Народные традиции в православных праздниках. 2.Святое Богоявление (Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа)

Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане (Мф. 3: 13-17; Мк. 1: 9-11; Лк. 3: 21-22).

«Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с Неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя. Это объяснение праздника дает Святая Церковь в тропаре: «Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи...»[ С.В. Булгаков.« Настольная книга священно-церковно-служителей»]

Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просве­тить народ, и «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим во стране и во тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16). К тому же в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

«Кроме того, — пишет священник С.В. Булгаков, — древняя Церковь в этот день вспоминает и другие события, в которых выразилось Божественное достоинство и по­сольство Иисуса Христа: 1) по­клонение волхвов — как откро­вение Иисуса Христа миру язы­ческому посредством чудесной звезды; от этого воспоминания и самый праздник Крещения в Цер­кви Западной получил название праздника трех царей; 2) явление Божественной силы Иисуса Хри­ста в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской, когда Гос­подь сотвори нача знамени­ем (Ин. 2: 11); 3) явление Иису­сом Христом Божественной силы (в Церкви Африканской) в чудес­ном насыщении Им более пяти тысяч человек пятью хлебами в пустыне.»[ С.В. Булгаков. «Настольная книга священно-церковно-служителей»]

«Начало праздника Богоявления восходит к Апостольским време­нам. О нем упоминается в Апос­тольских постановлениях, а от II века сохранилось свидетель­ство Климента Александрийско­го о праздновании Крещения Гос­подня и совершаемом перед этим праздником ночном бдении, про­водимом в чтении Священного Писания. ВIII веке о событии Бо­гоявления беседовали при бого­служении праздника святые му­ченики Ипполит и Григорий Неокесарийский в IV веке — св: отцы Церкви Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие. В V-IXвеках отцы Церкви Анатолий Константинопольский, Андрей и Софроний Иерусалимские, КосмаМаиумский, Иоанн Дамаскин и Герман Констанстинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий — изложили многие песнопения на этот праздник». [ «Православные праздники. ООО Синтагма». 2010. С. 200]

Святая Церковь, празднуя Крещение Господне, утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц Единого Божества и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; показывает необходи­мость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство безпредельной благодарности к Просветителю и Очистителю на­шего греховного естества; поуча­ет, что наше очищение и спасе­ние от грехов возможно только силою благодати Святого Духа.

В Священном Писании о Крещении Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа мы читаем:

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься ото Тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И,крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с Небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3: 13-17)

Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Существует множество крещенских традиций и обрядов, которые сложились за долгие тысячелетия. До начала ХХ века, а то и позже, они сохранились, а многие продолжают жить и сейчас. Например, одной из самых популярных и известных традиций, история которой уходит в далекое прошлое, является приготовление праздничной кутьи из риса или пшеницы с добавлением изюма, меда, кураги и чернослива. Все члены семьи усаживались за большим праздничным столом, на котором обязательно должны были присутствовать 12 разных блюд, и все вместе ждали появления первой звезды на небосклоне. Только после этого можно было разговляться, ведь перед Крещением необходимо было соблюдать строгий пост.

Конечно, главной традицией является водное крещение. Вода освящалась в колодцах и источниках, а если не было такой возможности, то в стенах храма. Этот обряд проводится и в наши дни.

Накануне Крещения мужчины вырезают на льду прорубь в виде креста, который устанавливают рядом. Иногда его украшают барвинком, сосновыми иголками и поливают свекольным квасом, благодаря чему он становится багряно-красным, символизируя огонь. Над речкой возле креста происходит обряд Иорданского водоосвящения. Священник трижды опускает в прорубь крест и зажженный трехсвечник — вода крестится огнем. Прорубь носит название «иордань», а освященная в ней вода — «великой агиасой», что означает великая святыня. Верят в то, что эта вода является такой же чудодейственной и святой, как и вода Иордана, в которую входил Иисус.

