«Русская Правда» — является главной книгой древнерусского права. Ее первоначальные списки до нас не дошли, но сохранились исправные списки XII —XIV веков. Наиболее исправный текст — это Софийский, на основании которого историк Карамзин — первым из исследователей — проанализировал «Русскую Правду».
Сохранившиеся списки «Русской Правды» во многом обязаны жителям тогдашнего Новгорода. Новгородцы относились к «Русской Правде», особенно к ее ядру, «Правде Ярослава», с большим почтением и уважением. Это первая и, возможно, самая ценная часть «Русской Правды».
Различают три списка, три текста «Русской Правды».
Первый, краткий, дан Ярославом, Очевидно, что возникновение Правды Ярослава не в последнюю очередь связано с соперничеством между Новгородом и Киевом, с тем, что Ярослав стоял на страже новгородских прав, не позволял ущемлять Киеву права Новгорода.
В последующие века новгородцы всегда ссылались на Правду Ярослава, на Устав Ярослава — заключая ряд, соглашение, договор с очередным князем, они всегда оговаривали: «как при Ярославе». Уважение к Ярославу прошло через всю последующую новгородскую историю. И в Новгороде особый район города назывался «Ярославово дворище», княжеская резиденция. Правда Ярослава является аналогом современного уголовного кодекса.
С точки зрения современного права, это свод норм, которые предусматривают наказания за уголовные преступления (оскорбление личности, достоинства человека, его родных и слуг, нарушение его собственности, его имущества), ограничение, а потом и запрещение кровной мести. Это нормы и правила, необходимые для общественной безопасности, так называемый древнерусский уголовный кодекс.
Но есть в Правде Ярослава статьи, в которых говорится, что законы эти идут от Бога, и князь является носителем правды, потому что он миропомазанник, в них ограждается церковное имущество и права граждан. Конечно, это уже гражданский кодекс. По существу перед нами свод нормативных актов, которые регулируют отношения двух общественных сил.
С одной стороны, в роли высшей судебной инстанции выступает князь — лично или через чиновников, то есть свою администрацию. Князь — вершитель правосудия.
А с другой стороны отдельный гражданин выступает как состязательная сторона отдельный гражданин, за которым просматривается его род, община, семья — мир, к которому он принадлежит. И этот мир наблюдает за тем, чтобы права человека, участвующего в судебном разбирательстве, не были нарушены. Личность не беззащитна, за человеком стоят сородичи — не только родные, но и члены его мира, его общины, его прихода, потому что в Древней Руси община, приход, погост, административная единица сливаются. Общественная ячейка помогает привлеченному к ответственности провести так называемый свод, то есть расследование.
Допустим, человек купил краденое, но он был уже четвертым покупателем; естественно, он не знал, что товар краденый. И община помогает распутать дело, найти истинного виновника, того, кто украл. Также община помогает обвиняемому в убийстве, выделяет специальных людей, которые проводят дознание, выступают как свидетели, как защитники в самом суде, в поединке. Вот эта процедура расследования и называется свод. В то время еще не было судебного разбирательства, следствия, специальных судебных органов, судей, прокуроров, адвокатов, суд еще не выделился из общей системы управления.
То есть князь и княжеская администрация воплощали законодательную и исполнительную власть, а народ выступал защитником народных прав, участвуя в судебном поединке. Государство находилось еще в процессе становления. От непосредственной родоплеменной демократии, когда его величество народ на сходке всем миром решал все проблемы. Постепенно из народа, из общества выделяются органы управления и суда. Уже князь может назначить судебного чиновника, тиуна.
Тиун — это первый в русской истории судья-профессионал. Профессионал, потому что после того, как князь его назначил, он занимается этим делом постоянно. Но в то время еще не развиты системы следствия, суда, не существует прокурорского надзора. Суд напоминает организацию войска — есть княжеская дружина, но в случае необходимости сам народ (не особый отряд вооруженных людей — танковые войска или авиация, а вчерашние пекари и плотники) берет оружие и защищает землю. Так и в суде простой смерд может выступать в качестве свидетеля, защитника, участника судебного процесса. В этом отличительная особенность древнерусской судебной системы.
Правда Ярослава имела огромное нравственное значение. Она ограничивала насилие. Если раньше доминировал принцип «смерть за смерть», «кровь за кровь» обидчика принято было убивать, то в этом документе убийство законодательно заменяется штрафом. Теперь убийство запрещается и Церковью, и законом.
После смерти отца Ярослава, его сыновья — князь Киевский Святослав, князь Переяславский Всеволод, отец Владимира Мономаха, и князь Черниговский Олег, внесли ряд важных дополнений в текст. В частности, там были уточнения штрафов за разные провинности, но самым важным было запрещение кровной мести. Так появилась Правда Ярославовичей.
Третья редакция «Русской Правды» связана с Владимиром Мономахом. Он не только объединил все эти списки, но и внес очень важные дополнения, важнейшим из которых является резкое ограничение ростовщичества. При Владимире Мономахе возникает, с учетом всех этих дополнений, полный текст «Русской Правды».
Сегодня в целом под «Русской Правдой» в первую очередь понимается именно этот полный текст. Вся история появления и развития «Русской Правды» свидетельствует, что в России нормы гражданского и церковного права с древних времён были взаимосвязаны и исходили из соблюдения прав граждан.
Александр А. Соколовский