Об образе Божьем и подобии в человеке

Изображение
Image

И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1.26)

В соответствии с особыми качествами (образом и подобием), которыми Бог хотел наделить новое существо — человека, Он и создает его особым образом. Не просто словом, как других живых тварей, а непосредственно Сам Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовав из земли, душу же одаренную разумом и умом, дал Бог человеку посредством Своего вдуновения.

В Божьем творении мира человек был создан последним, однако именно он был поставлен по воле Божией владычествовать над всем созданным Богом на земле и обладать самой землёй то есть миром. Всё Божие творение полезно человеку для души и тела, а сам человек является хозяином Божьего мира.

Образ Божий выражен в душе и в теле человека.

Свободная воля, которую не в праве нарушить даже Сам Господь, есть свойство души и тела.

Носителем образа Божьего в человеке является его душа. Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии. Силы души: память, разум, воля — есть черты Образа Божьего в человеке. Свойства души: свобода, бессмертие, ум, чувства — также суть черты Образа Божьего. Бог есть Свобода — и человек обладает этой свободой. Человеку предоставлена свобода нравственного выбора — возможность самостоятельно избрать путь служения Господу, угождения Богу или путь противления Ему.

«Как Бог свободен, так свободен и ты; если захочет человек — делается сыном Божиим или сыном погибели», — говорит преп. Макарий Великий. Вот именно: если захочет. Человеку предоставляется выбор: либо любить себя больше, чем Бога, либо любить Бога больше, чем себя. Творя человека, Бог сотворил его только «по образу». Определение «по подобию» означает нечто еще не реализованное, возможное, потенциальное, в то же время определение как «образ» уже реализовано и являет первую ступень на пути к Подобию.

Для спасения человеку надо что-то сделать самому, чтобы получить нечто большее Образа — еще и уподобиться Творцу. Господь сотворил нас способными уподобиться Ему, то есть Он предоставил нам самим быть соработниками на пути уподоблении, чтобы мы получили за этот труд вознаграждение, дав нам завет «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5.44-45,48).

Богоуподобление есть задача совершенствования человеческих возможностей, задача приближения к Богу. Если к образу Божиему относится разум, который присущ человеку, то, естественно, развитие разума является задачей человека, причем развитие такое, которое приближало бы человека к Богу. Развитие любви в человеке делает его ближе к Богу. Воля, если она направлена к Богу, также приближает человека к Нему.

Достижение Богоподобия — цель человеческой жизни. Человек имеет право и власть не считаться с Волей Господа, не выполнять своего назначения, но тогда существование его лишается смысла. У человека есть права, но есть и обязанности. И от того, как он употребляет свою способность богоуподобления, зависит и степень его богообразности.

Св. Иоанн Дамаскин, отмечая разницу между Образом и Подобием, пишет: «Выражение по образу указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение по подобию означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека». Преп. Максим Исповедник говорит, что «по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же — одни добрые и мудрые».

Добродетельная жизнь— это послушание Богу, отказ от своеволия, то есть от собственной власти над собственной природой. В этом отказе человек обретает подлинную духовную свободу: «Если пребудете в слове Моем, — говорит Господь Христос, — то познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин.8.31-32).

Праведность (святость) человека, равно как и грешность, является определенным состоянием человека, как следствием его свободного выбора. В связи с этим, праведность принципиально не может являться природным свойством человека то есть не может даваться человеку принудительно, без его воли (желания, участия). Первые люди в раю Адам и Ева выбрали путь непослушания Богу. И о Подобии Божьем пришлось забыть надолго. Главенство человека над миром превратилось в борьбу с творением Божьим. Но Господь Иисус Христос, пострадав за нас на Кресте, восстановил этот Образ для нас. И каждому из нас даруется эта возможность через восстановление веры во Христа и благодатью Святого Духа.

Глядя на жития святых, мы можем видеть, что такое восстановленный во Христе человек. Он не только избегает всякого греха, но и обретает вновь такие свойства, которые имел Адам до падения. Профессор В. Н. Лосский пишет: «Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля (божественная) в творении, но две (божественная и человеческая ) — для того, чтобы образ стал подобием».

Человек не есть Бог. Но в человеке есть стремление к Богу: Образ есть стремление стать Подобием Бога; жизнь человека — возрастание из Образа в Подобие. «Я сотворил, — говорит Господь, — прекрасное тело, даю тебе власть сделать нечто лучшее: создай прекрасную душу» (свт. Иоанн Златоуст).

Митрополит Николай (Ярушевич) говорит: «Бог наш, в Которого мы веруем, — вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И хотя наша душа имеет свое начало, но она не знает смерти — она бессмертна. Бог наш есть Бог всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества: человек — хозяин природы, он владеет многими из тайн природы, он покоряет себе воздух и другие стихии. Бог есть Дух вездесущий, а человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем со своими близкими, разделенными от нас далеким пространством. Бог есть Дух всеведущий. Разум человека имеет печать этого Божия свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания. Бог есть Дух Всесвятой. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вершин святости».

А.Соколовский