Также стало всенародной традицией купание на Крещение. Особенно часто у прорубей можно встретить людей, страдающих какими-либо заболеваниями, которые верят в свое исцеление чудодейственной водой. Кроме того, тем, кто наряжался и переодевался во время празднования Нового года, также следует окунуться в святые воды, чтобы очиститься от греха. Любителям гаданий это тоже не помешает. Во дворах храмов можно увидеть длинные очереди из людей, желающих освятить воду. Однако те, кто не сумел прийти на службу по каким-либо причинам, могут набрать воду из любого водоема в крещенскую ночь. Считается, что во всех источниках в это время вода набирает свою целебную силу. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, а также смывать накопившийся негатив.

И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия — лучше всего перед этим взять благословение у священника. Также нужно знать, что омовение в крещенской воде не очищает от всех грехов «автоматически».

В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости (например, при внезапной болезни). Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль. А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится.Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким. Но и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно.Лучше перелить воду из пластиковой посуды в стеклянную, и хранить ее рядом с иконами. Также и пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела.Крещенская вода может годами стоять и не портиться.

У наших предков существовала масса обычаев, которые обязательно выполнялись каждой семьей и в каждом доме. Например, вот такой обычай, связанный со святой водой: у каждой хозяйки был особый кувшин, который использовался только для сбора крещенской воды, в него собирали снег в день праздника, а после того, как он становился водой — относили в погреб и применяли потом эту воду весь год в случае болезней и различных хворей.

В течение недели после праздника в освященной реке нельзя было стирать белье. А воду, набранную в проруби сразу после водосвятия или принесенную из церкви, хранили весь год. Ей поили больных домочадцев и скот, использовали ее в заговорах на красоту и здоровье. Столь же целебным считался крещенский снег. Растопленный снег добавляли в воду в бане, выливали в колодец, чтобы летом он не пересыхал. Считалось, что только крещенским снегом можно отбелить холсты.

После празднования Крещения начинается новый свадебный сезон, который продолжается до Великого поста. В старину это было время веселья и досуга. Молодежь собиралась на вечерницы, семьи устраивали складчины и ходили друг к другу в гости.

На Крещение повсеместно проходили смотрины. «Смотрины, — писал известный русский этнограф С. Максимов, — происходят либо в церкви во время Литургии, либо на городской площади, где катаются матери с дочками, а мужской пол стоит стеной и производит наблюдение. «Все невесты, наряженные в лучшие платья и разрумяненные, выстраиваются в длинный ряд около «иордани». Между невестами (называемыми также «славушницами») прохаживаются парни, сопровождаемые своими родительницами, и выбирают себе суженую. При этом заботливая родительница не только внимательно рассматривает, но даже щупает платья девиц и берет их за руки, чтобы узнать, не слишком ли холодны руки у славушницы. Если руки холодны, то такая невеста считается зябкой и потому не подходящей для суровой крестьянской жизни.»[Сергей Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903]

После Крещения начинались «свадебные недели», которые длились вплоть до Масленицы. В это время спешили сыграть свадьбу, ведь впереди ждал Великий пост, когда жениться было не принято.

На Богоявление изгоняли бесов не только из «душ и телес», но и из домов. Для этого стреляли из ружей, гремели посудой, парни с криками и гиканьем скакали верхом по деревне и «лупили» метлами и кнутами по углам и закоулкам. Чтобы защититься от нечистой силы, на воротах, дверях, притолоках мелом или углем чертили кресты. Дома, хозяйственные постройки, скотину окропляли святой водой.

Канун Крещения считался особенно «правдивым» c точки зрения предсказаний. С одной стороны, в это время, как во все святочные дни, ходили по земле нечистые силы. С другой стороны, последующая церковная служба изгоняла их и закрывала им ворота в земной мир, так что можно было не бояться «осложнений» от общения с потусторонними силами. И все же было принято соблюдать меры безопасности. Для защиты при гадании очерчивали вокруг себя круг. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук. В некоторых губерниях правила «гадательной безопасности» предписывали надевать на голову глиняный горшок. Перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца (против часовой стрелки), приговаривая: «Чертово место, черт с тобой!» После гадания скакали уже на правой ноге по часовой стрелке со словами: «Богово место, Бог с тобой!» — для того, чтобы «разворожиться».

«Канун Крещения, — пишет известный этнограф и писатель XIX века А.А. Коринфский это и главный день святочных гаданий. Проводит его русский народ не только в посте да молитве, но и в сыновнем общении с неумирающими пережитками язычески-суеверного былого-минувшего.Вечер под Крещение, подавая весть о близящемся конце Святок, заставляет красных девушек вспоминать обо всех знакомых деревенскому люду гаданиях. Звончей-голосистее поются на беседах и святочные — подблюдные. Затейливей сами собой становятся точные игры обрядовые. А старикам со старухами, которым уже много лет назад наскучило и петь-играть, и рядиться-святошничать — своя забота об эту пору. Первее всего — ставят они мелом на дверях, на всех оконных рамах знаки креста, чтобы оградить жилье от посещения бесовского. И одна защита против нее, как гласит народное слово, Святой Крест Господень, перед которым распадается во прах все могущество лукавого. Не начертай в Крещенский сочельник креста у себя на дверях, позабудь об этом строго соблюдаемом на Руси (не только в деревенской глуши, но и в больших городах) обычае — быть худу, жди беды! — уверяют строгие блюстители прадедовских преданий.»[ А. А. Коринфский. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа». Цит по кн. «Православные праздники. ООО Синтагма». 2010]

Запретов в день Крещения немало, поэтому для дальнейшего благополучия семьи их стоит непременно учитывать.

Окунаться в прорубь до прочтения молитвы. Многие люди ошибочно полагают, что основной обряд Крещения — это окунание в прорубь. Мол, окунулся, и все твои грехи ушли в воду. На самом деле купание в проруби — длительный обряд, который должен начинаться с посещения богослужения и прочтения молитвы.

Заниматься домашними делами, ремеслами, стиркой. В день Крещения вся вода становится святой, поэтому категорически запрещалось в этот день стирать белье. Запрет основан на том, что прежде людям приходилось стирать в речках или других водоемах, и своими действиями они могли «испортить» святость воды. Сегодня же, несмотря на наличие в каждом доме стиральной машины, этот запрет все равно актуален. Вместе с тем, запрещается шить, вязать, вышивать и убираться.

Употреблять спиртные напитки. Если вы думаете, что для согрева до или после купания в проруби можно пригубить спиртное, вы ошибаетесь. Этого делать категорически нельзя. Крещение нужно встречать в первую очередь для того, чтобы осветлить свои мысли и очистить душу, а не выпивать.

Ссориться и сквернословить. Ругаться или конфликтовать в день Крещения, тем более на повышенных тонах, нельзя. Говорят, в таком случае святая вода в вашем доме испортится и станет не чудотворным напитком, а содержимым ваших плохих мыслей и конфликтов.

Плакать. Считается, что человек, который проведет Крещение в слезах, продолжит плакать весь последующий год. Поэтому в этот день советуют не шуметь, но и не горевать — праздник этот чистый и светлый, думать надо только о хорошем.

Подавать четное количество блюд. Если вечер Сочельника нужно провести в окружении постных блюд, то на Крещение этот запрет снимается. В этот день можно подать к столу самые вкусные мясные и рыбные лакомства. Но что касается числа блюд, то запрет продолжается — их должно быть только нечетное количество.

Желать зла другому человеку. Как и на Рождество, на Крещение важно следить за ходом своих мыслей — они должны быть светлыми и положительными. Если пожелать в этот день кому-либо зла, оно возвратиться к вам в трехкратном размере.

Подготовлено по материалам православных источников и интернет-ресурсов

Александр Медельцов

историк, член Союза писателей