Начало Православной Руси. 7. Поход на Корсунь и крещение князя Владимира

Изображение
Image

«Повесть временных лет» сообщает, что на следующий год, после того, как князь Владимир принял прибывших из разных стран своих посланников, выслушал их о вере в этих странах и принял решение в пользу «греческой», православной, он отправляется в поход в Корсунь (Херсонес).

Считается, что Владимир здесь преследовал две цели: принять крещение не в Царьграде, а здесь, в городе, хоть и греческом, христианском, но относительно независимым от Византии.

Так, Н.М. Карамзин, убежденный, что крещение было совершено именно в Корсуни, писал: "Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже находились церкви и священники христианские, но князь пышного хотел блеска и величия при сем важном действии; одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, истинным признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения; он вздумал завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукой победителя"[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

С другой стороны, Владимир не хотел быть зависимым от Византии.

Собрав многочисленное войско, князь Владимир пошел на судах к Корсуни. «Сей торговый город, — продолжает Н.М. Карамзин, — построенный в самой глубокой древности выходцами гераклейскими, сохранял еще в Х веке бытие и славу свою, несмотря на великие опустошения, сделанные дикими народами в окрестностях Черного моря. Он признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани, избирал своих начальников и повиновался собственным законам»[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

Итак, предоставим слово летописи [Для лучшего понимания представляем отрывок из «Повести временных лет» не в оригинале, а в переводе академика Д.С. Лихачева].

«В 6496(988) пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, простою и три года». Они же не послушались. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. Когда насыпали они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили к себе в город и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам, из колодцев, которые у тебя с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это — крещусь"[ Повесть временных лет. "Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Владимир воспользовался этим советом и велел перекопать водопровод. Жители города, изнуряемые жаждой, сдались. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы врагов, князь Владимир еще более возгордился своим величием и через послов объявил императорам Василию и Константину, что желает взять в жены их сестру, юную царевну Анну, пригрозив при этом: "...если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу. И услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя"[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Комментируя этот фрагмент «Повести временных лет», тот же Н.М. Карамзин пишет: «Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для честолюбия Владимира. Империя по смерти героя Цимисхия была жертвою мятежей и беспорядков: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам» [Карамзин Н.М. История государства Российского].

Услышав ответ царей, Владимир сказал: «Скажите царям вашим так: «...я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и любы мне вера ваша и богослужение, о которых рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анна, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите же с сестрой вашею и тогда крестите меня» И послушались цари и послали сестру свою, сановников и священников"[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969]

Если буквально воспринимать слова «Повести временных лет», то выходит, что обе стороны ставят друг другу ультиматум, но первенство здесь имеет Владимир: не пойдете на наши условия, разрушим Царьград.

Здесь необходимо сделать отступление и обрисовать положение Византии в тот период.

Обстановка в Византийской империи была очень сложной, она была сильно ослабленной. В 986 году болгарское войско одержало крупную победу над византийским, которым командовал сам император. Василий II спасся какими-то горными тропами, а над империей нависла серьезная болгарская угроза. И тут же, на юге, в малоазийских владениях империи поднял восстание Варда Склир. Военачальник высокого ранга, он сумел поднять против Василия II значительные силы и вдобавок заключил союз с арабами. Склир провозгласил себя императором и возложил на голову венок. Василий направил на переговоры со Склиром родственника императора Никифора известного полководца и вельможу Варду Фоку. Но Фока изменил Василию. Оба Варды договорились разделить империю и власть. Обстановка императорского двора складывалась самая неблагоприятная. И в Царьграде понимали это.

Над Василием II и над Константином VIII трон шатался не на шутку. Десять лет относительного покоя каждую минуту могли стать чредой цареубийств и борьбы за престол. Императоры помнили, что их предшественники кончали жизнь не естественной смертью: Константин VII был отравлен, Роман — отравлен, Никифор Фока — обезглавлен, Иоанн Цимисхий — отравлен [Гризопулос Д. История Византии. Одесса 1901. Переиздание СПб. 2000. С. 88].

