В первую Неделю (воскресенье) Великого поста (в нынешнем году 13 марта) Русская Православная Церковь отмечает День Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке в память о победе Святой Церкви над иконоборческой ересью.
В первую Неделю (воскресенье) Великого поста (в нынешнем году 13 марта) Русская Православная Церковь отмечает День Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке в память о победе Святой Церкви над иконоборческой ересью.
Сегодня трудно представить себе Православный храм без икон. Однако в VIII веке под влиянием врагов Церкви появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии — это «идолопоклонство». Иконоборцы увлекли на этот богопротивный путь императора Льва III Исаврянина (717–741), который стал преследовать верных христиан силою государственной власти.
Спор между сторонниками и противниками икон продолжался более 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, многие христиане рисковали жизнью. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням, видных деятелей Церкви отстраняли от служения, а иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Окончательно почитание икон было торжественно утверждено благочестивой святой царицей Феодорой на специальной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество было официально признано ересью. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение, чин Торжества Православия (то есть правильного славословия Богу и исповедания веры), который должен был совершаться в первое воскресенье Великого поста
В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.
В России чин Торжества православия был введён в XIV веке, в него были добавлены имена русских еретиков. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4 000 имён людей, объявленных еретиками. В 1767 году был напечатан чин Торжества православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким). В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечислятся ереси, без упоминания имён еретиков.
Отлучению от Церкви был совершенно справедливо предан писатель Л.Н. Толстой. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к патриарху с письмом, в котором просил снять с деда эту анафему. Однако отлучение не было и не могло быть снято, ибо даже перед смертью Лев Николаевич не покаялся в своих заблуждениях. Свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком и Церковь лишь констатирует его выбор.
Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.
В более широком смысле праздник Торжества Православия является напоминанием нам, что и человек, созданный по образу Божию, должен раскрывать его в себе как икону Божества, это должно побуждать нас к благоговейному отношению друг к другу — мужа к жене, детей к родителям, священника к пастве. Пусть помогут нам в этом все святые Православной Церкви и все святыни, хранимые Православной Церковью.
В день Торжества Православия мы празднуем церковное событие: заключение эпохи семи Вселенских соборов. На седьмом Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконах, который говорит нам, что, став человеком, Бог стал изобразим, что воплощением Своим невидимый, непостижимый Господь приобрел человеческий лик, и что лик Божий может быть запечатлен линиями и красками; не как портрет, а как внутренний, таинственный образ Божий, познанный, пережитый, знаемый в Церкви.
Составил А.Медельцов