Мы знаем о Понтии Пилате из Священного Писания. Это была действительно историческая личность и факты его жизни подтверждается и другими источниками.
Но прежде сделаем небольшой экскурс в историю.
В 63 г. до Р.Х. Иудея была завоевана Римом. С 6 г. до 132 г. по Р.Х. Иудея была римской провинцией. Маленькая Иудея доставляла Римской империи больше хлопот, чем другие провинции из-за религиозного фанатизма и упрямства ее жителей. Римский император был богом в империи, но Рим уважал местные религии и традиции, лишь бы платили дань кесарю. Во всех провинциях все подданные Рима должны были платить налоги, чтить и поклоняться Римскому императору и отдавать почести его изображению. Но если остальные жители провинции Рима покорились этому диктату, смирились, платили дань, принимали это спокойно, то иудеи фанатично и свято верили в единого Бога, постоянно протестовали и бунтовали против Рима и жаловались напрямую императору на тяжесть податей и злоупотреблениями властью и произвол перфекта. Между диктатурой идеологии Римской империи и религиозными убеждениями иудеев возник бескомпромиссный конфликт.
Иудея была поставлена под управление особого наместника – перфекта (прокуратора). Власть прокуратора Иудеи подкреплялась гарнизоном из конных и пеших подразделений. Простые солдаты набирались из враждебно настроенных к иудеям самарян и греков. Провинции второго ранга, которой принадлежала Иудея, находились под надзором более крупной провинции. Иудея была под надзором Сирии. Там находился более крупный гарнизон - четыре легиона. Однако прокураторы Иудеи пользовались полной судебной властью и как наместники напрямую отчитывались императору Рима.
Прежние перфекты до Понтия Пилата, правившие Иудеей, учитывали конфликт между идеологией Рима и религией фанатичных иудеев. Им приходилось лавировать, они не выставляли напоказ статуи, портреты и изображения императора, на монетах профиль императора заменяли орнаментом, но главное свое дело делали - налоги собирали. На этом и держалась экономика Римской империи. Однако Пилат был простым и грубым военным, суровым военачальником. Он повел себя иначе и очень жестко действовал в Иудее как диктатор, не учитывая особенности национального характера, религиозных убеждений и фанатизма народа Израиля
Прокуратор назначался императорским указом, но был в некотором отношении подчинён сирийскому наместнику-легату. Понтий Пилат был назначен на должность перфекта Иудеи в 26г. нашей эры по протекции Сеяна, который был фаворитом императора Тиберия и командующего элитными преторианскими кагортами Рима.
Главной заботой прокуратора считалась охрана порядка. Другой заботой прокуратора было следить за взиманием податей и пошлин (непосредственно сбором податей занимались так называемые мытари). Кроме того, прокуратору принадлежало последнее слово в решении важнейших уголовных дел. Именно он утверждал все смертные приговоры. В остальных вопросах Иудея пользовалась значительным самоуправлением.
Он располагал для этого достаточной силой и был непосредственным начальником всех расквартированных в Иудее римских войск. Его личная резиденция находилась в Кесарии. В Иерусалим прокуратор приезжал только на время больших еврейских праздников.
В свой первый же приезд в Иерусалим Понтий Пилат велел нести впереди себя знамена с римским орлом и с профилем, бюсты императора Тиберия. Когда эти знамена подняли над дворцом, где жил наместник, то большая толпа иудеев - ревнителей благочестия и догматов веры собралась на площади с требованием убрать знамена с изображениями человека. Пилат не обращал внимания на протестующих и ждал, что они покричат, покричат и разойдутся по домам. Но народ не расходился и на следующий день все повторилось опять. Это был акт гражданского неповиновения власти Рима. А что будет дальше? Пилат смотрел на народ и терпел, но на пятый день его терпение лопнуло, и он решил действовать. На шестой день он ввел римских легионеров на площадь. От имени перфекта было объявлено, что если народ не разойдется, то он прикажет применить силу, и на площади произойдет массовая казнь
Но произошло то, что Пилат никак не ожидал. Никто не ушел с площади, после объявления угрозы весь народ в амфитеатре Кесарии пал на колени и ниц. Иудеи руками убрали волосы с шеи, обнажая ее, подставляя под удар меча. Иудеи были готовы умереть за догматы их веры, но не отступить, ибо не могли поступиться своими принципами. Люди готовы стать мучениками за веру и свои религиозные убеждения. Были и раньше в провинциях мятежи и восстания, но так еще никто, ни один провинциальный народ не поступал в Римской империи. Готовность людей расстаться с жизнью ради веры. С этим явлением массового фанатизма Пилат столкнулся впервые. Он совершенно не понимал этого и был поражен. Это было непостижимо. У Понтия Пилата был выбор казнить за неподчинение Риму или отступить и помиловать иудеев; но если продолжать жестко гнуть свою линию, то значит устроить массовую казнь и стать палачом сотен безоружных людей. Это, конечно, вызвало бы большие волнения или даже народное восстание во всей стране, а следовательно, большое недовольство императора Тиберия. Если Пилату пойти на компромисс с иудеями, тогда иудеи почувствуют слабость правителя и продолжат протесты.
Понтий Пилат решил не рисковать своей карьерой. Он пошел на компромисс и выбрал второй вариант. Он вдруг понял, что справиться с этим упрямым народом и держать его в повиновении, в страхе простой грубой силой будет непросто. Понтий Пилат приказал убрать из Иерусалима римские знамена и бюсты императора Тиберия, но вскоре он пожертвовал Иерусалимскому храму позолоченные щиты, на которых не было изображений, а только надписи: Слава императору Тиберию. Иудеи не приняли дар и опять выразили протест, вдобавок они отправили гонцов в Рим с жалобой на нового прокуратора. Пилат убрал щиты, но затаил злобу и решил при случае обязательно отомстить иудеям.
Случай вскоре представился. Новый конфликт возник из-за строительства водопровода или акведука. Дело это было безусловно нужное, но деньги на него были взяты из казны Иерусалимского храма. Использование храмовых средств было предназначено исключительно только для жертвоприношений. Возмущенные жители города вновь собрались на площади, но Понтий Пилат был уведомлен об этом заранее, уже наученный опытом, он действовал иначе. Солдаты переоделись в штатское и смешались в толпе, они были вооружены дубинами и кнутами, которые были спрятаны в складках одежды. Когда иудеи стали возмущаться и кричать, то они набросились на крикунов и стали избивать их палками и кнутами. Возникла паника и смятение, многие люди пострадали и были растоптаны своими же соотечественниками. После этого акта устрашения, пораженные участью убитых, иудеи усмирились и больше уже не бунтовали. Понтий Пилат был удовлетворен результатом, но предпочел лишний раз не провоцировать религиозных фанатиков. Пилат жил в своем дворце в городе Кесарии на берегу Средиземного моря. Там было и не так жарко, комфортнее и более безопасно.
Современник Пилата - ученый и философ Филон, еврей из Александрии, пишет о нем так: " Однажды иудеи стали убеждать его добрыми словами, но свирепый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания тогда те воскликнули: "...Воля Тиберия клонится к тому, чтобы наши законы пользовались уважением. Если же ты, быть можешь, имеешь другой эдикт или новую инструкцию, то покажи их нам, и мы немедленно отправим депутацию в Рим". Эти слова только больше раздразнили его, ибо он боялся, что посольство раскроет в Риме все его преступления, его продажность и хищничество, разорение целых фамилий, все низости, зачинщиком которых он был, казнь множество людей, не подвернутых даже никакому суду и другие ужасы, превосходящие всякие пределы".
Законодательство, административная и судебная власть в Иудее принадлежали синедриону, где председательствовал первосвященник, с 18 по 37 гг. эту должность исполнял Каиафа. О нём упоминает Иосиф Флавий, называя его Иосиф, прозванный Каиафой(Иудейские древности, книга XVIII, 2.2). Его назначил на этот пост Валерий Грат, предшественник Пилата, а отстранил от власти будущий император Авл Виеллий.Каиафа был саддукеем, зятем первосвященника Анны (Ханнана), и послушным орудием в руках своего тестя. Даже уйдя с поста, Анна продолжал цепко держать в руках власть и по сути дела единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. По мнению некоторых историков, именно Анна через своего зятя принял решение о казни Иисуса как одного из тех мятежных проповедников, которыми Иудея была наводнена в то время — хулителей авторитета римского императора, предсказывавших скорый приход Мессии и обновление мира.
Синедрион занимался решением законодательных вопросов и разбором важнейших судебных дел. Так как всё иудейское законодательство основывалось на предписаниях Торы, то роль синедриона сводилась к толкованию различных пунктов этого кодекса в применении к тем или другим практическим случаям. Членом синедриона можно было стать или по своему происхождению из священнического рода, или по возрасту, или по учёности. Значительную часть его составляли книжники и знатоки еврейского закона.
Синедрион мог быть Великий и Малый. Великий синедрион находился в Иерусалиме и имел место своего заседания в зале Газит при храме. Председателем Великого синедриона обычно был первосвященник. Малый синедрион мог существовать в каждом городе, общее число жителей которого составляло не менее 120 человек. Судебные заседания синедриона происходили публично. Члены его сидели полукругом и, таким образом, могли видеть друг друга. Два писца, стоя слева и справа, записывали мнения судей. Значительное влияние в этом органе имели фарисеи, превосходившие своих противников саддукеев в части законоведения и учёности. Именно они вносили в его решения дух гуманности (известно, что смертные приговоры выносились синедрионом чрезвычайно редко).
Время проповеднической деятельности Иисуса Христа целиком пришлось на прокураторство Понтия Пилата (исполнял должность в 26–36 гг.). Главный наш источник Иосиф Флавий оставил весьма неприглядный портрет этого чиновника.
«Страна при нём была разграблена, угнетена и разорялась всеми способами. Людей постоянно казнили без суда». Затем Иосиф Флавий вставляет в свой труд беглое упоминание об Иисусе. Он пишет буквально следующее: «Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
«… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю (Лк.23:21)».
По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»
И написал фразу, которую прикрепили к кресту, на котором распяли Христа. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал.
Самаряне, обычно лояльные римлянам, также не удержались при Пилате от возмущения. Их смутил какой-то «лживый», в их представлении человек, который легко во всём влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую самаряне считали особенно священной. Тут он стал уверять пришедших, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этому, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперёд отряды всадников и пехоты, которые неожиданно напали на собравшихся в деревушке.
Часть из них они перебили, а часть обратили в бегство. При этом было захвачено много пленных. Пилат распорядился казнить наиболее выдающихся из них. Представители верховного совета самарян немедленно явились к бывшему консулу Вителлию, который был теперь сирийским наместником, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников. Они говорили, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал в Иудею одного из своих приближённых Марцелла, чтобы он принял там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат отправился в столицу. Но раньше, чем он успел прибыть туда, император Тиберий умер.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он казнён Нероном.
В судьбе Понтия Пилата определенную роль сыграла его жена. По сведению из раннего апокрифа христианства - Евангелие от Никодима, его жену звали Прокула. Не исключено, что она была дальней родственницей императора Тиберия и принадлежала к роду Клавдиев. Есть версия, что Понтий Пилат помог главе преторианцев Сеяну тайно перевезти Тиберия из мятежного Рима на безопасный остров Капри. Именно после этого Понтий Пилат в качестве благодарности от кесаря получил повышение и ответственную должность прокуратора Иудеи. Если быть точнее, то его должность называлась перфект Иудеи, а прокуратором его назвал позже римский историк Тацит, повествующий о казни Христа. Согласно апокрифу Евангелие от Никодима жена Понтия Пилата - Прокула предупреждала мужа о сне, в котором она получила видение Свыше о праведности Иисуса, и просила не делать ничего Ему, ибо она ночью пострадала за Него. Во сне Прокула увидела, как толпы праведников поклонялись Иисусу, а грешники низвергались в ад. Слова просьбы Прокулы мужу приводит апостол и евангелист Матфей: "Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне в сне много пострадала за Него".
Под влиянием жены Понтий Пилат проявил в начале некоторую симпатию и мягкость по отношению к Иисусу. Пилат знал, что Иисус разоблачал жадность, стяжательство, лицемерное и ревнивое благочестие, фальшивую и показную обрядность, бессердечность и показную набожность, долгие молитвы напоказ и гордыню книжников, садукеев и фарисеев, старейшин и высшего духовенства храма. Иисус все время проповедовал и наставлял, делал добро людям.
В последующем первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2 Тим.4:21) В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.
Имя Пилат происходит, вероятно, отпилума - метательного копья легионеров, которым он искусно владел и метко бросал. Именно поэтому в романе "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков его назвал " всадником Золотое Копье". В начале военной карьеры он был сотником, центурионом, командовавшей манипулой - сотней легионеров. Лишь во второй половине своей 20-летней службы он добился повышения.
Понтий Пилат часто изображался на картинах седым и уже пожилым человеком, так же и в известном художественном фильме «Мастер и Маргарита», где роль Пилата исполняет Кирилл Лавров. Но на самом деле он был не старым человеком. Когда Пилат встретился с Иисусом, то ему было примерно сорок лет. Пилат был ненамного старше Иисуса Христа.
В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов текстов, связанных с его именем, начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:
…]S TIBERIÉVM
…PON]TIVS PILATVS
..PRAEF]ECTVS IVDA[EA]E
что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э.
В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры — серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. «Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения», — отметил профессор Данни Шварц.
(Источники. К. Рыжов «!00 великих библейских персонажев» М. «Вече» 2004; «Новый Завет»; А. Медельцов «Древний Рим. История в биографиях знаменитых личностей» Минск, Колорград, 2023; А. Медельцов «Историки античности». Колорград, 2021; А. Медельцов. «Правители Древней Греции и Древнего Рима» Минск, Колорград 2021 Иосиф Флавий «Иудейская война. Иудейские древности». М. «Наука» 1986;Всемирная история.В 10 т. М. 1956. Т. 2. Тацит. «Анналы». М. «Античная литература» АН СССР. 1974; А. Донини «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана)». М. 1989, православные электронные источники)
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси