Народные традиции в православных праздниках. 1. Рождество Христово

Изображение
Image

Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Правда, в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе.

В Новом Завете описана история самого Рождества Иисуса Христа, но празднование этого события появилось позже.

Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика.

Христиане Востока до IV века не отмечали Рождество, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий. 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года.

Когда христианская Церковь после многочисленных и жестоких гонений получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений преподобного Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Бого­слова, Григория Нисского, Иоанна Златоустого, святого Амвросия и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель XVII века, в своей Церковной истории пи­шет. что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рож­дество Христово по всей земле.

В V веке патриарх Константинопольский Анатолий, в VII — Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII — святой Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, патриарх Цареградский, в IX в. — пре­подобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения. которые и ныне звучат в храмах для прославления светло праз­днуемого события.

В настоящее время Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточно-католические церкви празднуют Рождество 7 января.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладскаяи все другие православные церкви празднуют 25 декабря по ново-юлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года совпадает с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях.

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по-старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества по юлианскому и по григорианскому календарю тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаре появился бы целый лишний день. В 1582 г. стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по юлианскому календарю, хотя в некоторых странах григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и григорианский календарь — это вопрос богословия. После Октябрьского переворота юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Церковь много веков боролась с язычеством, но его пережитки еще живут в сознании и поведении людей. Имеются они и в православных праздниках. Правда эти пережитки относятся не к богослужебной практике. Они проявляются преимущественно во внецерковной жизни. Вообще-то многие светские ученые — историки, этнографы, фольклористы, религиоведы — считают, что в настоящее время, когда различные древние обычаи и обряды в значительной степени изменились, трансформировались, нецелесообразно из так называть, более правильным называть «народными традициями». Мы и будем их таковыми определять.

В книге «Православные праздники» мы читаем:"Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасите­ле: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его"(Ис. 11: 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: "Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет от него — произрос Ты от Девы".[ Православные праздники«. Духовно-просветительское издание. М. Изд.«Синтагма». 2010. С. 153]

Украшение ветвей елок светильниками и сладостями поучи­тельно показывает, что наша природа, безплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радос­ти — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. Здесь с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду — символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

«От Спиридона-солнцеворота до самого Рождественского сочельника (24 декабря/6 января) готовится Русь ко встрече великого праздника, — писал известный русский этнограф и фольклорист А.А. Коринфский. — Канун Рождества Христова должен застать люд православный уже вполне готовым к восприятию благостной вести о рождении Спаса Христа несущего на темную землю светлое благоволение. Твердо памятует простой русский человек притчу, гласящую о том, что не следует приходить на пир в печальной одежде. Потому-то и спешит он, потому-то и старается всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу потовых забот и, запасшись всем, что Бог даст к пpaзднику, ждет — с благоговейной тишиною в душе — появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорается та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Целый день постятся, не принимают никакой пищи в Рождественский сочельник благочестивые люди, памятующие о преданиях отцов и дедов, — чтобы, по завещанному теми уставу-обычаю, встретить грядущего в мир Спасителя мира.»[ А.А. Коринфский. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» Цит по кн. «Православные праздники»]

Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев, люди верующие не нарушают поста: по уставу церковному разрешается вкушать в это время только «сочиво» (взвар рисовый или ячменный — с медом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, «оладьи» медовые да пироги постные.

«Наступает вечер; тьма ложится наземь, покрывает своими тяжкими тенями снега белые пушистые. И вот, вспыхивает на востоке ярким трепетным светом вифлеемская звезда... На нее устремлены взоры всей православной Руси, всех единоверных русскому пахарю народов, как близких ему по крови, так и далеких. «Христос рождается!» — раздается радостное песнопение по всем храмам Божиим, и плывет вместе со звоном колокольным от многолюдных городов и сел через долы и горы, по полям и дорогам, по всему неоглядному простору...

При первом блеске вифлеемской звезды вносится старейшим в хату связка сена и стелется в красном — переднем — углу на лавке: эту последнюю накрывают, поверх сена, чистой скатертью: а затем ставят на нее под божницею необмолоченный сноп ржи или пшеницы. По бокам снопа помещается кутья — каша из ячменя или рису, с изюмом и взвар из сушеных груш, слив и других плодов. И каша, и взвар покрываются кнышами (пшеничными хлебами). Начинается ужин — «вечеря». У образов теплится зажженная хозяином лампада, вокруг стола, усыпанного сеном и накрытого белым столешником, садятся все домашние. Подаются галушки, вареники, жаркое и — после всего — каша-кутья и взвар».[ А.А. Коринфский. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» Цит по кн. «Православные праздники»]

Непременным атрибутом праздника Рождества Христова было колядование.

Название обряда однотипно во всех славянских традициях (рус. колядование, укр. колядування, белор. калядаванне, словацк. koledovani, чеш. koledování, польск. kolędowanie, серб. коледа, болг. коледуване, словен. koledovanje, и т. п.) и восходит к термину коляда, который является многозначным для обозначения разных реалий святочного комплекса.

Перед началом колядования участники собирались в одном доме и вечером отправлялись в путь, переходя от дома к дому. Во время шествия по селу колядники пели, пританцовывали под музыку, звонили в колокольчик; очень шумно вела себя процессия ряженых. Чинным и торжественным было хождение церковной коляды и групп, ходивших со звездой.

Подойдя к дому, колядующие становились под окном или во дворе и окликали хозяина. Такое начало носит универсальный характер для большинства вариантов обряда. Предводитель сообщал о прибытии, обращался к хозяину с просьбой разрешить колядовать, и готов ли он одарить пришедших. После того, как разрешение получено, начинался основной обряд — исполнение благопожелания в адрес хозяина дома. Если хозяева выносили угощение во двор, то колядники благодарили за дар и шли к следующему дому. Если пришедших приглашали в дом, то они исполняли специальные колядки каждому из домочадцев.

Основным стержнем колядования является момент одаривания колядующих в ответ на их пожелания. Колядный дар состоял из съестных продуктов (выпечки, сала, колбас, орехов, фруктов и тому подобного), реже подавали мелкие деньги или мотки пряжи. Но самым традиционным (а в ряде мест и строго обязательным) даром был обрядовый святочный хлеб. Считалось, что в тех домах, где ничего не подадут колядникам, в течение года не будет хозяйственного прибытка.

Заключительным этапом колядования был общий сбор участников, на котором делились между всеми собранные дары или устраивалась совместная трапеза.

Считалось, что колядование обеспечивало хозяевам высокие урожаи в поле и огороде, приплод скота и общее благополучие в доме. Поэтому колядники старались обойти все дома. Исключение делалось лишь для тех домов, где в недавнее время кто-нибудь умер, — там обычно не колядовали. По традиции, колядники шли по селу с запада на восток, а в горной местности — с нижнего края села вверх, чтобы так же процветало и шло в гору хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. Кроме того, существовало поверье, что обходы колядников изгоняют из села нечистую силу и защищают от болезней.

В обрядовых приговорах и приветствиях участников колядования называли божьими служеньками, божьими посланцами, небывалыми гостями. Вместе с тем, участие в колядовании (особенно в качестве ряженых) часто осмыслялось, как дело нечистое и опасное. В ряде мест запрещалось впускать колядников в дом, а одаривание прибывших могло осуществляться только через особое (волоковое или печное) окошко. Широко распространён в разных славянских традициях обычай очищения, который обязаны были совершать участники колядования (их обливали водой у колодца, заставляли купаться в проруби или умываться освящённой крещенской водой).

На Рождественской трапезе на Руси необходимыми кушаньями являлся мед и «чесница» (пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою). Хозяин разламывал чесницу и разделял между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, — того ожидает счастье. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел, и так далее. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устелали в этот день пол хаты, выносили на ниву и разбрасывали по ней думая, что от этого будет лучший урожай по весне.

В заключение приведем еще один фрагмент из книги А.А. Коринфского:

«По старинному преданию, накануне Рождества в самую полночь отверзаются Небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. „Пресветлый рай“ во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силою; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые.»

«Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — исполнится-сбудется, как по писаному», — говорит народ.[ А.А. Коринфский. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» Цит по кн. "Православные праздники"]

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси