преп. Никодим Святогорец Святитель Макарий Коринфский Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн pagez.ru/olb/051.php
  • Проф. Н.Успенский Анафора. Опыт историко-литургического анализа. Богословские труды.СБ.13.М.1975.
  • Св. Иоанн Дамаскин: Точное изложение православной веры. IV. 13.
  • Святитель Иоанн Златоуст: Толкование на святаго Матфея Евангелиста, Кн. 2. М., 1993
  • Св Николай Кавасила: Изъяснение Божественной Литургии. Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2002
  • О частом причащении Святых Христовых Таин
  • Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Письма. Мн. 2003. письмо 89 (93)
  • А.С. Хомяков: Церковь одна, п.8, Церковь и ее таинства. http://www.russia-talk.com
  • К. :Фельми Литургическое богословие святого Иоанна Кронштадтского 1998.

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения