Болезни не будет... ибо прежнее прошло

Болезни не будет... ибо прежнее прошло

Любой человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Верными всегда остаются слова пророка Давида:

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89: 10).

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, поскольку при общей греховности телесное здоровье может быть гибельным для души, ибо некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным.

Тем не менее, телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. «Прежде болезни заботься о себе...»(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием — подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды:

  • во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления;
  • во-вторых, Господь посылает врача.

«Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», — преп. Ефрем Сирин.

Причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30:150).

Известно, что и святые имели болезни. Апостол Павел, например, пишет: «... дано мне жало в плоть.., чтобы я не превозносился». Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения духовного подвига.

Господь попускает нам болезни, в первую очередь, за грехи — для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания того, что земная жизнь — это краткий миг, за которым стоит вечность.

Св. Варсонофий говорил о том, что «болезни часто посылаются за грехи». Также и св. Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов».

Однако, далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи.

«Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности... Случаются болезни и для нашего испытания в добре» — говорит св.Иоанн Златоуст.

Апостол Петр, высказывает мысль о том, что болезнь часто уводит человека от грехов:

«Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью: ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией»

Болезнь не позволяет зарождаться страстям:

«Всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас», — пишет св.Тихон Задонский.

Болеем мы и для нашего смирения и недопущения к злым и гибельным поступкам.

Однажды Иисус Христос шел с учениками, и апостолы увидели человека, безногого от рождения. Он сидел у дороги и просил милостыню. Ученики спросили: «Почему у него нет ног?» Христос ответил: «Если бы у него были ноги, огнем и мечем прошел бы он всю землю».

Болезнь нередко вменяется терпеливому страдальцу вместо подвига, по словам Серафима Саровского: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более».

Болезнь имеет силу смягчать наши сердца и заставляет осознать свою немощь.

Зачастую, только через собственную тяжелую болезнь, находясь в немощном и беспомощном состоянии, страдая, мы в полной мере начинаем оценивать человеческое сострадание, сочувствие и заботу.

«Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», — писал преп, Макарий Оптинский

Вспоминая историю праведного Иова, свят. Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив».

Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл. «Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа» — говорил св.Василий Великий. Преп. Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной». Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа» (преп. Ефрем Сирин).

Чтобы малой неприятностью избавить нас от большей

«посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин» — поучает св.Феофан Затворник.

Принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек как бы берёт на себя начало крестоношения, т.е. добровольного следования за Христом в страдании. И тогда болезнь, ужасающая и бессмысленная для обыденного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия.

Таким образом, исходя из христианских подходов, можно выделить следующие причины болезней:

  1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества
  2. Болезнь как наказание и кара за грех
  3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни
  4. Болезнь как испытание в верности
  5. Болезнь как искупительная жертва

Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является. По словам св. Игнатий Брянчанинова:

«Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху»

Ещё Ветхий Завет содержит гимн медицине:

«Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он (Бог) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий.. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38: 1-14).

Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть... врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте... больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление ( Деян. 19: 12; 28: 9).

Благим делом, согласно Писанию, является «естественное» врачевание, медицина:

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание... Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом необходимо избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры.

По словам св.Василия Великого

«как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога».

Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом — это волен решать по своему разумению всякий христианин. Однако, при этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преп. Варсонофий Великий:

«Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: „Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление“. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь [врачевание] — не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией»

Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера. Преп. Макарий Великий писал, что Бог

«дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу... должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь».

Однако по словам св. Феофана Затворника «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье».

Молитва, пост, милостыня и прочие добродетели видимы и осязаемы Господом, и Он предоставляет нам исцеление. Если же мы идем к врачам, то просим благословения Божия на излечение и доверяем им тело, но не душу. Нил Синайский увещевает нас «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой».

Весьма ёмко и глубоко о сути болезни выразился св. Тихон Задонский:

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу... [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты... О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы... так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям... зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя... Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Со времени Иисуса Христа, Господь возвещает нам о том, что приблизилось Царство Небесное. На земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. И Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

И значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом. Но ее не будет, и листья древа жизни будут исцелять народы. (Откр. 22: 2)

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения