Русская Православная Церковь и масонство

Иностранцы в Россиии, масонство

В царствование Петра I, открывший «окно в Европу», и особенно Анны Иоановны осуществляется усиленное проникновение в русское общество иностранцев. Известный историк конца XIX - начала XX в. В.О. Ключевский писал: «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, забираясь во все доходные места в управлении. Вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа».

Были, конечно, среди иностранцев и личности, состоявшие на русской службе, которые внесли заметный вклад в развитии многих сфер российского общества, в экономику, промышленное и гражданское строительство, культуру, армию и флот. Для них Россия стала второй Родиной.  Их потомков знают и ценят до сих пор. Поэты и писатели: А.С. Пушкин (прадед Абрам Петрович Ганнибал, эфиоп,  прабабушка из остзейских немцев Христина-Регина фон Шеберг), М.Ю Лермонтов (предок шотландец Георг Лермонт), Д.И. Фонвизин (потомок немецкого барона Питера фон Визена),  В.Я. Брюсов (его род идет от cподвижника Петра I шотландца Якова Брюса), создатель словаря русского языка В.И Даль (потомок датчанина, переселившегося в Россию в конце XVIII века), Марина Цветаева (из обрусевшей польско-немецкой семьи – дед её прибалтийский немец, бабушка полячка). Это только литераторы.

А вспомним такие известные фамилии, как герои Отечественной войны 1812 года Барклай-де Толли, П.Х. Витгенштейн (выходец из прусской семьи), И.И. Дибич – Забайкальский (или Иоганн Карл Фридрих Антон, тоже из прусской семьи), А.И. Остерман-Толстой (потомок вице-канцлера при Анне Иоановне А.И. Остермана), путешественники и исследователи Сибири и русского Севера, Арктики – В. Беринг, И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Врангель, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Э.Т. Кренкель, и многие другие.

Но были и такие, кто приносил только вред Российскому государству, к сожалению, не только иностранцы, но и русские, состоящие в масонских ложах.

Что же такое масонство? Православная интернет-энциклопедия» «Аzbyka» так говорит о нём:

Масо́нство, франкмасонство (от <франц. franc – вольный, свободный и maçon – каменщик), одно из мировых транснациональных движений, характеризуемое как тайное, религиозно-этическое, политическое; в своей идеологии сочетает эзотерические, религиозные и естественнонаучные представления (в том числе основанные на учениях египетских жрецов, пифагорейцев, каббалистов, катаров, гностиков, манихеев). Существует в форме лож и их союзов. Заседания лож «вольных каменщиков» носят закрытый характер, членству в них предшествует церемония инициации (посвящения) >Это одно из крупнейших движений. Идеология масонства представляет собой синтез идей различных сект, заимствований разнообразных гностических, манихейских ересей, тайных учений языческих религий и каббалы, мистериальных и оккультных практик, теософских и эзотерических знаний, герметической философии, алхимии и магии. На протяжении истории франкмасонство формировалось под влиянием внешних политических и культурных факторов. Масонство не существует как единообразное движение: оно имеет множество течений. Но все эти течения объединяет формально декларируемая цель – создание «правильного человеческого общества».

А известный российский историк, профессор О.А. Платонов, рассматривая политическую сторону деятельности масонов подчёркивает:

«Масоны по своей сути являлись агентами зарубежных правительств и, выполняя установки зарубежных центров, подрывали нацио­нальные интересы России.

История масонства в России — это история заговора против России.

Архивные данные свидетельствуют, что практически нет ни одного важного для России события, в котором масонские орде­ны не сыграли бы особую, всегда отрицательную для нее роль. Масонство было главной формой незримой духовной оккупации России, формой реализации антирусских импульсов Запада.

По отношению к России деятельность масонских орденов носила в чистом виде заговорщический характер, ибо предпола­гала тайные действия, не соответствовавшие национальным ин­тересам России, способствовала ее ослаблению, поражению в войнах, разрушению национальных идеалов, традиций и обычаев.

По сути дела, «работа» масонских орденов велась параллель­но подрывной деятельности зарубежных спецслужб, а часто и переплеталась с ними. Известно множество случаев, когда члены масонских лож и агенты иностранных разведок выступали в одном лице. Кстати говоря, зарубежные спецслужбы всегда рас­сматривали масонов как резерв для подбора кадров в борьбе про­тив России» (О.А. Платонов. Криминальная история масонства 1731 – 2004 гг. Москва изд. «Алгоритм» 2005. С. 6-7)

Русская Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его проявлением сатанизма. Если на низших ступенях посвящения иногда и встречались религиозные люди, то масоны высших градусов были воинствующими безбожниками и врага­ми Церкви. Разрушение Церкви считалось одной из главных за­дач масонства как идеологической организации. В 1881 году бельгийский масон Флери писал: «Долой Распятого!.. Его царст­во кончено! Бог не нужен». Другой высокопоставленный масон заявлял в 1912 году: «...пока мы не ликвидируем церкви, мы не сможем работать продуктивно и построить что-либо прочное». «Есть война, — вторил ему в 1913 году другой масон, — которую мы должны продолжать до победы или до смерти, — это война против всегдашних врагов масонства: всех догматов, всех церк­вей».

«Будем помнить, — повторяли за ним другие масоны, — что христианство и масонство абсолютно несовместимы, и потому принадлежать к одному — значит порвать с другим». У масонов треугольник с оком дьявола подменяет крест, а ложа — храм Бо­жий. «Мы, масоны, — говорил мастер ложи Лессинга, — принад­лежим к роду Люцифера (т. е. сатаны)».

Масонство отказывалось от всего того, что придает плоть на­циональной жизни общества, от всей сложной жизненной систе­мы, связанной с понятиями Родины, Отечества, Православия. Оно отходило от русских религиозных, государственных, со­словных традиций и старалось заменить их некими космополи­тическими абстракциями.

Масоны стремились не только уничтожить Русскую Церковь и Русское государство, но и духовно перестроить русского чело­века, превратив его в космополита. «Внутренняя работа над со­вершенствованием дикого камня русской души», по мнению Г. В. Вернадского, была главным направлением всей масонской работы и способствовала «созданию того типа, который надолго получил значение в русском дворянском обществе».

Русские масоны любили поговорить о борьбе со злом в мире и в самих себе, о восхождении по таинственной лестнице или о цепи, соединяющей мир земли и тления с миром духа. На лест­нице этой много ступеней, в цепи много звеньев, но главнейшее из них — самопознание, покаяние, устройство внутреннего хра­ма, высшее прозрение, у иных ищущих — экстаз, у других — ве­ликое безмолвное созерцание.

Однако на практике реальное участие в масонской работе было сознательным служением темным силам.

 Церковь и масоны в царствование Петра I

Царствование Петра I кладет начало эпохи открытого и скрытого гонения против православных и старого, и нового обряда. С воцарением Петра I иностранцы-масоны занимают в русском государстве господствующее положение. Под влиянием иностранцев Петр охладевает к Православию, быту, нравам и прошлому своего народа и все симпатии отдает чужеземным пришельцам. Он усваивает масонские принципы и сам делается масоном.

В одной рукописи Публичной Библиотеки рассказывается, что Петр был принят в шотландскую степень св. Андрея, причем дал обязательство, что сей орден восстановит в России, что и исполнил, его письменное обязательство существовало в прошлом веке в той же ложе, где он был принят

 Среди рукописей масона Ланского есть обрывок серой бумаги, на котором записано такое известие: «Император Петр I и Лефорт были в Голландии приняты в Тамплиеры». (Вернадский. Русское масонство в царствование Екатерины II.)

В рукописи Публичной Библиотеки (1816 г.) «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство «существовало во время Царя Алексея Михайловича, и Брюс был оного Великим Мастером, а Царь Петр был первым надзирателем, потом Великим Мастером Кейт». (А. Н. Пынин. Русское масонство XVIII и первая четверть XIX в.)

Пользуясь поддержкой самого Царя, иностранцы-протестанты ведут пропаганду своего учения совершенно безнаказанно. Господствующая Православная Церковь отходит на второе место и превращается сначала в церковь терпимую, а потом гонимую. При деятельном участии самого Царя создается «Всешутейший Собор», участники которого подвергают Православную Церковь кощунственному осмеянию и поруганию. Под видом исправления церковной и монастырской жизни издается целый ряд указов, стесняющих свободу совести и церковной жизни православных. Идет широким фронтом борьба за искоренение «гангрены», т. е. монашества, и за разгон «тунеядцев-монахов». От церквей и монастырей отбирается имущество. Монахи и священнослужители переводятся на голодное содержание. Как из рога изобилия сыпятся указы, запрещающие поднимать иконы на дом, строить храмы, производить сборы на храмоиздательство и колокола, устраивать часовни, хранить артос и богоявленскую воду и т. д. и т. д.

Стесняют религиозную свободу и гонят не только православных нового обряда, но и старообрядцев. Православная церковь в лице своих служителей приводится к молчанию. Протестанты печатают и распространяют свои сочинения, а православные не имеют возможности издавать и распространять свои книги, направленные на опровержение протестантской ереси. Унижаемая морально и разоряемая экономически, православная церковь хиреет и ослабевает.

Протестанты-масоны внушают Петру I мысль уничтожить патриаршество, обезглавить церковь, подчинить ее бюрократическому учреждению во главе со светским чиновником, обер-прокурором Св. Синода, и тем самым унизить непререкаемый авторитет церкви и подорвать уважение к ней в глазах народа. Руководство церковной жизнью бюрократией убивает соборное начало. Восторжествовала чуждая истории Русской, Православной Церкви и православной жизни масонская идея — отделения Церкви от государства, Царская власть становится морально одинокой. Расшатывая религиозные основы царской власти, эпоха Петра наносит сокрушительный удар исконному Самодержавию. Византийская традиция — царство и церковь нельзя отделить, — традиция теснейшего союза алтаря и престола была нарушена.

«Унижая Церковь в глазах народа, — говорит Лев Тихомиров, — Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево Самодержавия».

В царствование Петра I умирает Православная Монархия и нарождается новый тип государства — Европейская Монархия в форме просвещенного абсолютизма.

 В царствование Анны Иоановны

После смерти Петра I политика правительства в отношении Церкви остается неизменной. Пренебрежительное отношение и гонение против церкви не ослабевают, а усиливаются. Меняются только формы этого гонения, которое в царствование Анны Иоанновны достигает своего апогея. Протестанты-масоны захватывают власть в государстве, и протестантизм фактически становится господствующей религией. Всякое выступление против протестантов рассматривалось как тяжкое государственное преступление. Православных епископов бросали в Тайную Канцелярию, томили в крепостных казематах, ссылали на житье в холодные дебри Сибири за то, что они не хотели отказаться от своей веры. Своевольство местных властей не знало границ: священнослужителей забирали в канцелярии, держали под арестом, били, налагали на них несказанные тяжести и не хотели признавать ни прав духовенства, ни власти над ним архиереев. Некоторые из монастырей лишились своих вотчин: монастырские вотчины, наряду с архиерейскими, разорялись от усиленных сборов. По-прежнему, как и при Петре I, под страхом самых жестоких наказаний, запрещалось постригать в монахи сверх положенного числа. Результатом этого было уменьшение числа монашествующих почти вдвое. В первой четверти XVIII века их насчитывалось 25 тысяч (монахов — 14 543 и монахинь — 10 673), а к концу управления Анны Иоанновны осталось только 14 282 (монахов — 7829 и монахинь — 6453).

Православная Церковь масонским террором была приведена к молчанию. За попытку издать сочинение Стефана Яворского «Камень веры», направленное против протестантской ереси, замучили Феофилакта Лопатинского, архиепископа Тверского.

Привилегированное положение протестантов по сравнению с православными открывало им полную возможность пропагандировать свою ересь.

«Было то неблагополучное время, — говорил в своем слове в день Благовещения в 1742 г. Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов, — когда враги наши до того вознесли свою голову, что дерзнули порочить догматы св. веры, догматы христианские, от которых вечное спасение зависит: Ходатайницу спасения нашего на помощь не призывали и заступления ее не требовали; святых угодников Божиих не почитали; иконам святым не кланялись; знаменем креста святого гнушались, предания апостолов и святых отцов отвергали; добрые дела, которыми снискивается вечная мзда, отметали; в святые посты пожирали мясо, а об умерщвлении плоти и слышать не хотели; над поминовением усопших смеялись, существованию геенны не верили».

Террор в отношении духовенства, «чинимые над ним произвол и насилия» внесли страшное опустошение в его среду. За отсутствием священнослужителей закрылись многие церкви, а школы были лишены учителей.

Борьбу с Православной Церковью вели не только иностранцы, но и русские передовые люди, как Феофан Прокопович, Татищев и князь Антиох Кантемир, воспитанные масонской литературой, направленной против религии, духовенства и всех божественных установлений.

  В царствование Елизаветы Петровны

 Набожная русская царица Елизавета поддерживает гонимую и униженную Православную Церковь. Православная церковь немного отдыхает от страшных ударов и зияющих ран, которые были нанесены ей при Анне Иоанновне. Но надвигается новая беда. Открытое гонение сменяется пропагандой масонства против Православия, которое благодаря покровительству фаворита императрицы Елизаветы, гр. И. И. Шувалова, масона, вырастает в большую силу. Формируется масонская общественность. В сети масонского ордена попадают представители русской интеллигенции, как напр., Малессино, писатели Свистунов, Болтин, Федор Мамонов, кн. Щербатов, Сумароков, актер Волков и т. д. которые через науку, литературу и театр ведут пропаганду масонства. Фармазоны, как тогда называли масонов, стали символом безбожия и вольнодумства. Масоны, — по меткому выражению современника той эпохи, — «антихристовы рабы», отступники от веры, еретики и богохульники, для которых нет ничего святого. Вольнодумство широко распространилось в русском елизаветинском обществе, начиная с обеих столиц и кончая глухой провинцией. Яд масонства отравил сознание и душу русского передового общества. Темная мировая антихристова сила пускает глубокие корни в русской жизни.

 В царствование Екатерины II

 С воцарением Екатерины II наступает золотой век масонства в России. Власть в государстве захватывают масоны. Проводится открыто антиправославная политика. Представители правительства в лице Обер-прокуроров Св. Синода Мелессино и Чебышева, которые были ярыми масонами и безбожниками, в течение 10 лет вели открытую масонскую пропаганду, причем Мелессино выдвигал проект создания «живой церкви», а Чебышев проповедовал безбожие. Под влиянием масонов был издан указ об отобрании церковных имений, что привело к полному разорению монастырской жизни и закрытию 4/5 православных монастырей. Выступивший против масонских нападок Ростовский Митрополит Арсений Мациевич закончил жизнь мученической смертью.

Отнятие монастырских имений ставило епархии в тяжелое, почти безвыходное положение. Строительство церквей и школ прекратилось. Отсутствие средств для производства ремонтов приводило к тому, что разрушались кафедральные соборы, архиерейские дома и сами епархии. Эпоха Екатерины II — эпоха лютого гонения против Православной Церкви. «Раскольники»-старообрядцы, также подвергались жесточайшему гонению. Враги же Православия пользовались полной свободой. Масоны вели открытую пропаганду против Православия, проповедуя или открытый атеизм по сочинениям масонов Вольтера, Дидро и д'Аламбера, или нездоровый мистицизм, в духе Сен-Мартена и др., дискредитировали и унижали духовенство и создавали против него в обществе враждебные настроения. Отрицая Церковь и обряды, масоны создавали свою церковь и свои ритуалы, свои храмы, престолы, жертвенники, облачения и т. д. Масоны, по их заявлениям, стремились высвободиться из-под дисциплины и регламентации господствующей церкви и создать свое церковное общение, независимое и с большим простором для религиозного действования.

Масоны стремились создать свою собственную «малую церковь».

Антиправославную работу вели наши профессора и наука, которые прочно были захвачены масонством; писатели-масоны Фонвизин, Херасков, Радищев, Новиков и их последователи, а также подавляющее большинство интеллигенции, которая находилась во власти безбожных идей французской революции 1789 г.

В царствование Александра I

После кратковременного отдыха в царствование Императора Павла Петровича для Церкви православной вновь наступили черные дни. Играя на религиозных чувствах императора Александра Павловича, масоны повели работу по разложению Православной церкви и созданию мистической «внутренней церкви». Государь Александр Павлович попадает в окружение масонов. Масоны знакомят его с учением квакеров, моравских братьев, скопцов и т. д., то есть со всеми толками, сектами и проповедниками, как масонскими, так и сектантскими. Масоны Р. А. Кошелев и кн. А. Н. Голицын способствовали созданию Библейского Общества, которое, прикрываясь личиною любви к ближним и распространению слова Божия, стало вести проповедь и издавать книги против религии и государственного порядка.

 В качестве главных руководителей библейских обществ оказались по преимуществу члены масонских лож, проповедовавшие отрицание Православия, церкви и церковных обрядов. Сочинения масонов-мистиков Бема, Сен-Мартена, Сведенборга и др. получили самое широкое распространение в русском обществе. В 1824 году появилось богохульное толкование Евангелия, изданное директором Русского Библейского Общества. Сочинение это открыто преследовало цель возмущения против церкви и престола. Кроме издания книг, направленных против Православия, шла иноземная религиозная пропаганда. Шла проповедь протестантизма — излюбленного масонством. Методисты и другие сектанты сеяли свои плевелы и вносили ересь среди православных.

 По вызову масона Сперанского приехал сам папа масонства Фесслер, который и руководил работой по разрушению Православной Церкви. Зараженное масонством русское общество обезумело. Скептицизм, неверие и открытый воинствующий атеизм стали господствующими настроениями. Архимандрит Фотий такими словами описывает эту пору: «Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами, и готовили какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а православную веру Христову искоренить».

Православное духовенство молчало. Выступление против разлитого повсюду зла было невозможно. Все сильные мира сего были послушным орудием масонства. Государь, которого ложно осведомлял кн. Голицын о деятельности Библейского Общества, оказывал последнему свое высокое покровительство.

Исповедником и поборником против страшной силы масонства бестрепетно и мужественно выступил Архимандрит Фотий. Он открыл Государю глаза на темную работу масонов и на роль отдельных масонов, как кн. Голицын, Кошелев, Попов, Рунич и Тургенев, в деле разрушения Православной Церкви. Путем открытого обличения масонства Архимандрит Фотий добился того, что все масонские ложи были закрыты, министерство духовных дел во главе с кн. Голицыным упразднено, заезжие масоны-разлагатели должны были покинуть пределы России и, по словам пламенного защитника Православия Архимандрита Фотия, «нечестие пресеклось, армия богохульная диавола паде, ересей и расколов язык онемел, общества же богопротивные, яко же ад, сокрушились».

Масонству был нанесен сильный и сокрушительный удар.

Темная рать масонов была разбита, но не побеждена окончательно. «Ночные братья» — братья-масоны — ушли в подполье, чтобы при наступлении благоприятных обстоятельств снова выступить на борьбу с Богом, Христом и Святою Православною Церковью.

 В царствование Императоров Николая I и Александра II

В эти царствования сознанием интеллигенции овладевают философские безрелигиозные настроения, враждебные Православию. Господствующим направлением является пантеизм Шеллинга и Гегеля, рассматривающий христианскую религию как преходящую форму проявления и раскрытия абсолютной идеи в человеческом сознании. Около 1840 года пантеизм сменился позитивной философией О. Канта, Литре и Спенсера, которая рассматривала всякое религиозное мировоззрение как изжитую стадию умственной жизни человечества, долженствующую смениться высшим положительным знанием.

С 1840 года началась пропаганда материализма (Фейербах, Бюхнер, Молешот, Фогт) и социализма Сен-Симона, Лассаля, Карла Маркса и др. и связанной с ними коммунистической и эгоистической морали. Начинается планомерная обработка молодежи в революционно-социалистическом направлении. Возникает кружок петрашевцев, которые увлекаются идеями социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Луи Блана, принадлежавшим, как и все реформаторы, к масонам. Нигилизм, как отрицание всего, становится господствующим направлением и овладевает умами. Идет проповедь освобождения личности и человеческой мысли от всяких религиозных, бытовых и семейных пут и предрассудков.

 В течение 20 лет, с 1840 по 1860 гг., в русском обществе распространяется антихристианское сочинение Штрауса «Жизнь Христа», которое становится настольной книгой передовой радикальной интеллигенции. Митрополит Филарет в 1859 году с печалью отмечает распространение порицательных и кощунственных сочинений через повременные издания. К концу царствования Императора Александра II была создана стройная философия безбожия и подготовлены кадры воинствующих атеистов.  Русские масоны оправдали оказанное им мировым масонским орденом доверие. Они честно выполнили предначертанную для них программу: от рационализма (отвержение божественности Христа), через пантеизм (уничтожение личности Бога) к атеизму (отрицание бытия Божия). Проповедь атеизма чередовалась с пропагандой политических и социалистических идей. Либералы ратовали «за увенчание здания», т. е. за конституционную монархию, радикалы — за демократическую республику, социалисты — за социалистическую революцию. Бакунин, Герцен и Нечаев проповедовали кровавый социалистический переворот, который должен похоронить «этот одряхлевший мир, теснящий нового человека, мешающий ему жить, мешающий водвориться прекрасному и счастливому будущему».

 В царствование императоров Александра III и Николая II

 Эти царствования — завершение работы масонов на протяжении двухсотлетней истории, от Петра I до Царя-Мученика. Масонские идеи скептицизма и неверия, господствующие в высшем аристократическом обществе, проникли отсюда через гимназии, университеты, книги и прессу в среду интеллигентных разночинцев, а от этих последних мутная волна просочилась в народные массы. Страшную разрушительную работу творили произведения еретика Толстого, на котором, по выражению отца Иоанна Кронштадского, «лежит печать антихриста».

Девяностые годы можно охарактеризовать, как максимум напряжения работы антихристианских сил. Толстовщина, социализм и сектантство, хотя и разными путями, все вместе шли к одной определенной цели — к искоренению православной веры и развалу, при помощи революции, Русского Государства.

Девятисотые годы — эра воинствующего атеизма с его лозунгами: «Религия — опиум для народа», «Бог — выдумка попов», «Христианство — религия рабов», «Религиозная мораль и стыд — буржуазные предрассудки». Подготовительная работа к «великой, бескровной революции» 1917 г. была проведена с исключительным успехом.

Православная вера в народе была поколеблена, дискредитирована церковная иерархия и духовенство, интеллигенция отошла от церкви и увела от нее за собою свой народ на поклонение золотому тельцу и земному корыту.

С падением религиозного чувства народ утратил национальное самосознание, чувство государственности и патриотизм, и Россия была обречена на падение и разложение.

Смертный приговор России был, таким образом, вынесен задолго до революции 1917 года.

 (по материалам книги А. Медельцова «Иностранцы и масоны при российских императорах.XVIII- XIX вв. Минск, изд. «Сегмент». 2024)

 Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси