«Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4), то есть нарушение законов духовной жизни. Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).
«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха. Блудная страсть напрямую связана с грехом.
По словам Свт. Игнатия Брянчанинова:
«Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и незаконно, в одно тело: по этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди его, при непременном условии, чтоб покаявшийся оставил его, но очищение и истрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами, насадившиеся в сердце, заразившие душу, изветшались и уничтожились».
«Тот, кто незадолго пред тем был... членом Христа, чрез блуд делается членом блуда»
(прп. Ефрем Сирин).
«От блуда все тело становится нечистым, оно оскверняется так, как бы упало в грязный сосуд, наполненный нечистотою»
(свт. Иоанн Златоуст).
«Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же плоть и сам сопричастен осквернению»
(свт. Григорий Нисский).
«Не столь велико зло упасть с неба в грязь, сколь велико зло, сделавшись членом Христовым, лишиться божественной почести и стать членом блудодейцы»
(свт. Иоанн Златоуст).
«Хотя всякое греховное рабство бесславно, бесчестит благородство души, но блудник есть самый бесчестный раб греха, которому приказано последним вычерпывать грязь, собирать нечистоты в кучу, служить грязному делу, валяться в тине удовольствий, заниматься бесстыдством» (свт. Иоанн Златоуст). «Избегай блуда, оскверняющего нашу душу и тело; блуда, удаляющего нас от Бога и от святых; блуда, который уготовляет для нас вечный и неугасимый огонь»
(свт. Иоанн Златоуст)
«Что есть блудница, как не погибель, не открытое поношение природы... оскорбление души и тела, усладительная язва, убеленный гроб, необузданные и ненавистные уста ада, украшенное преддверие смерти, усладительный яд, дерзкое бесстыдство, побор бесстыдный, красивая гибель, приманка распутства, петля юношей, торгаш собственными членами, глубина погибели, любимое кораблекрушение, общее несчастье всякого греха, дерзкий притон, учитель всякого беззакония, устроитель вражды к Богу, материал для вечного геенского огня»
(свт. Иоанн Златоуст)
Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. Святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства. Святое Писание говорит «плоть желает противного духу, а дух — протвного плоти; они друг другу противятся»(Галл.5.17).
Духовная сила любви и устремлённость к духовной красоте сегодня превратились в элементарное влечение к внешней првлекательности человеческого тела. И вот «..человек в чести не пребудет; но он уподобится животным, которые погибнут» (Пс.48.13)
Святитель Феофан Затворник пишет:
«Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть — смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».
Cвятитель Иоанн Златоуст учил:
«Избегай прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, ты одновременно становишься и нарушителем закона, и убиваешь свое тело, и позоришь себя, и душу свою подвергаешь мучениям, и бесчестишь свой род, и прогневляешь Бога».
Ещё Тертулиан говорил, что «христианину недостаточно быть целомудренным, ему надо и выглядеть таким». Сколь многие сегодня сознательно или не вполне своими одеждами, поведением, словами участвуют в разжигании блудных страстей, вызывая у противоположного пола плотские желания. Они вызывают и порицание, и сожаление ибо; «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, то лучше было бы, если бы повесили ему жерновый камень на шею и бросили его в море» (Мк.9.42). Так же : «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7).
Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Телесные отношения — это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), — сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.
Апостол Павел пишет о супружеских телесных отношениях:
«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»
(1 Кор. 7: 3–5).
Разумеется и в браке также необходимо научиться воздержанию (пост, молитва, недомогание, болезнь и т.п.). Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака.
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?»
(1 Кор. 6: 15–16).
Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.
«Очень ошибаются, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественной необходимостью. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойство недуга недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано.»
Патриарх Кирилл на встрече с активистами молодежных организаций в Москве,февраль 2009г., напутствовал:
«Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья».
А.Соколовский