Киево-Печерская лавра. Прошлое и настоящее

В последнее время вокруг Киево-Печерской лавры происходят драматические события, гонения монахов и мирян, выступающих в защиту лавры. 10 марта 2023 года руководство национального заповедника «Киево-Печерская лавра» расторгло договор с УПЦ об аренде, обязав УПЦ покинуть территорию до 29 марта. 29 марта 2023 года суд в Киеве принял иск монастыря к заповеднику. Суд назначен на 26 апреля 2023 года.

29 марта наместник лавры (УПЦ) митрополит Павел (Лебедь) заочно обратился к президенту Украины Зеленскому и его окружению, заявив, в частности: «Господин президент! Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они все упадут вам на голову. Вы думаете, что, войдя во власть на наших спинах, вы можете так поступать? Господь не простит ни вам, ни вашей семье этот поступок!» 1 апреля митрополиту Павлу было вручено уведомление о подозрении в разжигании межрелигиозной розни и оправдании российской СВО против Украины; в тот же день он был допрошен и Шевченковским районным судом Киева отправлен под домашний арест на два месяца.

Сегодня мы видим и то, что аналогично Киево-Печерской лавры киевская власть вкупе с Православной Церковью Украины предпринимает разгром канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата не только в Киеве, но и в других городах, такие же действия предпринимаются и в отношении Почаевской Лавры. Особенно тяжелая и нетерпимая ситуация на Западной Украине, где православные храмы повсеместно подвергаются разрушению, разграблению и даже сожжению.

Что же касается Киево-Печерской лавры, это вообще не поддается никакому пониманию, ведь она великая православная, духовная общеславянская святыня, она дорога не только украинскому, но и в равной степени русскому и белорусскому народам. Это один из первых центров Православия Руси.

Киево-Печерская лавра является одним из первых по времени основания монастырей Древней Руси.

В настоящее время Киево-Печерская лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В отличие от большинства русских монастырей, основанных ктиторами и поэтому находившихся на их содержании, Киево-Печерский, по выражению историка церкви Е.Е. Голубинского, «единственный был построен не людьми, принесшими из мира готовые деньги, а отшельниками, удалившимися ни с чем и потом стяжавшими злато и сребро „слезами и пощением“».

По словам преподобного Нестора Летописца: «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, книжен и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. И скопав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…».

Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы отдавал служению Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки.

Митрополитом Киевским был в 1051 г. поставлен Иларион, и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.

Слава о праведности и мудрости Антония быстро разнеслась по столи­це и околицам, и к нему отовсюду потянулись люди. Некоторые из них, склонные к аскетизму и молитвенному смирению, селились в лесной глуши не­подалеку от его пещерки, слушали наставления и старались жить по его примеру. В те годы с преподобным Антонием встречался и Ярослав Мудрый, чья загородная резиденция Берестово находилась неподалеку. Антоний оказывал на князя и его семью прос­ветляющее духовное влияние.

Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до двенадцати, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних пещер», названных так в противоположность прежних, «дальних». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился у великого князя Изяслава Ярославича разрешения использовать всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского (по-древнерусски «печера» — пещера и, вообще, любое подземное жилище). В это же время игуменом был поставлен Феодосий.

 К концу правления Ярослава Владимировича авторитет Антония на Ру­си был столь высок, что Изяслав Ярославич, унаследовавший после смерти отца в 1054 г. великокняжеский престол, первым делом отправился к этому старцу за благословением. Он же передал собравшимся вокруг Антония мо­нахам всю Берестову гору, где начал разрастаться Печерский монастырь.

История Киево-Печерской лавры неот­делима от личности преподобного Феодосия Печерского. Его имя можно поставить вто­рым по значению среди печерских иноков после основателя этой прославленной обите­ли святого Антония. Именно при Феодосии Печерский монастырь стал средоточием не только благочестия и святости, но и высокой образованности Древней Руси, школой, гото­вившей просвещенное высшее духовенство.

Он ввёл в обители общежительный студийный устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования «за упокой души», сделавшие его крупнейшим землевладельцем домонгольской Руси.

В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапезная вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого Поста.

В 1151 году монастырь был разграблен торками, а также в 1169 году при взятии Киева объединёнными войсками, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями). В 1203 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. Бедствия от нашествия монголо-татар повторялись в Киеве не раз — в 1299 году при разорении Киева ханом Тохтой, в 1399 году при походе Тимура Кутлуга, в 1416 году при опустошении Едигеем. В 1470 году киевский князь Семён Олелькович возобновил и украсил великую церковь, однако уже в 1482 году крымскотатарское войско хана Менгли Гирея сожгло и ограбило монастырь. Щедрые пожертвования снова дали ему возможность скоро оправиться.

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном ведении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1508 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.

Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом Православия в Юго-Западной Руси.

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных книг. Пётр Могила завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

В 1651 году Киево-Печерский монастырь вновь пережил разорение со стороны занявших Киев литовских войск гетмана Януша Радзивилла.

Гетман Иван Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной. Позднее, также при Петре Iбыли построены укрепления бастионного типа, сделавшие Печерскую крепость главным укреплением Киева.

В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была возобновлена.

В 1731–1745 гг. к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы.

В 1688 году Лавра была подчинена Патриарху Московскому, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

В этом же году монастырь получил статус лавры.  В 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священно-архимандритом. Управлялась наместником вкупе с Духовным собором.

Тяжелые испытания понесла Киево-Печерская Лавра в советское время. 25 января (ст.ст.) 1918 года был убит настоятель Лавры  — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.

С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона.

На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом) проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.

29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершилось к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.

В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.

В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.

По разрешению германских властей 27 сентября 1941 года в стенах Лавры была возобновлена монашеская жизнь.

3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), что указывается в материалах Нюрнбергского процессаПеред разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха был осуществлён вывоз ценностей храмаПодрыв собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов.

Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохроникуВ середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузенеи присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе директора Исследовательского центра Восточной Европы Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летием крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.

Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких). C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь) Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.  В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.

9 декабря 1995 года президентом Украины Л. Кучмой  издан указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года.

В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

(по материалам книг А. Медельцова «Архиереи Русской Православной Церкви, «Знаменитые люди Древней Руси», исторических, православных и интернет-источников)

 Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси