Забота о душе и теле

Забота о душе и теле

Поверь, мой друг, кругом все тленно,
Чем жив и славен Божий свет,
Твоя душа лишь будет ценна,
Когда оставит добрый след.

О личном доверии

Человек есть самое драгоценное и любимое создание Божие. Господь ясно говорит нам, что мы должны доверять Ему, надеяться на Него, потому что Он Отец каждого из нас.

«Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс.26:1). «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54:23)

Путь к Богу — это дорога, идущая вверх. Подниматься вверх всегда труднее, чем спускаться под уклон. И духовное восхождение по определению не может быть простым. Это многотрудный, узкий путь, следование которым предполагает духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности.

Только в доверии к Богу, в надежде на Него строится и созидается религиозная жизнь человека, основанная на подлинно духовных и спасительных ценностях.

Христианская вера — это не просто философско-этическая система. Это принцип жизни, способ бытия и твердое его основание:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7. 24–27).

Действительное наличие христианских убеждений проверяется жизнью. В практической жизни должна присутствовать верность заповедям Господним при решении проблем в личной, семейной, профессиональной, общественной сферах.

О материальном и духовном

В основе материалистического понимания жизни находится стремление к имущественному и финансовому благополучию. В этом случае человек через приобретение ценностей материального мира пытается достичь полноты бытия.

В центре же религиозного понимания мира — стремление к Богу, обладание полнотой жизни через общение с Ним. Путь к Богу есть дорога, следуя по которой человек достигает подлинной цели своего бытия Богообщения, причастности к неиссякаемому Источнику вечной жизни.

Cтремление к приобретению материальных благ -это погоня за призраком. Ни сегодня, ни завтра, ни на пороге смерти не удовлетворится душа человеческая своим материальным благополучием, не найдет в нем себе успокоения.

Известно, что объем создаваемых человеком в процессе труда материальных ценностей обычно превышает уровень его собственных ежедневных потребностей. Образовавшиеся излишки перераспределяются среди членов общества. Именно таким образом и обеспечивается благополучие как самого работника, так и других людей.

Работающий человек обеспечивает благополучие не только собственного семейства, родных и близких, но и трудится на благо всего общества. Известный русский философ Н.А. Бердяев очень точно заметил, что забота человека о хлебе для себя — это материальная забота, а забота о хлебе для другого — это забота духовная.

Чтобы чему-либо по-настоящему научиться, овладеть ремеслом или получить хорошее образование, необходимо упорно трудиться, подчас отказывая себе во многом.

Широкий легкий путь не ведет вообще ни в одну из сфер творческой и высокопрофессиональной деятельности. Туда есть только узкий, трудный, тернистый путь. Проходя это поприще, человек достигает поставленной цели именно потому, что совершенствуется в процессе преодоления себя и обстоятельств.

Христианский подвижник Франциск Ассизский говорит нам: трудитесь, чтобы созидать мир!

Однако же, без истины нет настоящего мира! Не может быть истинного мира, если каждый является мерой самого себя, если каждый может отстаивать всегда и только собственное право, не заботясь одновременно о благе других

По утверждению Иисуса Христа: «душа не больше ли пищи, и тело одежды?». Назначение пищи — поддержание жизненных сил человека, чтобы он имел возможность совершать поступки для спасения своей души. Словами «душа не больше ли пищи» Иисус Христос говорит, что забота о душе важнее, чем забота о теле, связанная с приемом пищи. Но Он не отрицает необходимую заботу и о повседневном хлебе. И как одежда необходима для человека, чтобы предохранять его от непогоды, так необходимо и тело для души, так как душа обитает в теле. Тело человека это одежда для души. Это дом для духа. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1Кор.6:19).

Основа бытия

У каждого человека есть и тело, и душа, Это похоже на птицу и ее крылья, Если бы птица не знала, что крылья дают ей возможность летать, они явились бы для нее лишь обузой. Но крылья позволяют ей подниматься к небесам. У всех нас есть крылья — наша душа, которые могут поднять нас так высоко к Отцу Небесному.

Бог создал человека, наделив его бессмертной душой, которая находится в телесной оболочке человека (во время земной жизни). И как одежда создана для тела, так и тело является одеждой для души.

Слово «душа» в Библии имеет несколько значений.

В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую»(Быт.1:20). «Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их» (Быт.1:24). Ирод искал души Спасителя — Младенца, то есть Его жизнь. «Умерли искавшие души Младенца» (Мф.2:20). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. «Душу спасти, или погубить» (Мк.3:4).

В высшем смысловом значении слова «душа» применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мтф.10:28).

В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове «душа» когда говорится о сбережении и потере души. «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» (Мф.10:39). «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» (Ин.12:25).

Слово «душа» также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32).

В Священном Писании слово «душа» также используется для обозначения человека, как личности. «И стал человек душею живою» (Быт.2:7). «Душ около трех тысяч» (Деян.2:41).

Душа важнее тела, потому что душа — это дар Божий, искра Божия. Без души невозможна жизнь человека, и через спасение души человек достигает Царства Небесного.

Высшим же проявлением души человеческой является вера в Бога. Это ее крылья, на которых она подымается над землей, проникает своим духовным взором в небо духовное, в мир невидимый.

Душа наша драгоценна... Господь Спаситель приходил на землю и претерпел страдания для спасения наших бесценных душ. Душа предназначена к вечному блаженству. Она неоцененна: из всех созданий Божиих она самое высшее создание после Ангелов. Господь Иисус Христос, однажды как бы положив ее на весы, сравнил со всеми богатствами и ценностями земного мира и сказал, что все эти богатства — ничто в сравнении с душой.

О заботе как служении

Мирские цели привлекают нас. Тяжело разрушить путы материальной жизни. Поэтому Иисус Христос помогает нам сделать правильный выбор В Нагорной проповеди Он говорит: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25). Само слово «забота» имеет несколько толкований: «— беспокойство, беспокойное обременительное дело; — мысль или деятельность, направленная к благополучию чего-либо; — внимание, попечение, уход; — усилия, старания». А слово «заботливый» поясняется как «проявляющий заботу, внимательный, старательный».

Произнеся слово «забота» Иисус Христос ведь не запрещает человеку добывать себе питье, еду, одежду, но говорит об этих заботах как о проблемах второго плана. Потому что главной целью человеческой жизни является не забота о пище, питье и одежде, а забота о спасении души через служение Богу. Поэтому, не отвергая забот мирских, связанных с добыванием необходимого питья, еды и одежды, слова Иисуса Христа указывают на первостепенность и второстепенность в исполнении дел и забот в жизни человека. Своими словами Иисус Христос просто призывает не стремиться к мирским удовольствиям и роскоши. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-16). И такой образ жизни, при котором человек превращается в раба своих земных удовольствий и потребностей, в слугу мамоны (бога богатства) Богу не угоден. «Не можете служить Богу и мамоне». (Мф. 6:24).

Неумеренное «наблюдение за телом» выражается не только в культе здорового образа жизни (именно в культе: не путать с умеренной заботой о поддержании здоровья и хорошей физической формы) или в гурманстве, но и в противоположном — в «излишней строгости жизни», которая, в силу своего наружного аскетизма, незаметно, а потому еще успешней, чем откровенное плотоугодие, может нас «увлечь в сторону», повреждая наши умы, через уклонение от простоты во Христе (2 Кор. 11; 3).

Ибо как говорил свт. Григорий Нисский

«...многие, впавши в другой вид неумеренности, от излишней строгости жизни, незаметно увлеклись в сторону, противную предположенной ими цели, и иным образом отдалив душу свою от высших и Божественных предметов, низвели оную в круг мелочных забот и попечений, обратив ум свой к наблюдению за телом, так что не в состоянии свободно возноситься умом и созерцать горнее, будучи погружены в заботу о том, чтобы удручать и сокрушать свою плоть...».

Быть озабоченным материальными вещами настолько, что они завладевают нашим вниманием, забирают нашу энергию и отягощают нас беспокойством, — несовместимо ни с христианской верой, ни со здравым смыслом. В этом выражается недоверие нашему Небесному Отцу, и это откровенно глупо. Так поступают язычники

Насколько душа больше тела, настолько больше должна быть наша забота об этом. Патриарх Кирилл говорит, что «никакая самая развитая и гуманизированная система общественных отношений неспособна повлиять на внутреннее состояние человека. Вот почему то, чем занимается Церковь, — человеческая душа — есть самая главная проблема современности. И не только современности -это самая главная проблема человеческого бытия»;

Когда человек меняет свой ум, когда он отрывается от суеты и устремляется к Господу, тогда и Господь подает ему силы и на молитву, и на благое делание, и на повседневные дела. Господь подает нам силу на все, что нам полезно.

Главное нам с вами расставить приоритеты, понять, что забота о душе намного важнее заботы о теле. Понять, что высшее благо для души — это общение с Богом.

Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Богом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано Богом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с Божественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо «пламя Бога есть душа человека» (Кн. Притч. 20:27).

Человек может и должен объединить тело и душу. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты . Важно каждому осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с Божьими законами.

Реальная возможность объединить тело и душу — признать, что Бог гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями.

Жизнь сама по себе дорога и ценна, а не те плоды и достижения, которые она приносит. Тот, кто предается только удовольствиям, эмоциям, страстям, транжирит свою жизнь. За все, что он приобретает таким образом, он должен платить. И он платит своей жизнью.

Если же человек посвящает свою жизнь возвышенной цели, то чем больше он работает, тем сильнее становится. Самое главное — это жизнь, и каждый должен ее защищать и очищать.

Источники:

  • Архип. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: Православный человек должен быть тружеником
  • А.Г Долженко: Нагорная проповедь
  • Патриарх Кирилл: в телепрограмме «Слово пастыря» за 25 июня 2011 года «Забота о душе — это главная задача общества»
  • С.И. Ожегов: «Словарь русского языка» ( 22-е изд., 1990 совместно с Н. Ю. Шведовой).
  • Размышления о бессмертной душе (по проповедям митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения