На протяжении веков написано много книг, статей и трактатов по истории Церкви. Но первые книги появились в IV – V веках. Их авторами были греческие историки и богословы Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик, Филосторгий, Созомен. Что нам о них известно?
Родоначальником истории Церкви является Евсевий Кесарийский. Его даже называют «отцом церковной истории»
Евсевий Кесарийский (265 – 339 гг)
Будущий историк Церкви родился в Палестине. Неизвестно, родился ли он в христианской семье или же обратился в христианство позднее. Евсевий получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, затем учился в Кесарии. В Кесарии он познакомился с трудами Оригена, которые сильно повлияли на взгляды и литературной деятельности Евсевия. Чуть позже Евсевий стал другом учёного-пресвитера Памфилия, который и был основателем богословской школы Кесарии. Памфилий собрал большую библиотеку библейских и патристических трудов.
После обучения в Кесарии Евсевий стал преподавателем богословской школы этого города. Памфил и Евсевий с несколькими другими христианами жили в одной комнате, ведя общее хозяйство. В этот период Памфил и Евсевий написали несколько книг, большинство из которых не сохранились. В это же время Евсевий начал скрупулёзное исследование всех документов, касающихся происхождения христианства.
В 309 году, во время гонений при Диоклетиане, Памфилий после двухлетнего заключения погиб как мученик, а Евсевий покинул Кесарию и совершил путешествие в Тир, а затем в Египет. Во время своего путешествия он был очевидцем жестоких действий властей во время этих гонений. Вскоре он и сам был заключён в тюрьму, но через короткое время его освободили. Во время этого гонения Евсевий сохранил книги Кесарийской библиотеки и обогатил её новыми коллекциями рукописей, приобретённых им во время своего путешествия по Финикии, Египту и Фиваиде. Хотя библиотека не уцелела до позднейшего времени, многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Евсевия. В этот период Евсевий занимался составлением пятитомника «Защита Оригена», к которому после смерти Памфила прибавил 6-й том и закончил свой главный труд «Церковная история».
В 311 году гонения закончились, и Евсевий после своего освобождения вернулся в Кесарию, где в 315 году был избран епископом, диоцез Евсевия, центром которого была Кесария, занимал всю Палестину. Здесь ему пришлось собирать рассеянную гонениями Церковь и исполнять некоторые административные обязанности. Когда в 318 году разгорелся арианский спор, Евсевий остался в стороне, сохраняя нейтралитет. До Никейского собора Евсевий в некотором смысле симпатизировал Арию, и некоторые современники обвиняли его в ереси. Во время Никейского собора он предложил ортодоксальный, но достаточно абстрактный вариант символа веры. Проект Евсевия был, поэтому, заменён другим, со внесением термина «Единосущие», которого избегал Евсевий. Несмотря на это, он подписал окончательный вариант Никейского символа веры, никогда не отвергал его, и впоследствии публично рекомендовал его пастве своего диоцеза.
В 331 году, после смещения патриарха Антиохийского Евстафия, Евсевию предложили взять на себя управление Антиохийским патриархатом, но он отказался, потому что хотел заниматься литературной деятельностью.
В 335 году состоялся Тирский собор, на котором Евсевий был назначен председателем. На этом соборе Евсевий выступил против Афанасия Великого, и в результате собора Афанасий был смещён. Известно, что во время обсуждения епископ Потамон из Гераклеи, который вместе с Евсевием находился в тюрьме во время гонений Диоклетиана, упрекал епископа за выступление против Афанасия. Высказывая свои упрёки, Потамон обвинил Евсевия в трусости и неверности. Такое подозрение было высказано в связи с тем, что перед тем, как выпустить Потамона из тюрьмы, гонители выкололи ему один глаз, в то время как Евсевий был отпущен невредимым. Исходя из этого Потамон высказал предположение, что Евсевий либо совершил жертвоприношение римским богам, либо пообещал сделать это и потому его отпустили, не сделав ему вреда.
Евсевий был другом императора Константина Великого. Во время его правления он был одним из придворных богословов. Константин часто прислушивался к его советам, приглашал его за стол, слушал его проповеди, написал ему несколько посланий и доверил ему надзор за копиями Писания, которые использовались в церквах Константинополя. В 336 году, при праздновании тридцатой годовщины правления императора Константина, Евсевий произнёс панегирик, полный самых помпезных гипербол в адрес добродетелей императора. После смерти Константина в 337 году Евсевий в своём произведении, приуроченному к этому событию, снова прославил заслуги императора, умалчивая о его преступлениях.
Евсевий умер в 340 году, до самой смерти оставаясь епископом Кесарии Палестинской.
Свои сочинения Евсевий писал по-гречески, но сохранились они главным образом в переводах и истолкованиях (из истолкователей древнейший — Руфин Аквилейский. Главные из них:
«Церковная история» - повествует о событиях от зарождения христианства до 324 года. При её написании Евсевий пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами. По оценке Баура, Евсевий в этом сочинении для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории греческой. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля её за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим. Филипп Шафф хвалит его за беспристрастность.
Евсевий Кесарийский является также автором «Приготовления к Евангелию», пятнадцатитомника, в котором содержится документарованное опровержение языческих религий на основании греческих произведений. Также в этом труде доказывается, что и в древнем мире существовали начатки христианства, в виде ветхозаветной еврейской религии и так называемого естественного откровения.
Его сочинение «Доказательство в пользу Евангелия» содержит доводы об истинности христианства на основании природы и исполнившихся пророчеств Ветхого завета.
Среди сочинений Евсевия Кесарийского - «Извлечение из пророков о Христе»; «Три книги о церковном богословии». «Указатель для соглашения Евангелий», «Ответ к Стефану и Марину о Евангелии»; толкования на Евангелие от Луки, на Песнь песней, псалмы и пророчества Исаии.
Евсевий писал также исторические книги. Наиболее известная из них - «Хроника», своего рода всемирная история от сотворения мира до 20-го года царствования римского императора Константина (325 г.). Долго она была известна лишь в переводе части её блаженным Иеронимом на латинский язык. А в 1792 г. был найден ее армянский перевод.
«Жизнеописание царя Константина» и «Восхваление Константина» - описание жизни Константина, которые, по сути, является больше панегириком.
Сократ Схоластик (ок. 380 – после 439 гг.)
Уже в античные времена не существовало никаких сведений о его биографии, кроме фактов, упомянутых им самим в «Церковной Истории», произведении, созданного по образцу одноимённого труда Евсевия Кесарийского, где активно очерчивается роль императора в церковных делах, и светским проблемам уделяется такое же внимание, как и религиозным.
Учителями Сократа, судя по его упоминаниям, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, прибывшие в Константинополь из Александрии, где они были языческими жрецами. Восстание, сопровождавшееся разгромом храмов, принудило их к изгнанию. Этот разгром, во время которого, в частности, был разрушен храм Серапиум, относится примерно к 391 году. По-видимому, Сократ принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить прекрасное образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов.
В последующие годы он путешествовал, посетив, помимо всего прочего, Пафлагонию и Кипр.
Также нет информации о профессии Сократа. Предполагают, что он не был священником, что мотивируется его либеральным богословием; не мог быть и чиновником, поскольку в его сочинении нет характерного для таких авторов панегирических описаний императорских деяний — хотя при этом к существующему порядку вещей он испытывает явную симпатию. Судя по тексту предполагают, что он был юристом, вдобавок, титул «Схоластик» дает многим повод видеть в нём «адвоката»
Образование, полученное у языческих грамматиков, было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал — хотя и критиковал, защищая христианство, — сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории.
Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого, «Акты» Архелая, «Якорь» св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения отцов церкви – каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского.
Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении Церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например, Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями (оба их сочинения дошли до нас в целом виде).
«Церковная история» в 7 книгах Сократа Схоластика охватывает 305—439 годы, и ученые предполагают, что она была закончена именно в 439 году или вскоре после этого и, безусловно, ещё при жизни Феодосия II, то есть до 450 года. Задачей автора было написать продолжение «Церковной Истории» Евсевия, и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник.
Во введении Сократ Схоластик написал: «Евсевий, сын Памфила, изложив историю Церкви в целых десяти книгах, остановился на временах царя Константина, которыми прекратилось гонение Диоклетиана на христиан, а описывая жизнь Константина, упоминал и об Арии, но только отчасти, ибо, как в похвальном слове, заботился более о похвалах царю и о торжественности речи, чем о точном раскрытии событий. Вознамерившись описать события в Церкви с того времени до настоящего, мы за начало своего повествования примем конец его "Истории" и, не заботясь о высокопарности языка, передадим читателям частью то, что нашли в рукописях, частью то, что узнали из рассказов. А так как для нашей цели нужно наперед упомянуть, каким образом царь Константин пришел к христианству, то, начиная свое дело, мы с возможной краткостью скажем об этом».
Книга написана на простом греческом языке, употреблявшемся в церкви со времен Константина до периода жизни Сократа. На первый план в труде выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего». Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие с арианами и политиками. Дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям.
Точка зрения Сократа Схоластика по многим пунктам выдержана и уравновешенна. Его принадлежность к малочисленному обществу новациан, вероятней всего, помогала ему сохранять относительно отстранённую точку зрения при взгляде на процессы в Великой Церкви. Он критически относится к Иоанну Златоусту. Он старается не использовать гиперболические эпитеты в отношении видных лиц церкви и государства Схоластик утверждает, что импульсом написать эту книгу он обязан некому Теодорусу, который во 2-й Книге упоминается как «святой Божий человек», и поэтому предполагают, что он был монахом или представителем высшего клира.
В VI веке книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского, что мешало отличить их друг от друга. Ситуация изменилась совсем недавно, когда их индивидуалистичные характеристики христианских императоров были изучены и сравнены, что позволило Хармуту Лепину сделать вывод об личности сочинителей.
Уже в 696 году труд был переведен на армянский язык. Сохраниласьв двух редакциях— пространной и краткой. Ранние списки восходят к XII веку.
Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено в 1544 году в Париже. На латынь её перевел Иоанн Христофорсон в 1612 году.
Русский перевод «Церковной истории», был выполнен в середине XIX века в Санкт-Петербургской духовной академии. В конце XX века осуществлено переиздание, где сомнительные места были сверены с греческим оригиналом.
Филосторгий (ок.368 – ок.439 гг.)
Филосторгий родился в Каппадокии в семье, исповедовавшей крайнее арианство – евномианство. В возрасте около 20 лет Филосторгий приехал в Константинополь. Именно здесь произошла определившая всю его дальнейшую жизнь встреча Филосторгия с основателем нового вероучения Евномием, который произвел на молодого каппадокийца неизгладимое впечатление. Одаренный юноша попал в гущу религиозных христологических споров своего времени.
Филосторгий получил широкое и разностороннее образование. Он много путешествовал, совершил паломничество в Палестину, посетил Антиохию, затем Египет, побывал в Александрии. Дальние путешествия, участие в религиозных диспутах, встречи с выдающимися людьми того времени значительно расширили научные и богословские познания Филосторгия. В своем труде «Церковная история» писатель обнаруживает достаточную осведомленность как в философии и теологии, так и в естественных науках той эпохи. Он проявлял интерес к спекулятивным построениям и догматическим спорам.
Несмотря на то, что «Церковная история» Филосторгия дошла далеко не полностью, ее содержание поддается реконструкции с достаточной долей определенности. Оно охватывает период от правления Константин Великого до 425 года, то есть до провозглашения малолетнего Валентиниана III императором Западной Римской империи. К 433 году труд Филосторгия очевидно, был завершен, так как в нем отсутствуют упоминания о грандиозном пожаре, происшедшем в этом году в Константинополе. Сообщение об этом пожаре органично вписалось бы в общую картину бедствий империи, которой завершает исторический труд Филосторгия. Следовательно, «Церковная история» Филосторгия появилась ранее параллельных ей церковных историй ортодоксальных авторов.
Труд Филосторгия был написан, скорее всего, в Константинополе. Работая над ним, историк, несомненно, пользовался богатой библиотекой. Он изучил произведения Иосифа Флавия, Флегона и Диона, знал произведения Евсевия, Григория Назианзина, Василия Кесарийского и Аполлинария Лаодикийского, использовал письма Афанасия Александрийского, императоров Константина и Констанция, акты церковных соборов канонические и неканонические сочинения, апокрифы. Очень важно, что он включил в свой труд сочинения ариан, письма Евномия и Демофила. «Церковная история» Филосторгия состояла из 12 книг, начальные буквы этих книг соединялись как бы в акростих и составляли имя автора.
По своим религиозным взглядам Филосторгий был страстным евномианином. Последователи Евномия – эти крайние новоариане проникли в иерархию православных через людей компромисса, чем характеризовалась общая атмосфера на Востоке.
«История», хотя и сохранившаяся лишь в отрывках, представляет особый интерес, поскольку рисует альтернативную точку зрения на события, которая зачастую резко противоречит точке зрения других, ортодоксальных церковных историков, таких, как Сократ и Созомен.
Филосторгий восхваляет симпатизировавшего арианству императора КонстанцияII, оправдывая убийство им братьев. Историк рисует положительный образ другого императора-арианина — Валента: в отличие от Аммиана Марцеллина, Филосторгий не считает Валента виновным в поражении римлян при Адрианополе. Ортодоксального Феодосия Великого и его потомков — Аркадия, Феодосия II — Филосторгий рисует в негативном свете, сообщая при этом интересные подробности, о которых умалчивают другие историки. Несколько более положительно он относился к Гонорию.
ЭрмийСозомен (ок. 400-450 гг.)
Созомен родился в Палестине в селении Вифелия близ Газы. Год его рождения не известен и оценивается, лишь исходя из продолжительности жизни. В кн.5 своей «Истории» он упомянул, что его дед обратился к христианской вере после чудесного исцеления одного своего родственника Алафиана неким монахом Иларионом.
Созомен получил начальное образование в христианской традиции под руководством своих родственников, затем изучал судебное законоведение в училище правоведения в финикийском Берите (совр.Бейрут). Познания он применил в Константинополе, работая, по словам Фотия, схоластиком (адвокатом в современном понимании).
По словам самого Созомена первым его литературным сочинением «Сокращение «Церковной истории» от Рождества Христова до низвержения императора Лициния в 324 году». Этот труд не дошёл до нашего времени. Продолжением «Сокращения» стал его главный труд, «Церковная история» в 9 книгах. По замыслу автора она должна охватывать события от 3-го консульства кесарей Криспа и Константина до 17-го консульства Феодосия Младшего, то есть период 324 - 439 гг. Однако «История» оканчивается 423 годом.
Предположительно, завершить замысел писателю не позволила смерть. В кн.9. Созомен упоминает константинопольского патриарха Прокла как уже умершего. Также во введении Созомен обращается к императору Феодосию как к правящему монарху. Так как Прокл скончался в 446 году, а Феодосий в 450, то отсюда довольно точно оценивают время написания труда и очень приблизительно год смерти Созомена.
Константинопольский патриарх Фотий (IX век) оставил краткий отзыв о сочинении Созомена, заметив, что его литературный стиль лучше, чем у более раннего Сократа Схоластика. Созомен, создавая свою «Историю», многое заимствовал из «Церковной Истории» Сократа, однако передал содержание своими словами, не копируя буквально. Также Созомен в отличие от Сократа не сочувствовал учению Оригена и не разделял интереса к эллинской поэзии и философии. В качестве других источников Созомена исследователи отмечают Руфина, Евсевия, Евтропия, Евнапия. Вообще, хотя история Созомена по своему значению ниже истории Сократа, однако современный историк, изучающий IV и V века, не может обойтись без Созомена.
По убеждениям Созомен представлял ортодоксальное направление в христианстве, что особенно заметно по прославлению им влиятельной в церковных кругах сестры императора Пульхерии. Созомен так изложил разбиение и содержание своего труда:
«Первые две книги будут обнимать церковные события при Константине; третья и четвертая — при сыновьях его; пятая и шестая — при племяннике сыновей Константина Великого Юлиане, а также при Иовиане, Валентиниане и Валенте; седьмая и восьмая покажут нам события при братьях Грациане и Валентиниане — до взошествия на престол божественного твоего деда Феодосия. Здесь же будет рассказано и о том, державный Государь, как славный ваш отец Аркадий, вместе с благочестивейшим твоим дядею Гонорием, наследовал власть родителя и получил в управление римскую империю. А девятую книгу я отложил для описания Христолюбивых и благочестивых подвигов Вашего Величества [Феодосия Младшего]».
(Из книги А. Медельцова «Знаменитые историки античности». Минск. Колорград 2021)
Александр Медельцов.
историк, член Союза писателей Беларуси