Из истории гонений на христиан в Римской империи

В прошлом предпринимались попытки сосчитать антихристианские гонения в первые три века Христианства. Долгое время количество гонений в римской империи определяли числом «10». Так считали и древние, и некоторые новые церковные историки. Это число напоминало им о десяти египетских казнях или десяти рогах апокалиптического зверя. Казни и рога воспринимались как своеобразные прообразы гонений. Такой взгляд был характерен, например, для латинского историка V века Сульпиция Севера, автора 2-х книг Хроники. Однако число это является одновременно и слишком большим (если считать централизованные общеимперские гонения), и малым, т.к. в первые три века христиане находились в постоянной опасности, и мученики появлялись даже в благоприятные для христиан времена.

В целом правильнее говорить не о количестве гонений, а о нескольких периодах в трехсотлетней истории гонимой Церкви. Таких периодов насчитывается три. Каждый из них характеризуется особым подходом римской власти, народа и интеллигенции к проблеме существования христиан. Первый период ограничивается I веком, когда Христианство существовало под покровом иудейской религии. Второй период охватывает полтора столетия – весь II и половину III века, когда преследования имели стихийный характер и зависели от доносчиков. Третий период – с 250 по 313 год – был самым небольшим по продолжительности, но самым жестким по интенсивности гонений, поскольку государственная власть занялась целенаправленным поиском христиан. Негативное отношение народа к христианам проявилось только в первом и в части второго периода, a интеллигенции – только в самом конце гонений и уже после прекращения гонений со стороны государства. Так что со всеми тремя общественными силами христианству одновременно столкнуться так и не пришлось.

В первом периоде гонений, т. е. в I веке, как римская власть, так и римское общество в целом, едва ли были способны отличить Христианство от иудейской религии. Можно утверждать, что в это время Христианство воспринималось властью как иудейская секта, а не отдельная, самостоятельная религия.

В I веке христиане могли преследоваться со стороны иудеев, а со стороны римской власти – вместе с иудеями, как представители одного из иудейских направлений, какими они считались самой властью.

В этот период, особенно при императорах Тиберии (14 – 37 гг.) и Калигуле (37 – 41) у нас нет достоверных источников об их отношении к христианам. Существует только легенда о донесении Пилата императору Тиберию о Христе и решении Тиберия причислить Христа к римским богам. Стоит упомянуть, что при императоре Тиберии обвинение в оскорблении величества звучали достаточно часто. Насчитывают до 147 таких судебных процессов. Историк Светоний (70–140 гг.) сообщает, что «смертным преступлением стало считаться, если кто-нибудь перед статуей императора бил раба или переодевался, если приносил монету или кольцо с его изображением в отхожее место или публичный дом, если без похвалы отзывался о каком-нибудь его слове или деле» (Жизнь двенадцати цезарей. Тиберий, 58).

Император Калигула, по свидетельству того же Светония, и вовсе притязал на божеское величие, «он распорядился привезти из Греции изображения богов..,чтобы снять с них головы и заменить своими... Он посвятил своему божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы. В храме он поставил свое изваяние в полный рост и облачил его в собственные одежды» (Жизнь двенадцати цезарей. Гай Калигула, 22:2–3). Как могли жить христиане при таких императорах, догадаться несложно.

Первое упоминание о взаимоотношениях христиан с римской властью связано с дядей Калигулы, императором Клавдием (41–54 гг.). Историк Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» пишет о Клавдие, который заботился об укреплении Греко-римской религии: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима... Богослужение галльских друидов, нечеловечески ужасное и запрещенное для римских граждан еще при Августе, он уничтожил совершенно. Напротив, элевсинские святыни он даже пытался перенести из Атгики в Рим, а сицилийский храм Венеры Эрикийской, рухнувший от ветхости, по его предложению был восстановлен из средств римской государственной казны» (Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Клавдий, 25:4–5).

