История

Власть и Церковь (20- 60 -е годы). 1.Ленин и религия

Политика советского государства в отношении религии и Церкви была определена еще задолго до Октябрьской революции. Она была изложена в программных документах большевистской партии уже в самом начале ее образования. И главную роль сыграли здесь лидеры партии, в первую очередь Ленин и его ближайшее окружение. 

Звенислава, дочь князя Бориса Всеславича — возможный автор «Жития святой Евфросинии Полоцкой»

Родилась Звенислава Борисовна на несколько лет позже своих двоюродных сестер, (дочерей полоцкого князя Святослава) Предславы (Евфросинии Полоцкой) и Гордиславы. Когда 12-летняя Предслава приняла монашеский постриг и новое имя Евфросиния, Звениславы было, наверное, не более 4 лет.

Декрет, положивший начало гонениям на Церковь

103 года назад, 23 января (5 февраля) 1918 года, был официально опубликован декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который затем в течение более 70 лет служил юридическим прикрытием для дискриминации Православной Церкви, а заодно и других религиозных общин, в нашей стране.

Начало Православной Руси. 15.Первый храм в Древней Руси

Изображение

Из «Повести временных лет» нам известно, что еще до крещения Руси в древнем Киеве было немало людей, в том числе и в дружине великого князя Владимира, принявших христианство. Христианкой была также его бабушка княгиня Ольга. Есть сведения о том, что в Киеве существовала и православная церковь. Была она деревянной.

Начало Православной Руси. 14.Священнослужители о святом равноапостольном князе Владимире

Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались — чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими. А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

Начало Православной Руси. 13.Православие и народные традиции

«Славянам нужна новая религия. В марксизме слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут». Это писал в свое время бывший Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Им была направлена в правительство записка с предложением объявить язычество государственной религией РСФСР...

Начало Православной Руси. 12. Летописи о крещении Руси

Принято считать, что основным источником о крещении Руси является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Мы представляем древнерусского книжника по известной скульптуре М. Антокольского «Нестор-летописец». Но будем точны. В XII веке на столе не писали. Писали так, как мы часто читаем — держа книгу на коленях. И очень редко брали для этого уже переплетенную книгу, как у Антокольского книгу. Книгу «обряжали» уже потом. А на­чинали с тетрадей, сложенных вчетверо (напомним, тет­ра— четыре по-гречески), а для книги очень большого формата — только вдвое прямоугольных листов — перга­мена, хорошо выделанной и выскобленной в тонкий лист телячьей кожи — харатьи.

Начало Православной Руси. 11.Принятие христианства и древнерусская литература

Изображение

В последнем десятилетии X в. в древней Руси возникает литература. Стимулом для ее возникновения было принятие христианства. Иногда это утверждение понимают и истолковывают неверно и на этом основании видят в нем некое уничижение древнерусской культуры. Это мнение ошибочно, потому что думающие так без всяких к тому оснований представ­ляют себе «долитературный» период временем полной духовной неразвитости.

Начало Православной Руси. 10.Утверждение Православия в Северо-Западной Руси

В Северо-Западный край традиционно включаются территории нынешней Беларуси, частично литовские и жмудские (жемойтские земли), входившие в разное время в Киевское, Смоленское, Волынское, Чер­ниговское княжества. Территория этого края, важная в стратегическом отношении, неоднократно использовалась киевскими князьями для борьбы против поляков, ятвягов. В X в., благодаря многочисленным судоходным рекам, развитому земледелию и ремеслу, край являлся своеобраз­ным центром торговли всей Киевской Руси. Здесь про­ходили основные торговые пути из Новгорода в Киев и с Запада на Восток. Об этом свидетельствуют многочислен­ные находки римских, германских, восточных кладов. С развитой торговлей были непосредственно связаны успехи материальной и духовной культуры.