Поэтому, рассказывая о согласии Василия II и Константина VIII на брак своей порфирородной сестры с русским князем и в дальнейшем на крещение Руси, эту византийскую обстановку никак нельзя оставлять без внимания.

А теперь вновь вернемся к «Повести временных лет».

Анна «...не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь, Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни"[ Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Она вынуждена была покориться, села на корабль, попрощалась со своими ближними, и вскоре прибыла в Корсунь. Жители города тепло встретили Анну, «вышли навстречу ей с поклоном, ввели ее в город и посадили ее в палате».

«По божественному промыслу, — пишет далее Нестор-летописец. — разболелся в это время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если и вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсуньский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: «Теперь узнал я Бога истинного». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит та церковь в городе Корсини посреди града"[ Повесть временных лет. "Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969]. Поэтому и получил при крещении князь Владимир христианское имя Василий.

(В этих эпизодах, рассказанных Нестором-летописцем, князь Владимир выглядит, мягко говоря, несерьезным: то он готов креститься, если перекроит воду в трубах Корсуни и войдет в город, то, если отдадут в жены царевну Анну, то, если исцелится от болезни. Разве все это было причиной его крещения, принятием веры Христовой?)

Корсуньский митрополит и византийские пресвитеры, — говорит летописец, — совершили крещение торжественно, а затем последовало венчание царевны Анны и князя Владимира. Как писал Н.М. Карамзин, этот брак был "благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя, ибо великий князь, как верный союзник императоров, немедля отправил к ним часть мужественной дружины своей, которая помогла Василию разбить мятежника Фоку и восстановить тишину в империи"[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

Владимир же отказался от своего завоевания Корсуни, соорудил здесь церковь — на том самом возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю "возвратил сей город царям греческим в изъявлении благодарности за руку сестры их. Вместо пленников он вывел из города одних иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом. Вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фивы, ученика его. Наставленный корсуньским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения«[ Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 2008].

Вот приблизительно так рисует «Повесть временных лет» поход князя Владимира и его крещение. А теперь сделаем некоторые комментарии, обратимся к источникам, мнениям ученых, богословов.

Мы очень мало знаем об Анне. Из византийских источников известно, что она родилась 13 марта 963 г. Знаем также, что к Анне сватался еще ранее император Священной Римской империи Оттон II, но эта попытка оказалась неудачной: византийские императоры не видели политической выгоды от этого брака, да и церковь в западной империи, хоть была формально еще пока единой с восточной, была чужда грекам. Анне предлагал рукуи болгарский царь Борис, но и ему было отказано [См. Прошин Г. Второе крещение в кн. «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 127].

Есть маленькое упоминание в летописи и о том, что на Руси Анна построила много церквей. Летописец под 1011 г. отметил: «Преставилась Владимирова царица Анна».

«Именно это отсутствие сведений дает нам возможность утверждать, что расчеты Константинополя на Анну не оправдались, а с ее смертью сошли в могилу и многие надежды Византии на «игемонию» на Руси. Утверждаем это потому, что о деятельности Анны на Руси нам ничего не известно. Это не парадокс»[ Прошин Г. Второе крещение в кн. «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 127].

Итак, сведения о походе на Корсунь и крещении князя Владимира мы имеем из «Повести временных лет». Но многие историки, в том числе церковный историк конца ХIX века, ректор Московской духовной академии Е.Е. Голубинский, говорили, что к «Повести временных лет» надо подходить с осторожностью. В ней наряду с действительно существовавшими фактами и событиями, много вымысла.

Воспроизведя повествование «Повести временных лет», мы должны сказать и о других точках зрения на эти события.

«Рассказ летописи о крещении Владимира в Корсуни (а следовательно, о византийском влиянии на процесс христианизации Руси) по праву может называется корсуньской легендой, возникшей в период господства в русской церкви греческого духовенства, — пишет кандидат философских наук Г.М.Филист [Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск. Изд. «Беларусь». 1988. С.132]. Такого же мнения придерживался Е.Е. Голубинский, который еще в 1880 году высказал предположение о легендарном характере летописных известий о Корсуне, причем не русского, «а по всей вероятности, греческого» происхождения.

Известий легендарного характера о корсуньских событиях появилось в летописной литературе конца XI — начала XII века предостаточно. Однако там, где им надлежало быть — в Византийских хрониках Х века — их нет. И быть не могло, так как Владимир принял христианство не от Византии. Если его крещение произошло в Корсуни, все бы об этом знали не только на Руси, но и Константинополе. Болгарский ученый В. Николаев после длительных исследований византийских источников пришел к выводу, что ни в одной хронике, достойной доверия нет упоминаний и даже намеков о крещении Владимира. Он же особо подчеркивал непричастность Византии к введению христианства на Руси [Филист Г.М. Введение христианства на Руси. Минск. Изд. «Беларусь». 1988. С.132]. Ряд свидетельств позволяет предположить, что процесс крещения Руси ориентировался не на греческую, а на болгарскую церковь, на христианство, существовавшее в землях южных славян. Болгарская, сербская церкви существенно отличались от греческой. И если действительно на Руси обошлись без Царьграда, то именно поэтому в византийских документах мы найдем сведения конца Х века о крещении в Константинополе, к примеру, не первостепенных венгерских владетелей, но не найдем сведений о крещении князя Владимира и христианизации Киевской Руси.А первые священники в Киеве были в основном болгарские или корсуньские.

Существует мнение, что крещение Владимира было еще до Корсуни. Даже Нестор-летописец писал: «...говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Василькове, а другие — и по-иному скажут...».

Важным источником, где говорится о крещении князя Владимира, является «Память и похвала Владимиру». Она написана монахом Киево-Печерского монастыря Иаковым («Мнихом»- так он здесь себя назвал) в конце XII в., некоторые же считают в начале XIII века. По тексту "Памяти и похвалы Владимиру«,поход на Корсунь состоялся тогда, когда сам Владимир был уже окрещен. «После крещения, — пишет Иаков, — Владимир прожил 28 лет». Князь умер в 1015 году, что дает нам дату его личного крещения 987 год. «Крестился же князь Владимир, — уточняет Иаков, — в десятое лето по убиении брата его Ярополка». Это опять же 987 год [Прошин Г. Второе крещение. В кн. «Как была крещена Русь» М. 1988. С. 156].

И еще одно обстоятельство: в конце XIX века трудами ученых-богословов Киевской духовной академии в подтверждение вышеуказанного была отмечена дата крещения князя Владимира — 1 марта 987 года.(т.е. на новый год, считавшийся тогда с марта)[ Владимирский сборник. В память девятисотлетия крещения Руси. Киев 1888. С. 2. Приведено по Прошин Г. Второе крещение. В кн. «Как была крещена Русь» М. 1988. С. 158.].

И наконец, доктор исторических наук Я.Н. Щапов пишет: «Крещение Владимира для скорейшего вступления договора в силу (о нем см. ниже — А.М) могло иметь место еще во время пребывания посольства императора Василия II в Киеве, хотя корсуньская легенда в «Повести временных лет» и зависящем от нее «Житие Владимира» относит его только к Корсуни".[ Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси (до конца XIII века. В. Сб. «Русское Православие. Вехи истории. М. 1989. С. 17]

Можно приводить и еще ряд высказываний на этот счет, но мы ограничимся лишь перечисленными.

Выходит, что действительно, князь Владимир был крещен до похода на Корсунь. Может быть правы те, кто, по «Повести временных лет», говорил, «...в Киеве...или в Василькове». Вероятно, "этот факт широко не разглашался, ибо являлся прологом к другим актам: бракосочетанию и родственной связью с империей, крещению Руси. Дипломатическая тайна в этих условиях была оправдана и, видимо, соблюдалась. Может быть отсюда — разноречивость свидетельств о событии, которое позднее старались забыть».[ Удальцова З.В. Киев и Константинополь: политические и культурные связи до XIII века. Ж-л Вопросы истории. 1987. № 4]

Что же получается? В «Повести временных лет» содержится неправдоподобный рассказ о походе и особенно о крещении князя Владимира? Наверное, прав Е.Е. Голубинский, который говорил, что к ней надо относиться с осторожностью. Известный ученый, академик, бывший директор Института истории АН БССР Н.М. Никольский писал: «Церковный историк Голубинский нашел в себе мужество признать, что все рассказы как летописи, так и «жития» Владимира об обстоятельствах принятия Владимиром христианства являются благочестивыми вымыслами, составленными на разные византийские сюжеты, и не содержат в себе ни одной крупицы исторической истины, кроме одного факта, что в 988 или в 989 году Владимир и его дружина приняли христианство»[ Никольский Н.М. История русской церкви. М.1983. с. 21].

А что говорит историческая наука о крещении Владимира? Не отрицая эти факты, она вносит некоторые уточнения и дополнения. Так, в частности, на основании византийских и иных источников, утверждается, что решение о походе на Корсунь, крещении и женитьбе князя Владимира было принято еще ранее, во время посещения Киева византийского посольства в 987 году. Возможно, тогда же прибыл и «философ», который вел беседу с князем о христианской вере. Это посольство возглавлял митрополит севастийский Феофилакт. Во время переговоров обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь империи.

«В результате обе стороны пришли к следующим решениям:

1. Владимир объявил от своего имени и от имени своих подданных, «бояр и людей земли русской», о своем желании принять христианство. Для распространения и укрепления христианской веры было решено создать отдельную русскую епархию, подчиненную патриарху Константинопольскому. Византийская сторона взялась организовать ее, а русский правитель гарантировал ее охрану и обещал создать и обеспечить условия, необходимые для ее деятельности.

2. Оба императора, Василий и его брат Константин, выразили готовность породниться с русскими князем, отдать ему в жены их сестру Анну, как только он примет христианскую веру.

Владимир взял на себя обязательство оказать военную помощь в борьбе против врагов империи и отправить, по возможности скорее, в распоряжение императора Василия несколько тысяч воинов. Было также решено, что руссы предпримут военные действия в Крыму, против Корсуни (Херсонеса), признавшего мятежников Варду Склира и Варду Фоку«[ Поппэ А. «Русско- византийские отношения в 986-989 гг.» ж-л. Вопросы истории, № 2. 1990].

Надо отметить, что обе стороны выполнили условия соглашения, но это произошло уже в следующем, 988 году. Что касается боевых действий русских войск против Херсонеса, то они осуществлялись не только по этому соглашению. Еще в договоре между Византией и Русью в 944 году в одной из статей было указано, что если Херсонес попытается отделиться от Византийского государства, то русский князь может пойти на него войной и при этом рассчитывать на поддержку со стороны Византии [Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М. 1987. С. 78].

Выполняя обязательства, Владимир послал в Византию шесть тысяч воинов, которые вместе с другими союзниками разгромили армию Варды Фоки. Русский «экспедиционный корпус» оставался в Византии вплоть до XIII века, участвовал во многих военных действиях с врагами империи.

В свете сказанного напрашивается вывод, что никакой угрозы Владимира византийским императорам разрушить Царьград в случае, если они не отдадут ему Анну, не было. Штурм Корсуни был совершен по обоюдной договоренности. Владимир и императоры были союзниками. Если Владимир был уже крещен, зачем Василию и Константину ставить условием женитьбы его крещение. Из летописи Иакова Мниха известно, что на второй год по крещению, Владимир поехал к днепровским порогам, византийские источники писали, что именно у порогов Владимир встречал Анну. То есть, выходит, что никаких событий, связанных с Анной и Владимиром в Корсуни не было, ни чудесного исцеления, ни крещения Владимира. Похоже, что и женитьба Владимира на Анне была уже дома, в Киеве.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси