О прощении

Изображение
Image

Прощать своих обидчиков нам заповедано Самим Богом.

В Евангелии сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему». (Лк. 7: 3, 4).

Если мы обидившись на кого-то, попытаемся помолиться, и начнем читать «Отче наш», то тут же сами осудим себя. Ибо просим Бога простить нас так же, как мы прощаем тех, кто обидел нас. Прощать — это свойство Божие, сам Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на кресте. И мы, созданные по образу Божию должны учиться у Него прощению. Поэтому и апостол Павел говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4: 32).

Обида не дает нам общаться не только с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Уже первый христианский мученик архидиакон Стефан перед смертью следует Христу. Побиваемый камнями Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян 7:60). По словам Феофана Затворника «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия, и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом.»

Прощение — это выполнение сразу двух главных заповедей: любви к Богу и ближнему Мы не можем без любви к Богу, без принятия Его правил простить ближнего. Пока сердце человека замутнено обидой, злопамятством, агрессией, бессмысленно говорить о том, что человек может соединиться с Тем, кто его создал Зло за зло рождает большее зло. Прощение же останавливает движение зла. Важнейший момент, необходимый при прощении, выражается великой святоотеческой формулой: «Ненавидеть грех, но любить самого грешника». Это означает, что не следует отождествлять человека с теми недобрыми поступками, которые им совершались.

Ведь каждый из нас сотворен Богом с чистой душой и стремлением к добру; а всё греховное—это все пришлое, и важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения. Грех не является частью природы самого человека, он приходит в душу извне.. Другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий — это человек больной, немощный, а значит, достойный жалости, а не осуждения и порицания. Когда мы молимся за обижающих нас, то как раз проявляем жалость, сострадание к ним, видим в них не какое-то воплощение зла, а людей, страдающих от своих грехов. Молиться за обидчиков есть проявление великодушия, а проклинать их — проявлять слабость души. Жития святых констатируют главную истину: первые христиане шли на смерть и муки, но понимали, что их гонители — лишь орудия в руках сил зла. Они ненавидели грех, но прощали грешников.

Прощение человека — не прощение зла. Как такового. Саму личность во всём её формате необходимо отделить от ее отдельных проявлений. Прощать трудно, а погружать мир во зло и насилие несравненно легче. Но то, что легче и понятнее, слишком часто делает жизнь невыносимой Если человек оскорблен другим или уязвлен другим, словом или делом, то христианин, следуя заповеди Христа, должен его простить. Прощение обиды, сохранение чистого сердца по отношению к окружающим конкретная обязанность каждого христианина. Прощать очень трудно, но жить в состоянии не прощения ещё труднее. Простив, человек не оставляет в своем сердце, душе гнева на другого человека и освобождается от порока под названием «память зла». Осознать свою вину, тем более попросить прощения часто мешает опасение потерять себя, свое достоинство. Если человек чувствует, что он не может образ Божий, который есть в нем, дать на попрание псам. Тогда такое достоинство — христианское. Но если человек охраняет свои эгоистические ценности, тогда это вызывает лишь сожаление.

Пока человек держится за идеальный образ собственного «я», ему трудно и прощать, и просить прощения. Чтобы научиться прощать, надо отрешится от ощущения собственной праведности. Сами мы люди немощные и грешные. Очень важно в любой ссоре, конфликте увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то все равно не все сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять свою ответственность за случившееся на себя. Если мы будем объективно оценивать наше участие и долю вины в конфликте, нам будет гораздо легче простить человека, разобраться в ситуации и примириться с ним.

Бог ненавидит и наказывает грех. Когда Иисус умер на кресте, Он взял на Себя наказание за грех всего мира. Он взял на себя вину за наши грехи и понёс наказание вместо нас. Иисус умер за грехи всего мира, но мы не получаем прощение автоматически. Любой человек, если захочет, может получить дар прощение через Господа нашего Иисуса Христа. Надо только потрудиться в нашей земной христианской жизни.

Вот наш труд:

1. Исповедание грехов. Для примирения с Господом, необходимо признать себя грешником и исповедать свои грехи Богу. Пока грех не исповедан, он является стеной, разделяющей нас с Творцом. Исповедание греха восстанавливает наши взаимоотношения с Господом. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Господь всегда верен Своему Слову: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тимофею 2:13).

2. Через покаяние мы должны не только раскаяться в своих грехах, но и отвернуться от своего прежнего греховного образа жизни. Господь прекрасно знает и видит разницу между теми, кто искренен в своём покаянии и теми, кто использует Его милость только для успокоения своей совести. «Бог поругаем не бывает, и беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» (Иезекииль 18:21).

3. Прощение окружающих.— важное условие получения Божьего прощения. Евангелие ярко об этом свидетельствует. «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32). Матфея 6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Марка 11:25-26).

А. Соколовский