В марте исполнилось пять лет со дня кончины видного церковного и общественного деятеля, церковного историка, журналиста, активного сторонника воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей Рара Глеба Александровича (1922-2006).
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет, отдавая дань глубокого уважения и признательности этому необыкновенному человеку, охарактеризовал его, как «героя веры, неустанного деятеля нивы отечественной истории и культуры, защитника национального достоинства и гражданской чести, истинного сына российской интеллигенции». Жизненный путь Глеба Александровича Рара, прошедшего через все горнила XX века, является образцом человеческой стойкости и целеустремленности.
Глеб Александрович родился 3 октября 1922 года в Москве в семье «Потомственных почётных граждан России». Его дед Александр Фёдорович Рар был директором московского филиала страхового общества «Россия». Отец Александр Александрович был офицером и в Первую мировую войну воевал на Галицийском фронте. Октябрьская революция застала его в лазарете, после чего он, как офицер, был интернирован в первом московском концлагере в Андрониковом монастыре, затем был заключён в Бутырской тюрьме. Мать Г.А. Рара, Наталья Сергеевна, также из известной семьи Юдиных. Ее брат, Сергей Сергеевич Юдин стал впоследствие знаменитым хирургом.
Поскольку предки Раров происходили с острова Эзель (ныне — Сааремаа), семья в 1924 году как «классовый враг» была выселена в ставшую после революции независимой Эстонию, но уже скоро переселилась в Либаву (ныне — Лиепая) в Латвии. Здесь Рар oкончил немецкую гимназию. После присоединения Латвии к СССР семье, с немецко-звучащей фамилией в 1941 году на основании германо-советского договора о переселении балтийских немцев на одном из последних немецких кораблей удалось выехать в Германию. Здесь они, правда, отказались получать германское гражданство и быстро влились в жизнь русской эмиграции.
Первое время семья Раров жила в Бреславле (современный Вроцлав), в маленькой русской общине, которую окормлял болгарский священник. По словам Г.А. Рара, «болгары были союзниками немцев, поэтому нас это немного защищало—мы даже могли проводить спевки в болгарском консульстве. Остальное вообще было невозможно в нацистское время. Там я был уже в церковном совете этого маленького прихода».
Здесь же он с 1942 года учился на архитектурном факультете. В это время он вступил в Национально-Трудовой Союз (НТС). Эта организация поддерживала Русское Освободительное движение и имела тесные связи с подпольной немецкой оппозицией. За антифашистскую деятельность Глеб Александрович был арестован гестапо и брошен в концентрационные лагеря (Гросс-Розен, Заксенхаузен, Шлибен, Бухенвальд, Лангензальца и Дахау). «В апреле 1945 г. , - вспоминал Г.А.Рар, — нас освободили американцы. Началась жизнь в беженских лагерях. В первом лагере, куда я попал, православных окормлял отец Митрофан Зноско-Боровский. До этого он—еще молодой священник—был настоятелем Николаевской церкви, но бежал, когда наступала советская армия, взяв только икону святителя Николая. Сейчас он глубокий старец, епископ Зарубежной Церкви. Так с тех пор я и попал в ее орбиту. Все время был в ее приходах и считал правильной для себя и для всех русских людей. Многие так считали, потому что она хранила верность русской традиции, всегда заявляла о себе только как о части Русской Церкви».
После войны Г.А. Рар поселился в Гамбурге, закончил архитектурный факультет университета. Здесь же он активно участвовал в церковной жизни и работал секретарём епископа Русской Зарубежной Церкви в Британской зоне оккупации Германии Нафанаила (Львова). В церкви в Гамбурге Г.А.Рар тогда познакомился с председателем Свято-Князь-Владимирскаго Братства — княжной Верой Константиновной, с которой он вместе пел на клиросе. Взаимопонимание, глубокое уважение и дружба между ними сохранилась навсегда. До самой своей кончины в январе 2001 г. княжна Вера Константиновна от Глеба Александровича получала сведения о жизни Братства, за которое она всегда переживала.
С конца 1947 года Глеб Александрович Рар активно занимается журналистской деятельностью в различных издательствах и на радиостанциях в Германии, Марокко, Тайване, Японии. Для многих людей в Советском Союзе его религиозные радиопередачи в годы холодной войны были единственной возможностью получать достоверную информацию о положении Русской православной церкви.
Помимо обширной журналистской деятельности иподиакон Глеб Рар был и известным церковным деятелем. В 1967–1968 годах он принимал самое активное участие в строительстве православного Свято-Николаевского храма во Франкфурте-на-Майне. В частности, Г. А. Рар взял на себя заказ колоколов и лично в старинном заводе в Саарбурге заботился обо всех подробностях. Надписи и кресты на колоколах были отлиты по его чертежам. По ним же было изготовлено и паникадило храма.
Долгие годы он состоял в Епархиальном Совете Германской епархии Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ), в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей «Православного Дела», служащего распространению веры в СССР, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире» (Glaube in der 2. Welt). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, где он выступил с докладом о положении церкви в СССР. С такими докладами он годами выступал во всём мире, кульминацией чего стали его выступления в празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году (в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Испании, США и Австралии).
С 1983 года Г. А. Рар был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства — самого старого русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии. Когда Братство в 1995 году было вынуждено закрыть свой домовой храм в Гамбурге, Г. А. Рар по просьбе руководства Русской православной церкви передал хранившийся там «Мемельский иконостас», служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, в Россию. Иконостас был отреставрирован Российским Фондом Культуры (Москва) и установлен в храме «Нерукотворного Спаса» при новосооруженном соборе Христа Спасителя в Калининграде, посвященном, по предложению Г. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую мировую и Вторую мировую войны на территории нынешнего Балтийского края.
Г. А. Рар старался расширить поле деятельности Братства и восстановить его благотворительную и издательскую деятельность. С марта 1996 года по сентябрь 2002 года он выпустил семнадцать номеров «Братского Вестника», посвящённого жизни и деятельности Братства, но и положению Православной Церкви и историческим темам. Также он издавал «Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и за рубежом». В 1996 году Рар поддержал создание Балтийской епархией РПЦ школы-интерната для детей-беспризорников в городе Немане Калининградской области.
Он последовательно ратовал за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничного создания «зарубежных» приходов на территории самой России. В августе 1991 года Глеб Александрович участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении. На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника в 1994 году была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв национал-социализма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене. «Во всей его многогранной деятельности Глеб Александрович отличается образцовым постоянством и здравой умеренностью своих взглядов и высказываний, основанной на глубоком знании церковной жизни». (Из благодарственной грамоты Марка, епископа Берлинского и Германского РПЦЗ)
По личному указанию президента Российской Федерации В. В. Путина Глеб Александрович Рар с супругой ещё в 2001 г. получили российское гражданство. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию. Глеб Александрович Рар скончался 3 марта 2006 года в возрасте 83 лет во Фрайзинге и 11 марта 2006 года был похоронен на русском кладбище в Берлине.
Подготовил А.Медельцов (по материалам zarubezhie.narod.ru, drevo/info.org, dw-world.de, wikipedia.org, minds.by)