Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 году. Впрочем, некоторые ученые и богословы считают, что христианизация Руси началась значительно раньше. Они ссылаются на то, что еще во времена Аскольда и Дира, княгини Ольги христианство стало проникать в Киев, и в последующем в другие города. Не будем оспаривать этот факт, он действительно имел место. Были и среди дружинников русских князей христиане, но в большей степени варягов, т.е. наемных войск, скандинавов. Это были немногочисленные случаи принятия христианства жителями Руси. Повлияли ли они на общую ситуацию в княжествах? Отнюдь нет, больше того, из древнерусских летописях известно, что языческое население Руси крайне негативно относилось к христианам, а часто и убивало их. Это происходило на протяжении длительного времени и до Владимира, и во время его правления, и даже позже.
Поэтому князю Владимиру надо было иметь большое мужество и прозорливость, чтобы ввести христианство на Руси.
Уже в начале своего правления на Руси князь Владимир стал пользоваться широкой популярностью. И не только потому, что он тогда выступал как приверженец язычества. Его личность не могла не возбудить интерес и даже восхищение как у знати, так и у простых людей древнерусского государства. В самом деле, сын рабыни, находившейся в немилости у великой киевской княгини Ольги, сумел каким-то образом завоевать доверие новгородцев, которые решили сделать его своим князем и в связи с этим оказали давление на отца Владимира князя Святослава. В результате всех этих хорошо продуманных действий Владимир получил обширное Новгородское княжение. Затем он захватил у князя Рогволода Полоцкую землю и тем самым значительно расширил свои владения. И наконец, спустя несколько лет превратился в верховного властелина Руси, отняв великокняжеский престол у законного владельца князя Ярополка.
Это была головокружительная карьера! Владимир выглядел в глазах жителей древнерусского государства удачливым, счастливым князем, ловким и умелым политиком.
В дальнейшем Владимир Святославич приобрел еще больший авторитет у населения Руси. В первое десятилетие своего княжения он показал себя как крупный полководец. Ему удалось нанести ощутимое поражение польскому князю и отобрать у поляков важнейшие стратегические и торговые центры — Перемышль и Червень «и иные грады...». Он совершил два победоносных похода на не желавших подчиняться Руси вятичей и принудил их к уплате дани. По свидетельству В. Н. Татищева, почерпнутому из не дошедшего до наших дней источника, в 982 г. Владимир «иде в поле и, покорив землю, град Суздаль утвердил». Здесь речь идет о завоевании богатого земледельческого района, расположенного к северу от среднего течения реки Клязьмы и населенного славянскими выходцами из Новгородской и других северных земель. В следующем 983 г. Владимир совершает удачный поход на прусское племя ятвягов. А потом были и другие походы — на радимичей, дунайских болгар и сербов и т.д.
Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей властью. Он создал большую державу, но она оставалась языческой в то время как в соседних странах уже утвердились религии, основанные на монотеизме. Будучи проницательным политиком, князь прекрасно понимал, что, пока Русь исповедует язычество, она не сможет встать вровень с другими сильными государствами.
Чтобы скрепить единство Руси, Владимир, по всей видимости, сначала решил создать единый пантеон славянских богов. Под 980 годом рассказывая о первых годах княжения Владимира, «Повесть временных лет» отмечает: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В исторических исследованиях эти деяния Владимира обычно именуют «языческой реформой».
«Но язычество, даже „организованное“, — пишет российский историк Е. Пчелов, — уже не могло отвечать потребностям времени. Оно тормозило развитие Руси и обрекало ее на безвестное прозябание, подобно другим аборигенным племенам. Единство государства требовало единства веры и единого Бога» [Пчелов Е. Рюриковичи. История династия. М. «ОЛМА-ПРЕСС. 2001. С. 76].
В предыдущих статьях мы уже писали о том, как Владимир осуществлял выбор веры, говорили, как сам он принял веру Христову. Но настало время вводить христианство и в самой Руси.
Что об этом сообщает нам «Повесть временных лет»?
По возвращении из Корсуни (Херсонеса) «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они Святого Крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И, сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым...» [Повесть временных лет. "Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].
«Читая этот текст, удивляешься, как же гладко проходила смена мировоззрения у жителей Киева! — пишет доктор исторических наук О.П. Рапов.- Язычники, накануне оплакивавшие Перуна, спустя совсем немного времени с радостью принимают учение Христа! Такого рода быстрые превращения вызывают недоумение и сомнение в правдивости источника. Кроме того, сообщение летописца о крещении киевского населения в Днепре противоречит «Житию Владимира особого состава», где местом крещения названа Почайна — приток Днепра. А последний памятник, как показали исследования ученых, более достоверно отразил многие исторические факты, связанные с корсунским походом Владимира и другими его мероприятиями, чем «Повесть временных лет» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].
Несколько в ином свете христианизация киевского населения предстает в «Истории Российской» В. Н. Татищева: «По опровержении идолов и крещении множества знатных людей, митрополит и попы, ходящие по граду, принимали, но множайшии размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем неслышати учения хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: „Заутра всяк изидет на реку Почайнукреститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется“. Слышавше же сие, людие мнозии с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то бы князь и бояра сего не прияли. Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их. Наутрие вышел Владимир сам с митрополитом и иереи на реку Почайну, где сошлося бессчисленное множество народа, мужей, жен и детей. И входя в воду, стояли иные до шеи, другие до персей, инии по колена, родители же мнозии младенцев держали на руках; а презвитери, стоя на брегу, читали молитвы и каждой купе давали имена особыя мужем и женам. Крестившимся же людем отходили каждой в домы своя, которых число так великое было, что не могли всех исчислить» [Татищев В.Н. История Российская. т.2. М.-Л. 1962 с. 63].
Картина, нарисованная здесь, выглядит намного убедительнее летописной. Ни В. Н. Татищеву, ни автору источника, который он использовал и включил в состав «Истории Российской», не было никакого резона преувеличивать трудности, с какими столкнулся великий русский князь, проводя крещение киевлян. Источник объективно отразил, как на самом деле происходило обращение в христианство жителей столицы, а летописец Нестор или, что более вероятно, его редакторы сгладили все углы, не пожелали упоминать о том сопротивлении, какое оказало население Киева акции крещения. И это понятно. Помещение в летопись негативных материалов, связанных с крещением киевлян, было чревато серьезными последствиями. У ознакомившегося с ними читателя не могли не возникнуть «крамольные», с точки зрения правящих верхов, вопросы: а правильно ли сделал Владимир, отказавшись от древней народной религии и силой насаждая христианство, что привело к серьезнейшим столкновениям в русском обществе как в его правление, так и в более поздние времена? Может быть, следовало остаться при прежней вере, тогда бы и никаких конфликтов не было? Чтобы таких вопросов не возникало, все негативные материалы, связанные с обращением в христианство населения Руси, и были удалены со страниц официального летописания.
По версии, зафиксированной татищевской «Историей Российской», крещение киевлян происходило в Почайне, а не в Днепре, что согласуется и с «Житием Владимира особого состава». Этот факт опять-таки свидетельствует в пользу приведенного В. Н. Татищевым источника, который, судя по отдельным деталям, в нем содержащимся, является более ранним, чем «Повесть временных лет».
Зачем понадобилось создателям летописи, изображая крещение киевлян, переносить место действия с Почайны на Днепр? Ясно, что это было вызвано никакими политическими соображениями.
Летописец Нестор писал под 6453(945) г.: «...тогда вода текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].
Позднее ситуация изменилась. Днепровское русло сместилось влево от Киевской горы. Изменился до некоторой степени и рельеф киевского правобережья, о чем свидетельствуют найденные при создании линии Киевского метрополитена на глубине 12–14 м хорошо сохранившиеся деревянные постройки, жилые и хозяйственные, датирующиеся X в. и принадлежавшие жителям Подола [Толочко П.П. Древний Киев. М. 1976. М. с. 39]. Эти находки, сделанные в 1972 г., опровергают утверждение Нестора о необитаемости Подола в X столетии.Перемены в рельефе местности должны были сказаться и на акватории реки Почайны, правого притока Днепра. Во времена княжения Ольги Почайна представляла собой вместительную гавань русских и иностранных судов. Позднее эта река совсем не упоминается в источниках, и потому создается впечатление, что прежняя насыщенная жизнь почайнинской гавани прекратилась. В плане Киева 1695 г. мы видим Почайну очень небольшим днепровским рукавом, расположенным в заболоченном районе. Вероятно, такой она стала уже к рубежу XI и XII столетий. Поэтому у создателей «Повести временных лет», хорошо знакомых с киевской гидрографией, не могло не возникнуть сомнений относительно того, что в этом неудобном и небольшом по площади произошло крещение тысячных масс киевского люда. К тому же редакторам «Повести временных лет», опиравшимся на категорическое заявление Нестора о том, что в X в. Днепр протекал у самой Киевской горы, где сидели люди, а Подол, по которому протекала Почайна, не был заселен, крещение в этой отдаленной центра города реке жителей Киева должно было показаться невозможным. И они заменили в летописном рассказе Почайну Днепром.
«Таким образом, получается, что автор приведенного В. Н. Татищевым известия лучше знал обстоятельства обращения в христианство киевлян, чем создатели „Повести временных лет“. Не исключено, что он был не только современником, но и участником события, поскольку ему были известны многие мелкие детали, сопровождавшие обряд крещения. Автор, например, знал, что крестильные имена давались священниками сразу группам новообращенных, как стояли киевляне в воде Почайны, что после крещения предпринята неудачная попытка подсчитать всех крестившихся». [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108]
После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей испытывало колебания, откладывая крещение со дня на день, некоторые язычники, «закоренелые сердцем», не желали и слушать проповедей священнослужителей.
31 июля 990 г., в четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. В его послании содержалась прямая угроза. Он недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, до 31 июля 990 г. не проявившей желания креститься. Следовательно, не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели расставаться с языческими верованиями.
1 августа 990 г., в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные киевские рынки, состоялось крещение основного населения Киева. Число крестившихся, судя по источнику, приведенному В. Н. Татищевым, было велико.
Тем не менее, несмотря на все проведенные мероприятия, некоторые киевляне крещения избежали. Закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они не будут обнаружены княжеской администрацией и их никто не сможет принудить силой принять чуждую им веру.
Таким образом, уже крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями предстоит столкнуться великому русскому князю при обращении в христианство населения страны. Как для большинства киевлян, так и для большинства жителей Руси поворот князя от язычества к христианству не был понятен. Народ недоумевал, зачем нужно менять религию отцов и дедов на веру в Христа. Практика показала, что заставить широкие народные массы креститься можно было лишь под угрозой применения насилия. Христианские проповеди миссионеров имели очень малый успех. Источники показывают, что авторитет Владимира и его бояр, завоеванный ими во многих победоносных походах, доверие к этим людям, к их действиям со стороны киевлян сыграли в крещении людей не последнюю роль. Киевляне считали, что Владимир и его приближенные не могут поступить плохо, не мудро. «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли,» — говорили киевляне, идя на крещение, как бы доказывая самим себе, что в данном случае княжеской воле следует подчиниться. Однако так рассуждали далеко не все. На некоторых киевлян не подействовали ни княжеский авторитет, ни угроза применения силы. И это было признаком появления серьезной «оппозиции» религиозной политике князя Владимира. «Оппозиция», как бы мы сейчас сказали, таила в себе большую опасность для великокняжеской власти. «Оппозиционеры» могли объединиться с язычниками в других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола.
Князь Владимир и его христианское окружение не могли не учитывать возможности такого поворота событий. Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич должен был в кратчайший срок заставить подчиниться себе хотя бы главные городские центры Руси, где проживала местная знать со своими дружинниками.
«Одним из таких важнейших городских центров Руси X в. был город Новгород Великий, расположенный на пути "из варяг в греки", имевшим первостепенное значение. Новгородцы осуществляли также свой контроль над торговыми и иного рода связями, имевшими место между населением центральных и восточных районов между народами Балтийского Поморья. Жители Новгорода поддерживали весьма тесные отношения с язычниками Прибалтики и с помощью последних могли не только оказать серьезное сопротивление новой религиозной политике Владимира Святославича, сплотить вокруг себя всех недовольных для похода на столицу древнерусского государства с целью реставрации там прежних верований».[ Всемирная история.т 3. М. 1958. С. 221]
Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир уже летом 990 г. направил туда христианских миссионеров, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательного отряда воеводы Путяты должны были заставить его жителей принять крещение.
Этот „крестильный“ поход на Новгород запечатлен в особой повести, попавшей в состав Иоакимовской летописи. Правдивость данного источника в настоящее время не вызывает сомнения у историков.
Из повести, а также из исследования В. Л. Янина видно, что городе еще в период господства там язычества существовала христианская община в Неревском конце, возле церкви Преображения. Следовательно, в городе были как сторонники, так противники христианства. Последних было подавляющее большинство — этот вывод можно сделать из Иоакимовской летописи. [Раушенбах Б. В.. Сквозь глубь веков. В кн. Как была крещена Русь. М. 1988].
Новгородчане отчаянно сопротивлялись как княжеским войскам, так и попыткам крещения. Только часть жителей поддалось на уговоры принять новую веру. Но и после этого в Новгороде оставалось много язычников, которые, как сообщает летопись, «поведуха о себе кресчеными быти», а на самом деле крещения избежали.Этих некрещеных постепенно выявляли по отсутствию на шеях христианских крестов. Их массовое крещение состоялось 26 сентября 990 г.
Ни «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, ни «Повесть временных лет» — древнейшая русская летопись вообще не содержат в себе сведений о крещении новгородцев. Нет в них никаких подробностей и относительно того, как происходило обращение в христианство жителей других городов страны. И это, конечно, не случайно. По всей видимости обращение в христианство населения иных регионов страны происходило также совсем не гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением к ним вооруженной силы. Потому-то монахи-летописцы и постарались скрыть довольно неприглядную картину крещения русского народа.
«Но быть может, во времена Владимира Святославича, как это полагал российский ученый Н. С. Гордиенко, и в самом деле приняла крещение лишь „малая часть“ Руси? Н. С. Гордиенко признал только крещение киевлян и новгородцев, а также отметил построение в княжение Владимира Святославича христианских храмов в Чернигове, Белгороде, Переяславле, Турове, Полоцке и „ряде других древнерусских городов“, сославшись в самой общей форме на якобы существующие на этот счет свидетельства древнерусских источников. Однако ни „Повесть временных лет“, ни другие древнейшие русские летописи как раз и не содержат в себе никаких материалов о сооружении в этих городах христианских храмов в 990–1015 гг. Поэтому данная ссылка не может быть признана. И другой вывод этого автора: „Остальную территорию Киевской Руси реформаторская деятельность князя Владимира Святославича не затронула даже поверхностно — там по-прежнему оставалось в силе язычество“ — остался не обоснованным источниками» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].
Насколько же в действительности была охвачена христианизацией Русь в правление князя Владимира?
Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя... Крести же и всю землю Рускую от конца и до конца... всю землю Рускую и грады вся украси святыми церквами...» Ниже он же приписал: «...бещи сладушь по всей земли Руской приведены к богу святым крещением».
Иаков Мних писал это для людей, живших в 70-е гг. XI в., когда с начала обращения в христианство жителей Руси прошло 80 с небольшим лет. Вряд ли он мог сказать читателям неправду. Ведь многие из них со слов отцов и дедов— свидетелей крещения знали, какого размаха достигло дело христианизации страны при Владимире Святославиче.
Создатель другого древнего произведения — «Сказания о Борисе и Глебе», работавший в конце XI в., также утверждал, что Владимир Святославич «святыимь крещениемь въсю просвети сию землю Русъску...».
А вот что записано в «Повести временных лет» под 6496(988) г. сразу же за сообщением о крещении киевлян: Владимир «начаставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводитипо всем градом и селом». Под тем же годом далее сказано: «Володимер же просвещен сам, и сынове его, и земля его».
Таким образом, показания самых разнообразных, разновременных, не связанных друг с другом источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно жители Руси были обращены в христианство. Некоторые из язычников обосновались в труднодоступных местах. Уцелела и часть языческого жречества. Не только в XI, но даже и в XIII столетии языческие волхвы появлялись в древнерусских городах, пытаясь своими проповедями повернуть население к старой вере. И судя по летописным материалам, их деятельность на этом поприще нередко была успешной.
Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси