Звенислава, дочь князя Бориса Всеславича — возможный автор «Жития святой Евфросинии Полоцкой»

Родилась Звенислава Борисовна на несколько лет позже своих двоюродных сестер, (дочерей полоцкого князя Святослава) Предславы (Евфросинии Полоцкой) и Гордиславы. Когда 12-летняя Предслава приняла монашеский постриг и новое имя Евфросиния, Звениславы было, наверное, не более 4 лет. Одна из причин, что заставило ее покинуть светскую жизнь и пойти в монастырь было то, что после cмерти князя Бориса Всеславича (1128) киевский князь захватил Полоцк и сослал всю семью князя Бориса, в т. ч. отца Евфросинии Святослава, в Византию. На чужбине, лишенная отцовской опеки и высокого положения, она вряд ли могла иметь надежду на приличное замужество. И если уж так трагически сложилась ее судьба, то она посчитала лучшим пойти в монастырь и жить в родном городе, среди людей, которые помнят славу рода Всеслава, под опекой двоюродной сестры, знаменитой Евфросинии. Все деньги драгоценности, которые она собирала на приданное, Звенислава передала в монастырскую казну. Именно на эти средства был построен Спасо-Евфросиниевский храм в Полоцке.

В «Житии святой Евфросинии Полоцкой» об этом так сказано:

«Бяше же во граде княжна Борисовна именем Звенислава. И принесе всю свою утварь златую и ризы многоценны ко Еуфросинии, и рече ей: „Госпоже и сестро! Вся красная мира сего ни во чтоже ми ся мнит. Сия вся даю святому Спасу, а сама хощу поклонити главу свою поидо иго Христово“. Она же прият ю с радостию, и повеле иереви пострищи ю, и нарече имя ей Еупраксия. И тако начаста пребывати в манастыри в едину мысль в молитвах, яже к Богу»

Так Звенислава приняла монашеский постриг и стала Евпраксией. С первого же дня она всей душой прониклась к монашеской жизни. Считают, что именно Евпраксия управляла работой сестер-монахинь по переписыванию книг для монастырской библиотеки и вела занятия в основанной Евфросинией школе для дочерей богатых полочан, в то время, когда сама княгиня занималась более ответственными делами: строительством храма и монастырей, налаживанием духовных связей между Полоцким княжеством и Византией, ведением полоцкого летописания, принципиальными спорами с Дионисием — настоятелем мужского монастыря в Полоцке.

Евпраксия была, несомненно, одна из самых образованных женщин своего времени. Она не могла не понимать, что дело просветительства, которую возложила на свои плечи Евфросиния, очень трудно для одного человека, и потому считала своим долгом по возможности помогать ей. 3венислава была среди тех немногих верующих, которые сопровождали Евфросинию в ее паломничестве в Иерусалим, к Гробу Господню. Там она была рядом с игуменью до последнего ее вздоха, и взяла на себя все заботы, связанные с погребением святой.

Вернувшись в родной Полоцк после похорон, Евпраксия, видимо, сразу предприняла жизнеописание своей духовной наставницы, чтобы рассказать всему миру о «свете дрожащей зорю» Евфросинии. В пользу такого мнения свидетельствует анализ произведения «Повесть жизни и смерти святой и блаженной и преподобной Евфросинии, игуменьи монастыря Святого Спаса и Пресвятой его Maтери, что в городе Полоцке. Благослови, Отче!» (сокращенно «Житие Евфросинии Полоцкой»). Официально автор этого произведения считается неизвестным. Специалиcтами почти точно установлено, что написан он в конце XII века.

Подробности же, связанные с многими моментами жизни святой игуменьи не оставляют сомнения в том, что писал «Житие...» человек, близко знакомый с Евфросинией. В «Житии...» мало рассказывается о том, что происходило за стенами монастыря, но много места отводится пересказу наставлений игуменьи сестрам во Христе, приводятся дословно ее молитвы. Здесь совсем не отражается участие Евфросинии в политической жизни княжества, но возносится хвала ее духовным подвигам. Поэтому светский человек, или тот, кто всю жизнь был светским и только в старости принял духовное имя, не может быть автором этого произведения.

Из «Жития...» вытекает, что писала его женщина-монашка, чисто по-женски сделан подбор эпизодов, после суровых, аскетичных рядков размышлений Евфросинии над философией человеческого бытия, идет почти мелодраматичный эпизод — плач князя Святослава о судьбе дочери, которую вместо брака с любимым человеком и материнской радости ждет жизнь в постах и молениях. И это оплакивание молодости повторяется в «Житии...» трижды, как в былинах: второй раз — после эпизода пострига сестры Евфросинии Гордиславы, третий — после пострижения племянниц игуменьи — Ольги и Кироанны. Так остро чувствовать то, чем приходилось жертвовать ради веры, могла только женщина, которая сама пришла в монастырь через страдания и из-за отсутствия иного выбора. А именно так стала монашкой Звенислава.

В той части «Жития...», которая касается иерусалимского паломничества, автор не забывает ни одного факта, начиная от возвышенной молитвы Евфросинии перед далекой дорогой и заканчивая подробным описанием ее болезни. Из этой книги можно узнать и о том, кого встречала Евфросиния по дороге в Иерусалим, каким святыням и как поклонялась там, в каком храме приобрела золотое кадило и фимиам. Подробно описаны в ней невзгоды по налаживанию похорон игуменьи, когда здешние монахи запретили положить ее тело в лавры святого Савы. Это также подтверждает, что автор «Жития...» был вместе с Евфросинией участником паломничества. И наиболее вероятно, что им была «тень великой просветительницы» — Евпраксия. Многие ученые, историки, филологи считают «Житие Евфросинии Полоцкой» первым историческим произведением эпохи Полоцкого княжества, которое по своей значимости приближается к трудам Кирилла Туровского.

Согласно предсмертной просьбе Евфросинии, Евпраксия вернула на родину её крест, в который по благословению Иерусалимского Патриарха были инкрустированы частицы Пречистой Крови и Животворящего Креста Христова, камень от Гроба Богородицы, частицы святых мощей первомученика Стефана, великомучеников Димитрия Cолунского и целителя Пантелеимона.

Скончалась Звенислава-Евпраксия в довольно престарелом возрасте в селе Кидекла на реке Нерль, что в Суздальской земле. Тело ее было перевезено на родную Полоцкую землю и похоронено в Бельчинском монастыре Бориса и Глеба, который был основан ее отцом Борисом Всеславичем.

Подготовлено по материалам исторических и православных источников

Александр Медельцов.

историк, член Союза писателей Беларуси