Этот отрывок до сих спор вызывает споры, связанные с именем Chrestus. Античные источники свидетельствуют о том, что такое имя существовало. Оно было распространено среди римских рабов и вольноотпущенников. Есть предположения, что упоминаемый Светонием Хрест(ус) был иудейским бунтовщиком, или это был человек, претендовавший на звание Мессии-Христа. Вместе с тем, есть достаточные основания для того, чтобы под именем Chrestus понимать имя Christus.

Известно, что в III веке Тертуллиан жаловался на то, что язычники искажают название христиан (К язычникам, I, 3), а некоторые латинские надписи II–III века имеют форму Chrestianos. Ошибка в написании имени Христа может объясняться двояко. Во-первых, латинское Chrestus происходит от греческого Χρηστος. Это имя отличается от имени Христа одной буквой. Χρηστος переводится как «добрый, счастливый», а Χριστος – «намазанный, натертый, помазанник». Для язычников, далеких от иудейских представлений о Помазаннике-Мессии, имя Хрест(ус) было более знакомо и понятно, чем имя Христ(ус). Во-вторых, данная ошибка может объясняться фонетической путаницей. Дело в том, что первый век был переходной эпохой, когда менялась традиция чтения некоторых букв в греческом языке. Это затронуло и произношение греческой буквы «η», которая стала произноситься не как «и», а как «е».

Событие, описанное Светонием, могло произойти, скорее всего, после смерти иудейского царя Ирода Агриппы в 44 году, с которым у Клавдия были хорошие отношения. Существует предположение, что упомянутые Светонием беспорядки были связаны со спором среди первых христиан об исполнении закона, спором, который нашел свое разрешение на Апостольском соборе 50 года.

В связи с изгнанием иудеев из Рима находится упоминание в Деяниях Акилы и Прискиллы, которые после своего изгнания из Италии поселились в Коринфе, где стали учениками апостола Павла. Деяния сообщают, что апостол Павел «пришел в Коринф; и, найдя некоего иудея, именем Акилу, родом понтянина, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал» (Деян. 18: 2-3) Это было во время второго миссионерского путешествия (49–51 г.), еще до путешествия в Рим (около 60 года).

О свидетельстве Светония упоминал в начале V века Орозий: «В том же девятом году Клавдия (50 год) были изгнаны из Рима иудеи, как сообщает Иосиф (Флавий). Но меня больше трогает Светоний, который пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Христом, Клавдий изгнал из Рима», потому, что это было связано с возмущением иудеев против Христа, призывавшего их к смирению. И поскольку христиане были родственны им по религии, то изгнали и их, без различия между ними» (История против язычников, VII :6). Это упоминание интересно также тем, что в нем признается тот факт, что в середине I века в Риме христиан от иудеев не отличали.

Если под именем Хрестус в сообщении Светония подразумевается Иисус Христос, то отсюда можно сделать вывод о том, что Христианство получило распространение в Риме еще до прибытия туда апостола Павла.

Первым гонением на христиан принято считать гонение при императоре Нероне (54–68 гг.). Мы имеем несколько свидетельств о событиях и сопутствующих им обстоятельствах – у римских историков II века Тацита и Светония. В 64 году в ночь с 18 на 19 июля в Риме случился пожар, который бушевал десять дней. Из 14 районов города сохранились лишь 4. В народе распространился слух о причастности к пожару Нерона. Желая отвести от себя подозрение, Нерон обвинил в поджоге христиан.

Корнелий Тацит (около 58–117 г.) в «Анналах» гонение на христиан рассматривает как следствие римского пожара: «Но никакие человеческие усилия, раздачи принцепса, приношения богам не могли истребить позорящей его молвы о преднамеренном поджоге. И вот, чтобы прекратить слухи, Нерон подыскал виновных и подверг тягчайшим мукам людей, ненавидимых за их мерзости, которых чернь называла христианами. Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время это зловредное суеверие распространилось опять, и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Риме, куда отовсюду стекаются гнусности и бесстыдства и где они процветают. Итак, сначала были приведены к ответу те, которые покаялись, затем по их указанию великое множество других, не столько по обвинению в поджоге, сколько уличенные в ненависти к роду человеческому. И к осуждению их на смерть добавилось бесчестие. Многие, одетые в звериные шкуры, погибли, растерзанные собаками, другие были распяты на кресте, третьи – сожжены с наступлением темноты, используемые в качестве ночных светильников. Нерон предоставил свои сады для лицезрения этих огней и устроил игрища в цирке, где сам, наряженный возницей, толкался в толпе плебеев или разъезжал на колеснице. Так что хотя то и были враги, достойные самой суровой кары, они пробуждали сострадание, поскольку были истреблены не ради общей пользы, но из-за жестокости одного человека» (Анналы, 15:44).

Светоний, говоря о преследовании христиан Нероном, не связывает их с римским пожаром. В «Жизни двенадцати цезарей» Светоний сообщает о правлении Нерона: «Многие строгости и ограничения были при нем восстановлены, многие введены впервые: ограничена роскошь; всенародные угощения заменены раздачей закусок, в харчевнях запрещено подавать вареную пищу, кроме овощей и зелени – а раньше там торговали любыми кушаниями; наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия; прекращены забавы колесничих возниц, которым давний обычай позволял бродить повсюду, для потехи обманывая и грабя прохожих; отправлены в ссылку пантомимы со всеми своими сторонниками» (Жизнь двенадцати цезарей. Нерон, 16:2).

Подлинность части «Анналов» Тацита, рассказывающей о гонении на христиан, оспаривается некоторыми историками. Дело в том, что эта часть дошла до нас в единственном списке XI века, вышедшем из аббатства Монтекассино. Кроме того, об упоминании Христа Тацитом не отмечали в своих трудах ни Тертуллиан, ни Ориген, ни Евсевий, ни Иероним, ни другие раннехристианские авторы. В настоящее время историки, признавая подлинность этого сообщения в целом, допускают, что отдельные его детали, включая упоминание о Христе и Понтие Пилате, являются позднейшими христианскими вставками.

В гонение Нерона христиане могли пострадать как иудейская секта, пострадать вместе с иудеями. О том, что гонения затрагивало иудеев, говорится в апокрифической переписке апостола Павла с Сенекой. Вполне возможно, что Тацит, живший в более позднюю эпоху, когда христиан уже отличали от иудеев, перенес на события эпохи Нерона черты своего времени.

С гонением императора Нерона церковное предание связывает смерть апостолов Петра и Павла. По мнению В.В. Болотова смерть апостола Павла правильнее относить к 62 году: Павла судили как римского гражданина, а в 64 году об этом вряд ли бы вспомнили.

С восшествием в 81 году на римский престол Домициана опять начались гонения на христиан, гораздо более широкомасштабные, хотя и менее жестокие, чем при императоре Нероне. Домициан стоит на втором месте в списке императоров, преследовавших христиан. Против него церковная традиция была настроена очень злобно, вплоть до того, что Домициана называли «ожившим Нероном».

Между тем, итальянский учёный, историк Амброджо Донини не совсем согласен с данным тезисом, утверждая, что «свирепые меры», которые принимал Домициан, касались не только христиан, но и иудеев. «Не должно удивлять, - писал он, что среди арестованных и гонимых могли оказаться элементы, увлечённые христианской идеологией. Власти еще не были в состоянии отличить иудеев от христиан»

Одно обстоятельство делало войну между императором и христианами неизбежной: Домициан, подражая безумию Калигулы, хотел, чтобы ему воздавали божеские почести. Впервые за всё время существования принципата Домициан приказал называть себя «господином и богом» (лат. dominus et deus). Дорога, ведущая в Капитолий, была запружена стадами скота, который гнали для принесения в жертву перед его статуями. К тому же Домициан отличался усердием в исполнении древнего римского культа: однажды он приказал по старому обычаю заживо закопать в землю потерявшую девственность весталку. Своей главной задачей император объявил «correctiomorum» («исправление нравов»). В апреле 85 года Домициан совершил беспрецедентный поступок, назначив себя пожизненным цензором (лат. censor perpetuus), главной задачей которого являлось наблюдение за римскими нравами и поведением, а также получил право сопровождаться двадцатью четырьмя ликторами и носить триумфальное платье в сенате. Несколько людей было осуждено по закону Сканциния о совращении малолетних.  В 95 году по обвинению в атеизме были казнены двоюродный брат Домициана Тит Флавий Клемент и бывший консул АцилийГлабрион, были сосланы «многие другие люди, которые приняли еврейские обычаи». Особенно ненавидел Домициан философов, подвергавших критике отеческие предания. Горе всем, кто противится римским законам и установлениям. По приказу Домициана были казнены несколько философов, и вскоре сенат издал приказ о высылке всех философов и астрологов из Рима. По его приказу клеветничество, особенно направленное против его самого, каралось изгнанием или смертной казнью.
Сразу после подавления иудейского восстания 70 года началась "охота" на потенциальных вождей иудейских восстаний - потомков рода царя Давида, "давидитов". Охота за "мессиями" сопровождалась, если верить сообщениям Талмуда, массовыми гонениями на евреев. Эти гонения коснулись и христиан, потому что desposyni ("родственники Господни") пользовались большим уважением среди иудействующих христиан (Евсевий. Церк. ист. 1,7), даже во времена Юлия Африкана в середине lll века. В этом почитании, которым были окружены в иудео-христианских общинах родственники Иисуса, римские власти, напуганные событиями 70 года, усмотрели опасное брожение старых национальных чаяний еврейского народа вокруг каких-то представителей рода Давидова. К тому же Домициан постоянно жил в страхе, опасаясь заговоров; ни при одном из римских императоров философам и вообще людям, почему-либо казавшимся подозрительными, не жилось в Риме так плохо, как при этом государе. В связи с этой политической подозрительностью Домициана стоит и следующий факт. Евсевий в своей "Церковной истории" говорит, что император вызвал в Рим и лично допросил двух внуков ап. Иуды, сродника Иисуса Христа. Увидев их мозолистые руки и убедившись, что они не способны устроить заговор или мятеж, - Домициан отпустил их на свободу. Сыны Давидовы были возвращены на родину, где они сделались "предстоятелями церквей" (Егезипп, цитируемый Евсевием, - Церк. ист. lll, 20).
Домициан щедро расходовал средства на строительство амфитеатров и стадионов. Среди наиболее важных новых строений был Одеон, стадион, вмещавший до 15 тысяч человек. Для того чтобы привлечь к себе римское население, Домициан устраивал бесконечные игрища и зрелища. "Зрелища он (Домициан) устраивал постоянно, роскошные и великолепные, и не только в амфитеатре, но и в цирке. Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины, но и женщины"

Эти безумства Домициана требовали много средств, и императорская казна истощилась. Для пополнения казны пришлось вводить новые фискальные меры. В числе новых налогов, введённых в это время, является "fiscusjudaicus". Этим налогом облагалось всё имперское население иудейского вероисповедания. Как бы в насмешку над религией евреев, их заставили вносить эту ежегодную подать (дидрахму) на храм Юпитера Капитолийского. Взимание этого налога сопровождалось настолько тягостной процедурой (вплоть дофизического освидетельствования облагаемого), что последствием его были частые отпадения от иудейства. Многие римляне, вовсе не имевшие близких отношений к иудейству, вносили подать, как только оказывались заподозренными в иудействе, лишь бы избавиться от осмотра. Однако большинство прозелитов иудейства всячески таились и скрывали свою веру. Тогда, в интересах пополнения государственной казны, Домициан обратился к преследованию тех, которые держались иудейской веры без заявления о том. По всей вероятности, в числе последних разумелись не одни только иудеи (по происхождению), но и христиане, смешиваемые с иудеями, так что весьма возможно, что неприятная фискальная мера затрагивала постоянно и христиан. Эти обстоятельства в сильной мере способствовали выделению из иудейской среды христиан - неевреев, и понуждали их с особым усердием подчёркивать свою обособленность и отчуждённость от иудейства.

Разительный пример этой отчуждённости мы видим в том равнодушии, с которым Церковь относилась к реальным, драгоценнейшим останкам иудейской старины, к её священным реликвиям. Дело в том, что после разрушения Иерусалима в Рим были привезены, в виде трофеев, все святыни иерусалимского храма: тут были священные сосуды и книги, и таинственный семисвечник, и завеса храма и пр.; по словам Иосифа Флавия, Тит отдал часть этих трофеев в храм Мира, а остальными украсил императорский дворец. Можно было бы ожидать, что со стороны римской христианской общины эти реликвии вызовут не только особое внимание, но даже благоговейное почитание; на самом деле христианская Церковь не проявила никакого интереса к этим еврейским святыням, остававшимся в Риме более трёх веков. Ни один христианский писатель о них не обмолвился ни словом, даже позже, когда почитание мощей и всяких реликвий стало общим явлением.

Таким образом, налог "fiscusjudaicus", выявляя принципиальное отличие христианства от иудейства, ускорил отторжение Церкви от Израиля. Со своей стороны, и иудейство всё больше чуждалось враждебного языческого мира, погубившего мечты о Сионском царстве, - и всё теснее замыкалось в своей мрачной ненависти к Риму и римской церкви.
 Ко времени правления Домициана относятся первые упоминания о христианах из высшей римской знати. Так, историк Дион Кассий пишет, что император Домициан казнил своего двоюродного брата Тита Флавия Климента, обвинив его в "гнусном недостатке энергии" (упрёк, который часто делали язычники христианам за их самоотстранение от мирских дел и интересов), и изгнал его жену Домитиллу, обвинённую в безбожии, "по которому были осуждены и многие другие, склонявшиеся к иудейским обрядам". Но мы знаем, что Домитилла была христианкой; одна из тайных христианских катакомб  находилась на принадлежавшей ей земле. В глазах же языческого греческого историка, который писал сведения о Домитилле и её муже, христианство было лишь одной из иудейских сект.

За год до своей смерти Домициан в 95 году "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" сослал на пустынный остров Патмос (Эгейское море) апостола Иоанна (Откр. 1:9), единственного из апостолов, который был ещё жив в то время. На острове Иоанн удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, которое изложено в "Апокалипсисе". Освобождённый в 98 году от ссылки, он поселился в Эфесе, откуда следил за жизнью близлежащих церквей, охранял чистоту евангельского вероучения от вторжения различных человеческих умствований.

Плиний Младший так пишет о Домициане: "Домициан был устрашающего вида: высокомерие на челе, гнев во взоре, женоподобная слабость в теле, в лице бесстыдство, прикрытое густым румянцем". Биограф свидетельствует о его чрезмерном сластолюбии. Свои ежедневные половые сношения Домициан называл "постельной борьбой", словно это были гимнастические упражнения. О нём говорили, будто он сам выщипывал волосы у своих наложниц и купался с самыми непотребными проститутками (Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика l-ll вв. - М., 1979, с. 69). Из дворца Цезарей люди получали либо приглашение к самому грязному разврату, либо постановление об аресте и последующей казни.

Тит Флавий Домициан принадлежал к числу самых трусливых и подозрительных государей, которых знала Римская империя. Казнив и изгнав несправедливо большое количество выдающихся мужей в Риме, он сделался, наконец, достойным преемником Нерона. Подобно ему, он вызвал против себя всеобщее недовольство и, несмотря на всю осторожность, которую может придумать трусость и хитрость, был убит двумя офицерами своей стражи. Со смертью Домициана прервалась и эра кесарских безумств. Дальше на протяжении целого столетия на престоле Римской империи сменяются вполне достойные монархи.

 

 (Источники: Светоний «Жизнь двенадцати Цезарей». М. «Наука» 1978;Тит Ливий «История Рима от основания города» М. «Наука» 1989; Тацит «Анналы». «Наука». 1972 Иосиф Флавий «Иудейская война. Иудейские древности». М. 1986; Аппиан Александрийский. «Римская история». М. 1982; А. Медельцов «Правители Древней Греции и Древнего Рима». Минск. «Колорград» 2021; А.Медельцов. «Историки античности». Минск. «Колорград» 2022; А. Медельцов. Древний Рим История в биографиях знаменитых личностей» Минск. «Колорград» 2023)

Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси