В 1947 году при совершенно неожиданных обстоятельствах в пещере Кумрана близ Мертвого моря были найдены свитки рукописей религиозной общины ессеев. Это произвело сенсацию в христианском мире, среди служителей Церкви ученых, религиоведов, ученых. Но прежде чем об этой находке рассказать, отметим некоторую историю, которая, как полагают, имеет связь с этими рукописями.
Вот что об этом писал известный российский писатель, ученый, африканист Николай Николаевич Непомнящий. Приведем вкратце содержание его статьи.(Н. Н. Непомнящий «Свитки Кумрана». В книге «100 великих тайн Востока»
В июне 1883 г. Моисей Шапиро, крещеный еврей, торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой. Шапиро привез 15 узких полос пергамента, покрытых письменами, которые, по его словам, были им приобретены у арабских пастухов, обитающих как раз в тех местах, где спустя почти 60 лет были найдены кумранские рукописи. В текстах пергаментов содержались неизвестные доселе варианты текстов библейской книги Второзакония, включая Десять заповедей, отличные от канонических.
Судя по начертанию букв еврейского алфавита, рукопись была древней. Вполне понятно, что Шапиро хотел получить за них огромные деньги.
Но Шапиро не очень доверяли в среде знатоков и любителей древностей. Десятью годами ранее он опять-таки у арабов приобрел несколько горшков, покрытых письменами. Затем он продал их в Германии. Однако горшки оказались поддельными, и обман был раскрыт. Возможно, Шапиро и не был виноват, но его репутация честного торговца была безнадежно испорчена!
Поэтому неудивительно, что когда Шапиро обратился в 1878 г. к немецким чиновникам по поводу своего пергамента, они не поверили в подлинность необычной находки. На некоторое время торговец оставил свитки в покое, но вновь воспылал надеждой несколько лет спустя, когда прочитал о последнем открытии в области библейской археологии. Согласно новому аналитическому методу, в Ветхом Завете можно было выделить тексты разных авторов. Например, в одних текстах использовалось имя Яхве (Иегова), в других – Элохим. Пользуясь такими фактами, немецкие ученые утверждали, что могут разделить источники библейского текста на несколько групп.
Внимательнее присмотревшись к своим пергаментам, Шапиро в изумлении обнаружил, что там использовалось только имя Элохим. Теперь он был убежден, что в его распоряжении – один из источников Библии. В воображении замаячили золотые горы…
К 1883 г. Шапиро завершил новый перевод текстов и с благословения профессора Шредера, немецкого консула в Бейруте, отвез находки в Берлин, чтобы представить экспертам. После полуторачасовых дебатов члены комиссии объявили манускрипты… «хитроумной и бесстыдной подделкой».
Однако Шапиро не сдался. Он срочно переехал в Лондон, где его манускрипты встретили более благожелательно, по крайней мере сначала. Британский музей поручил своему лучшему эксперту по палестинским древностям Кристиану Гинзбургу снять копии и изучить тексты. Серия его переводов была опубликована в газете «Таймс», и в августе того же 1883 г. два пергамента были выставлены в Британском музее и вызвали оживленные дебаты среди ученых и общественности.
Премьер-министр Великобритании У. Гладстон, обладавший глубокой эрудицией в области древней истории, долго беседовал с Шапиро о стиле почерка на пергаментах. Прошел слух, что казначейство уже согласилось финансировать их покупку для музея…
Однако фортуна вновь отвернулась от торговца. Несколько ученых, в том числе директор музея, объявили, что никакие пергаменты не могут так хорошо сохраниться в течение двух тысяч лет в климате Палестины. Затем Клермон-Ганно, безжалостный гонитель Шапиро, после поверхностного осмотра пергаментов, лежавших под стеклом на витрине, объявил их подделкой. Гинзбург же внезапно изменил свое мнение и завершил серию публикаций в «Таймс» статьей, изобличающей находку Шапиро как фальсификацию. Он даже заявил, что может определить почерк нескольких переписчиков, работавших под общим руководством ученого-еврея.
Даже у сторонников подлинности находки сомнений не оставалось: манускрипты – подделка, а сам Шапиро – либо мошенник, либо невежда.
23 августа Шапиро написал письмо Гинзбургу из лондонского отеля, укоряя последнего в предательстве: «Вы сделали из меня дурака, опубликовав и выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, фальшивые. Не думаю, что смогу пережить этот позор».
В марте 1884 г. Шапиро покончил жизнь самоубийством. Тем временем пергаменты были выставлены на аукционе «Сотби» и приобретены каким-то книготорговцем за ничтожную сумму в 10 фунтов 5 шиллингов. Последнее упоминание о них встречается в книжном каталоге 1887 г. вместе с приблизительной датировкой от XVI до XIX в. и ценой 25 фунтов стерлингов. Никто не знает, где находятся эти манускрипты сегодня…
На этом закончим рассказ Н.Н. Непомнящего и перейдем к более современным событиям.
История Шапиро и приобретенными им свитками могла бы на этом и закончиться, если бы не открытие, имевшее место в 1947 году. Это было случайное открытие, но оно приобрело огромный резонанс в христианском мире и в науке.
В пещерах пустынной местности Вади-Кумран, вблизи северо-западного побережья Мертвого моря (Иордания) были обнаружены свитки рукописей религиозной общины, которую определили, как предшественницу христианской. В 1947 г. юноша бедуин Мухаммед эд-Диб из полукочевого племени таамире после долгих и тщетных поисков пропавшей у него козы остановился отдохнуть в тени у скалистой горы. Неожиданно он заметил в скале на уровне значительно выше человеческого роста отверстие, явно ведшее в пещеру. У юноши мелькнула мысль, что пропавшее животное могло укрыться в этой пещере. Мухаммед метнул в отверстие камень, надеясь спугнуть козу, если его догадка подтвердится. К его огорчению, козы в пещере не оказалось, но он услышал звук разбиваемой глиняной посуды. Преодолев страх, Мухаммед взобрался в пещеру и обнаружил там глиняные сосуды с кожаными свитками, покрытыми непонятными ему письменами. Это были первые древние рукописи, обнаруженные на территории Палестины
Удивительные приключения пережили оказавшиеся в пещере рукописи (семь свитков и ряд фрагментов) после того, как они попали в руки бедуинов.
Об этом мы узнаём из книги доктора исторических наук И.Д. Амусина, автора 80 научных работ, большая часть которых посвящена исследованию кумранских рукописей, (И.Д. Амусина «Рукописи Мертвого моря». М. 1985)
Вначале Мухаммед хотел нарезать из них ремни для сандалий, но кожа оказалась слишком хрупкой. Долгое время свитки пролежали в шатре, пока, наконец, в одну из поездок в Вифлеем бедуины не продали их за бесценок двум антикварам.
Один из антикваров в ноябре 1947 г. перепродал купленные им три свитка профессору Э. Сукенику (Иерусалимский университет). Сукеник тотчас же установил древность этих рукописей (I в. до н. э.) и их ессейское происхождение, и приступил к их дешифровке. Другой скупщик древностей и владелец кожевенной лавки по имени Кандо сыграл заметную и, к сожалению, весьма отрицательную роль в дальнейшей истории находки. Предположив, что попавшие к нему четыре свитка и ряд фрагментов написаны на сирийском языке, Кандо, член сирийско-христианской общины, свел бедуинов с настоятелем сирийского монастыря св. Марка митрополитом Афанасием, купившим за 50 ф. ст. четыре свитка и несколько фрагментов.
Долго и безуспешно пытался митрополит Афанасий установить древность и значение этих рукописей, язык которых был ему непонятен. В январе 1948 г. он решил воспользоваться консультацией Сукеника. От имени митрополита его посланец просил о свидании с Сукеником. Из-за напряженного политического положения в Иерусалиме (1948 г.) свидание было назначено на нейтральной территории, разделявшей старый и новый город, и происходило при необычных для научных исследований обстоятельствах. Ночью, при свете карманного фонаря Сукеник рассмотрел показанные ему рукописи и сразу же определил текст библейской книги пророка Исайи. Остальные две рукописи, показанные Сукенику, содержали устав какой-то неизвестной общины. Посланец митрополита, личный знакомый Сукеника, доверил ему рукописи на три дня для более детального ознакомления. При возвращении рукописей договорились о встрече Сукеника с митрополитом для переговоров о покупке рукописей. Свиданию этому не суждено было состояться, и судьба рукописей решилась по-другому.
В феврале 1948 г. два монаха принесли от имени митрополита рукописи в американскую Школу восточных исследований в Иерусалиме. Находившийся тогда в Школе молодой американский ученый Джон Тревер определил в одной из рукописей текст книги Исайи и предположил большую древность этого свитка. Треверу удалось внушить митрополиту, что факсимильное издание повысит рыночную стоимость рукописей, и он получил разрешение на фотографирование их. Крупный американский востоковед Уильям Олбрайт, получив от Тревера фотографию одного отрывка, сразу определил подлинность рукописи и ее большую древность (I в. до н. э.) и в марте 1948 г. телеграфировал об этом Треверу, поздравив его "в связи с величайшим из сделанных в новое время открытием рукописей". Вскоре митрополит тайно переправил рукописи из Иордании в США и поместил их на хранение в сейф одного из банков Уолл-стрита с оценкой более миллиона долларов. Так как покупателей за столь высокую цену не находилось, стоимость рукописей постепенно понижалась, и впоследствии (в 1954 г.) эти четыре свитка были приобретены Иерусалимским университетом за 250 тыс. долл.
В 1948 г. Сукеник начал серию публикаций ранее приобретенных им для Университета рукописей. В 1950-1951 гг. Бэрроуз, Тревер и Браунли опубликовали факсимильное издание трех из тех четырех свитков, которые в свое время попали к митрополиту Афанасию. Эти публикации положили основание новой исторической дисциплине по изучению кумранских рукописей.
Когда выяснилась большая древность кумранских рукописей, их уникальный характер, научное значение и действительная рыночная стоимость, начались усиленные поиски новых хранилищ. По остроумному замечанию археолога Ядина, бедуины племени таамире превратились в племя археологов. "Волшебным жезлом", внушившим бедуинам столь живой интерес к археологии, была высокая плата, установленная за рукописи:1 ф. ст. за 1 кв. см рукописи любой величины.
Упомянутый выше Кандо пытался монополизировать роль посредника между бедуинами и археологами, с тем чтобы скрыть от ученых местонахождение новых хранилищ. К счастью, пытливая мысль и упорство ученых преодолели препятствия на пути к систематическому обследованию пещер района Кумрана. Особенно много сделали для распутывания сложного клубка взаимоотношений с бедуинами и Кандо сотрудники Иорданского Археологического музея Юсеф Саад, проявивший находчивость и большое мужество, а также тогдашний директор Иорданского департамента древностей Ланкестер Хардинг и руководитель Французской Археологической школы в Иерусалиме Ролан де Во.
В результате дружного "соревнования" между племенем таамире и энергично включившимися в поиски новых рукописей научными экспедициями археологов – надо признать, что "лидерами" в этом соревновании часто бывали бедуины – в районе Кумрана было обследовано свыше двухсот пещер. В 25 из них оказались лишь памятники материальной культуры, а в 11- рукописи.
Всего в кумранских пещерах было обнаружено около 40 тыс. различной величины фрагментов рукописей на коже и папирусе, написанных на древнееврейском и арамейском языках. Это остатки библиотеки, насчитывавшей около 600 книг. Из них только 11 дошли более или менее полностью, в различной степени сохранности. В современной научной литературе они получили следующие наименования: Устав, Война сынов света против сынов тьмы. Гимны, Комментарий на книгу Хабаккука, Апокриф книги Бытия, две версии книги Исайи, арамейский текст или перевод книги Иова, книга Псалмов, книга Иезекииля и написанная палеоеврейским (финикийским) письмом книга Левит.
Большинство специалистов давно придерживаются мнения о том, что в Кумране обнаружены документы общины ессеев. В то время члены этой религиозной секты, объявленные прямыми предшественниками первых христиан, поселились в этом уединенном месте на берегу Мертвого моря, где жили отшельниками, как в монастыре. Плиний Старший писал о ессеях, что они – самый удивительный народ из всех, «без женщин, без любви, без денег, живущий в обществе пальм». Ожидание скорого конца света составляло смысл их аскетической жизни.
Но в последнее время появились и другие этому объяснения. Анализируя новые археологические находки и переосмысливая прежние, ученые нередко приходят к неожиданным выводам. Так случилось и здесь. Авторы появившейся недавно гипотезы решительно порывают с каноническим прошлым и… завоевывают все больше сторонников. Рассказ о ней, пожалуй, надо начать с финала истории, с гибельного для древних евреев года, который решительно изменил судьбу их родины.
Итак, весной 70 года нашей эры громадное римское войско – им командовал будущий император Тит – двигалось по дорогам Палестины в сторону Иерусалима. В то время вся еврейская страна была охвачена восстанием. Мятежники, бросившие вызов Риму, укрылись за стенами своей столицы. Однако осадные орудия римлян сделали свое дело. Город был взят. Его гордость, Иерусалимский храм, исчез в огне.
Римско-иудейская война 66—73 годов нашей эры и дает ключ к пониманию тайны кумранских свитков, считают те, кто призывает к пересмотру их традиционной истории. Исследователи Кумрана, утверждают они, десятилетиями шли ложным путем.
Доминиканский монах Ролан де Во, руководивший раскопками в Кумране в 1950-е годы, прибыл сюда, убежденный, что здесь находился монастырь ессеев.
«Он предположил, что развалины Кумрана – это монастырь, принадлежавший древнеиудейской секте ессеев. – пишет священник Димитрий Юревич.- В четырех свитках из тех семи, что были найдены первыми и тут же опубликованы, как раз говорилось о строе и жизни этой секты. Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, аббат Ролан де Во мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые католические (впрочем, как и православные) монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Как показалось руководителю экспедиции, все это он обнаружил среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни»(Димитрий Юревич Мнимые тайны Кумрана. Портал Слово.15 октября 2009 г.)
Тем временем публикация фрагментов кумранских рукописей по непонятным причинам приостановилась. Полностью они были опубликованы лишь после того, как в начале 1990-х годов Гершель Шанкс, издатель журнала «BiblicalArcheologyReview», каким-то образом раздобыл фотографии неопубликованных фрагментов и самовольно выпустил их в виде двухтомника «Факсимильное издание Свитков Мертвого моря». Тем самым они стали наконец доступны для широкого научного изучения.
«Первые же выводы почерковедов обескураживали. - пишет российский писатель А.В. Волков. - В написании свитков участвовало около 500 человек. Именно столько разных почерков было обнаружено. В Кумране же могло проживать не более сотни людей. Конечно, списки делались в разное время, но, все равно цифра настораживала. Может, здесь жили писцы, которые занимались копированием священных текстов? Впору было говорить о «первом в мире библейском издательстве».
Неприятный сюрприз уготовили и антропологи. Еще в 1950-е годы из Кумрана в Баварию были вывезены 22 найденных там скелета. Когда недавно немецкий исследователь ОлавРёрер-Эртль изучил их, оказалось, что среди них были останки и женщин, и детей. Картина монашеской идиллии была осквернена» (А.В. Волков «Новые тайны кумранских свитков». В книге «100 великих тайн археологии». М. «Вече». 2012).
Эти обширные раскопки позволили сторонникам новой гипотезы создать иную, чем ранее представлялось историю Кумрана. Около 150 года до нашей эры здесь, всего в 25 километрах от Иерусалима, был основан военный лагерь. Он входил в систему укреплений, сооруженных иудейскими царями для охраны границ. При Ироде Великом, правившем в I веке до нашей эры, пограничный гарнизон постепенно превратился в «фермерское хозяйство». Здесь выращивали цветы и собирали финики, производили посуду и благоухающие смеси. Здесь отыскались и несколько печей для обжига продукции, и склад готовых товаров, где лежало более тысячи кувшинов, и даже свалка, где валялись сотни бракованных изделий. Среди сотни человек, поселившихся в этом уединенном месте, были и женщины, и дети, помогавшие вести хозяйство.
А вот еще одно свидетельство того, что кумраниты жили не отшельнической, «монашеской» жизнью. И эти сведения опять же дала нам археология.В начале 1950-х годов археологическая экспедиция вела раскопки поблизости от гротов холма Хирбет-Кумран.
Со всей тщательностью здесь были раскопаны остатки целого комплекса помещений, датируемого, судя по многочисленным находкам сирийских, иудейских и римских монет, 125 году до н.э. — 75 году н.э. (близкую дату — от 167 года до н.э. до 233 года н.э. — дал и радиокарбонный анализ свитков). Из 153 найденных при раскопках монет 72 принадлежали ко времени, предшествовавшему правлению царя Ирода Великою (35—4 гг. до н.э.), одна — к эпохе его правления и 80 — к 70-летнему отрезку времени после его правления. Такое распределение монет указывает на то, что поселение на холме Хирбет-Кумран было покинуто в начале царствования Ирода Великого и вновь заселено после него.
Из письменных источников известно, что на 7-м году царствования Ирода в Палестине произошло сильное землетрясение. Скорее всего, оно и стало причиной прекращения жизни на поселении. Среди руин ХирбетКумрана археологи обнаружили большую трещину в земле, протянувшуюся на 15 метров и повредившую часть построек, — вероятно, это и есть след той давней катастрофы. При этом земля осела почти на полметра и следы этого обвала хорошо заметны и сегодня. Нетрудно также заметить, что в дальнейшем стены были исправлены и восстановлены, Многие другие следы — обрушившиеся, местами почерневшие от пожара постройки, «трехкрылые» римские наконечники стрел — свидетельствуют о том, что около 67—70 годов, во время первого иудейского восстания против Рима, поселение на холме Хирбет-Кумран было взято и разрушено римскими воинами. Вероятно, именно в это смутное время жители Кумрана спрятали священные тексты в пещере, заботливо укутав их в полотняную ткань и поместив в глиняные сосуды. Видимо, они рассчитывали когда-нибудь вернуться за ними, но никому из них это не удалось — они были убиты, захвачены в плен или рассеяны римлянами,
«Но, кто именно жил в этом уединенном поселении? – задает вопрос российский историк и писатель А.Ю. Низовский - На этот счет мнения ученых разделились. Часть исследователей встала на сторон гипотезы, согласно которой Кумран являлся местом обитания ессеев, о которых в свое время писал Плиний, невозможно. Поэтому вокруг гипотезы о ессейском происхождении Кумрана и кумранских свитков развернулась острая дискуссия. По мнению одних ученых, ессеи — члены некоей религиозной секты, которые вели отшельнический образ жизни. Другие исследователи предполагают, что это просто какая-то особая община иудеев. Третья группа исследователей вообще отрицают существование ессеев» (А.Ю.Низовский. Тайна кумранских свитков. В кн. «100 великих археологических открытий». М.»Вече». 2013)
А кто же тогда прятал свитки в пещерах? Очевидно, иудеи, бежавшие в 70 году из Иерусалима от римлян. Возможно, в памяти людей, организовавших массовый вывоз книг из столицы, еще живо было предание о том, как римляне два века назад покарали Карфаген – сравняли его с землей. В случае поражения та же участь могла ждать Иерусалим со всеми его священными книгами. Их стали спасать.
К слову, недаром публикация кумранских свитков так затянулась. Уж слишком они оказались разнородными. Разумеется, есть здесь и тексты, отражающие верования первых христиан, но немало и других документов – написанных фарисеями, которых поносил Иисус, написанных саддукеями, которые помогали римлянам распинать Христа.
В любом случае рукописи, найденные в пещерах, – лишь малая часть того, что хранилось здесь почти две тысячи лет назад. Один из христианских богословов, Ориген, еще в III веке писал, что видел на берегу Мертвого моря множество свитков. Возможно, сюда была переправлена храмовая библиотека Иерусалима. Но время уничтожило почти все хранилище древних книг.
Итак, нельзя понять тайну кумранских рукописей, не обращаясь к истории Иудейского восстания. Кстати, в 1998 году на западном берегу Мертвого моря (Плиний так и писал: «На запад от Мертвого моря… обитают ессеи»), в местечке Эн-Гиди, был обнаружен поселок, существовавший в I веке нашей эры. Здесь находилось около двух десятков каменных построек. Может, тут и жили ессеи?
Пролить свет на тайну кумранских свитков могли в первую очередь сами свитки. Для изучения собранного материала — а его количество щипалось огромным — была создана специальная исследовательская группа, в которую вошли специалисты из разных стран. Между тем, когда ученые еще только приступали к разгадке кумранских свитков, два «независимых» исследователя, француз и англичанин, уже поспешили опубликовать свое собственное «сенсационное открытие»: они заявили, что результаты исследования свитков «представляют собой радикальный переворот в истории христианства». Как будто бы следует из кумранских текстов, ессеи знали о том, что некий «учитель праведности» был распят на кресте, тело его затем было снято и предано погребению и что апостолы ожидали воскресения и возвращения на землю своего «учителя». То есть образ, а точнее прообраз, Иисуса Христа якобы уже существовал у ессеев.
«Рукописные свитки Мертвого моря — самый большой вызов христианскому учению со времени появления дарвинизма!» — напыщенно заявляли они. Это необоснованное утверждение, несмотря на горячие протесты и опровержения крупнейших ученых, было тут же подхвачено и растиражировано прессой. Особенно широко эта тема освещалась в атеистическом Советском Союзе, где приветствовалась любая глупость, лишь бы она была направлена против христианства.
«Нет никакого сомнения в том, что иудейские секты существовали еще до возникновения христианства. Но поборники «самого большого вызова христианскому учению» могут в данном случае отдыхать. Кумранские тексты не содержат абсолютно ничего, что могло бы подвергнуть сомнению основные догматы христианства. Община ессеев, как это явствует из найденных в Кумране документов, была глубоко преданна традиционному иудаизму. Некоторые параллели с христианством в ессействе, правда, присутствуют, но они объясняются общими корнями обоих учений, берущих свое начало в Ветхом Завете» (А.Ю. Низовский. Там же).
«Таким образом, если ессейство содержит ряд элементов, которые оплодотворили ту почву, на котором в дальнейшем родилось христианство, то не менее очевидно, что христианство представляет собой нечто совершенно новое, нечто объяснимое в конечном итоге только личностью Иисуса Христа», - пишет по этому поводу один из крупнейших исследователей кумранской проблемы Ж.Т.Милик.
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси