В 1721 году в России Петром I была проведена церковная реформа, в результате которой было упразднено патриаршество. Высшим органом церковно-административной власти в Российской империи был учрежден Святейший правительствующий Синод, подконтрольный императору и действующий от его имени. Распоряжения императора по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода. Члены Святейшего правительствующего Синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Такой порядок и сам Синод действовал вплоть до 1917 года. При этом далеко не все обер-прокуроры Святейшего правительствующего Синода соответствовали этой должности. Часто император назначал их из числа своих приближенных и сторонников, среди которых были генералы (И. В. Болтин, Н.С.Кречетников, А.И. Львов, А.С. Козловский, Н.А. Протасов, А.П. Ахматов), князья и графы (Я.П. Шаховской, А.И. Мусин-Пушкин, А.П. Толстой, Д.А. Толстой, В.А. Хованский, А.Н. Голицын, С.П. Мещерский, Д.И. Хвостов), ученые и юристы (К.П. Победоносцев, В.К. Саблер, С.М. Лукьянов ), и даже литераторы (С.Д. Нечаев).
Никто из них к духовному сословию не принадлежал. Исключение составляет П.П. Извольский, который впоследствии стал священником. Но это произошло уже после того, как он покинул пост обер-прокурора.
Петр Петрович Извольский родился в Екатеринославе. Происходил из русского дворянского рода. Отец был курским и екатеринославским губернатором, старший брат Александр Петрович (1856-1919) - министром иностранных дел (1906-1910). По окончании в 1886 году историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета он был направлен стипендиатом в университет г. Пиза (Италия). В 1887 г. получил степень кандидата Санкт-Петербургского университета. С 24 июля 1886 г. был назначен чиновником сверх штата в Департаменте внутренних сношений МИД, 16 марта 1887 г. переведен на службу в Министерство внутренних дел, с 1891 г.- в Министерство народного просвещения исполняющим должность чиновника особых поручений при министре. В 1888 г. Извольский был командирован на Кавказ для приведения в порядок архивных дел, в 1893 г.- в Малую Азию для ознакомления с палестинскими и сирийскими школами Императорского Православного Палестинского общества. В 1892-1893 гг. руководил отделением Российского общества Красного Креста в Тульской губернии, занимался организацией продовольственной помощи голодавшему населению.
С 20 февраля 1896 г. окружной инспектор Киевского учебного округа, с 13 декабря 1899 г. помощник попечителя того же округа. Член жюри Парижской Всемирной выставки по секции низших учебных заведений (1900), в том же году командирован в Санкт-Петербург для участия в Комиссии по устройству иноверческих школ при Министерстве народного просвещения. С 18 июня 1902 г. попечитель Рижского, с 3 апреля 1904 г.- Санкт-Петербургского учебного округа. П.П. Извольский был инициатором проведения и председателем Совещания директоров народных училищ по вопросу о введении в Санкт-Петербургской губернии всеобщего образования. Способствовал гуманизации школьного образования и организации родительских совещаний.
С 19 ноября 1905 г. товарищ министра народного просвещения. Выступал за привлечение на сторону власти профессорских коллегий, за смягчение репрессивных мер по отношению к участвующим в антиправительственных выступлениях студентам и преподавателям: «Не закрывать высшую школу, а уберечь ее надо во что бы то ни стало ради тлеющего в ней научного огня, который переживет политическую смуту и снова загорится ярким пламенем… Репрессивная политика… уничтожив очаги научной мысли… надолго задержит духовное возрождение страны»,- писал он министру графу И. И. Толстому Посещал собиравшийся у Толстого «Кружок братства и равноправия», члены которого (Д. Г. Гинзбург, Ю. Н. Милютин, Э. Л. Радлов, кн. Э. Э. Ухтомский) выступали за установление в России национального и вероисповедного равноправия, зарекомендовал себя как сторонник университетской автономии. Был членом кружка, собиравшегося в память А. Н. Муравьёва.
27 июля 1906 г., после прихода к власти правительства П. А. Столыпина, был назначен обер-прокурором Святейшего Синода. Его кандидатуру, по свидетельству С. Ю. Витте, предложил брат А. П. Извольский, уже получивший министерский пост. Назначение воспринималось как крайне неожиданное: в столичных салонах судачили, что Извольский «панихиды от молебна отличить не может», «ничего не понимает, окружил себя бездарностями, верит ничего не значащим людям». По словам С. Ю. Витте, И. был «человек очень порядочный», хотя «никогда никакого отношения к церковному управлению не имел и по натуре недостаточно широк для поста Министра». Аналогичных взглядов придерживался и В. И. Гурко, писавший, что Извольский «по характеру человек мелкий и нерешительный, а по природе добрый и не способный к какому-либо противодействию».
Будучи обер-прокурором, Извольский в целом проявил себя сторонником самостоятельности Церкви, в связи с чем сумел добиться расположения у членов Синода. Он уделял внимание улучшению материального положения духовенства и развитию духовного образования, занимался вопросами правовой регламентации деятельности прихода, был сторонником увеличения числа законных поводов к разводу супругов. Выступал за свободу исповедания любой религии при сохранении привилегированного положения православной Церкви.
В январе 1907 г. Извольский внес на рассмотрение Совета министров свои предложения по вопросу об отношении государственной власти к Православной Церкви. В них постулировалась полная свобода Церкви в делах внутреннего управления и самоустроения, признавалась необходимость реформирования ее внутренней жизни. Проведение реформ правительство полагало компетенцией самой Церкви «в лице предстоявшего Поместного Всероссийского церковного Собора» и собиралось содействовать его созыву. Уже в феврале 1907 г. светские власти решили с целью сохранения существующего положения отложить решение вопроса о созыве Поместного Собора, который, по их мнению, мог бы вызвать острую реакцию различных общественных групп. Но официального правительственного заявления так и не последовало. 22 марта 1908 г. с трибуны Государственной Думы Извольский заявил, что будет «отстаивать тот же принцип самостоятельности внутренней жизни Церкви, не отделения Церкви от государства, но союза, основанного на уважении к исконному каноническому строю Церкви». Государство во он видел гарантом соблюдения канонических основ церковного строя, «независимости и самобытности» Церкви, допуская лишь контроль за церковными средствами.
В то же время Извольский не был последователен в своей позиции. По мнению И. И. Толстого, из либерала он стал охранителем. В 1908 г. в записке Николаю II он утверждал, что после отставки К. П. Победоносцева «академии превратились в независимые от правящей Церкви ученые корпорации, ставящие себе целью свободное, не связанное догматами и учением Церкви, исследование вопросов веры, семинарии не только увлеклись общей школьной смутой, но дали ей собственный кощунственный отпечаток и незаметно превратились в подготовительные к университету школы, в которых Закон Божий остался второстепенным предметом… Обновленчество, это рациональное, протестантское движение, по существу своему противное вселенскому православному пониманию Церкви Божией, не встретило со стороны Синода отпора и осуждения. Труды Предсоборного Присутствия,- полагал Извольский,- сами по себе очень интересные, вскоре обнаружили, что в правящих кругах Церкви канонический строй понимался не как внутренняя ее самодеятельность, а как новая форма власти». «Теократическая идея всегда жила в Православной Церкви, но сдерживалась железной волей государства, которое, подавляя самостоятельность Церкви, в то же время старалось усиливать ее внешний блеск, обставляя ее всяческими привилегиями и материальными благами, поддерживая ее видимое господство над другими вероисповеданиями». По мнению Извольского, иерархи выбрали опасный путь вмешательства в государственные дела. В качестве примера он приводил статьи в «Почаевских известиях», выступления Саратовского епископа Ермогена и иеромонаха Илиодора которые порой своевольно и резко критиковали действия правительственных чиновников. Все это, по словам обер-прокурора, могло привести к возникновению «совершенно нового в нашей истории явления - антагонизма между духовной и светской властью, между Церковью и государством». Исчезновение церковно-государственного союза, олицетворением которого является государь, стало, по мнению Извольского, реальной опасностью. Главной задачей иерархов была, по Извольскому, узурпация прав государства в церковной (или, шире, религиозной) сфере. Он призывал «положить предел» антиправительственной «церковно-политической агитации», «напомнив Церкви, что источник власти - один, и что все в государстве должно этой власти покоряться». Он полагал необходимым на некоторое время отложить мысль и о созыве Поместного Собора, и о создании такой единоличной церковной власти, «голос которой будет иметь вес и значение в делах государственных. Для этого Церковь в настоящее время не обладает еще ни достаточной внутренней подготовкой, ни достаточной свободой от влияния политической агитации и политических честолюбцев». Одновременно он призывал охранять внутреннюю самостоятельность Церкви в церковно-канонических вопросах, поддерживать духовенство, духовные и церковноприходские школы, православную миссию.
12 июля 1908 г. Извольский выступил на открытии IV миссионерского съезда в Киеве. В своей речи он подчеркнул, что в основе суждений делегатов, «несомненно, будет лежать воля государя, выраженная в указе 17 апреля 1905 г.». Но свобода вероисповедания дана вовсе не «на ослабление и разорение Православия». По сути, Извольский заявлял о стремлении государства и впредь поддерживать Церковь силой внешнего авторитета власти.
Опасаясь разрушения государственного устройства «справа», он очевидно недооценивал радикализм левых. Желание сохранить государственный (синодальный) контроль над деятельностью «правой оппозиции» архиереев сочеталось у Извольского с либерально-реформаторскими взглядами относительно системы духовного образования и приходской жизни.
Извольский подал в отставку в знак протеста против решения Синода об отмене автономии духовных академий, полагая, что решение этого вопроса следовало отложить до утверждения нового устава академий. Возможно, на принятие решения об отставке повлияло избрание Советом Санкт-Петербургской духовной академии на должность ректора сомнительной для императора кандидатуры - протоиерея Тимофея Налимова. 5 февраля 1909 г. П.П. Извольский был уволен от должности обер-прокурора и назначен членом Государственного Совета. 6 февраля того же года ему была объявлена Высочайшая благодарность.
После Февральской революции жил в Ялте, в октябре 1920 г. эмигрировал из Ялты во Францию.
19 декабря 1921 г. архиепископом Евлогием (Георгиевским) П.П. Извольский был рукоположен во диакона, 15 февраля 1922 г.- во иерея с назначением настоятелем церкви во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, с 1923 г.- в сане протоиерея. П.П. Извольский был единственным обер-прокурором Святейшего Синода, принявший впоследствии священный сан. Практически все русские приходы в Бельгии (Вюлверингем, Жодуань, Льеж, Намюр, Лёвен, Гент, Шарлеруа и др.) первоначально были приписаны к Николаевской церкви. Был благочинным приходов в Бельгии и Нидерландах (1923).
По словам митрополита Евлогия (Георгиевского), Извольский «был замечательным, образцовым священником. В нем сочетались смирение и кротость, столь трогательные в бывшем важном сановнике, со стойкостью, с умением стать авторитетом в глазах прихожан. К своему служению он относился с ревностью неофита, вложил в него все свои дарования. Прихожане его единодушно почитали, а для меня о. Петр был утешением... Когда возник раскол с «карловцами», о. Петр удержал большую часть прихода». По характеристике князя Н. Д. Жевахова, «Петр Петрович был не только церковным, но и истинно религиозным человеком, и ни изумительно быстрая служебная карьера, ни придворные связи, ни исключительное положение, какое он занимал в обществе,- не заглушили в нем той религиозной настроенности, какая в результате привела к принятию им священного сана».
В 1928 г. Извольский вышел за штат по болезни, поселился под Парижем, где скончался от саркомы. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
(По материалам исторических и православных источников)
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси