Продолжение. Первая часть
Человек блуждает среди предметов и вещей во зле лежащего мира, подобно слепцу, и рискует так и погибнуть, окончательно и бесповоротно сбившись с дороги. И потому Господь Сам протягивает ему руку помощи.
Как? Скорее всего, так же, как протягивал ее не однажды и практически каждому из нас, то есть посылая те или иные испытания, горести и прискорбности. В самом деле, задумаемся: разве многие люди обращаются к Богу, когда в их жизни "все хорошо"? Нет, когда "хорошо", когда ничего не "беспокоит", то мы, как правило, удовлетворяемся тем, что имеем, и с легкостью пренебрегаем каким-то неясным "зовом души".
Но когда приходит беда, скорбь, тогда все бывает совсем по-другому. Великий наставник иночествующих, христиан, стремящихся к духовному совершенству, преподобный Иоанн Лествичник говорит, что "как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается".
Истинно так! Когда у человека болит, когда ему плохо, он начинает искать, кто бы мог ему помочь. А поскольку средства, которые могут предложить ему другие люди и весь этот мир в целом, оказываются очень часто недостаточными, то он, обращается к Богу: порой – как к последней надежде.
Встречают человека в церкви люди. И они могут быть очень разными. Однако самое главное – встречает человека в церкви Сам Господь, Который и вложил в его душу желание переступить церковный порог, Который и призвал его таким образом к Себе. И это – самое важное. Это обязательно нужно понять, точнее, в это надо поверить.
В Откровении святого апостола Иоанна Богослова, Апокалипсисе, Христос уподобляет Себя страннику, стучащемуся в двери человеческих сердец. Не открывающему, не взламывающему их, а именно стучащемуся. И если кто-то сам отворяет эти двери, то Он входит в них и воцаряется в Своем нерукотворенном храме. Бог наделил нас по сотворении страшным и великим даром – даром свободы. И настолько уважает эту свободу в Своем же собственном создании, что никогда не неволит человека, а предоставляет ему самому делать свой выбор. Господь призывает, и, когда мы откликаемся на Его призыв, Он Сам делает шаг к нам. Поэтому повторим еще раз: Он и встречает человека, откликнувшегося на Его зов и вошедшего в Его храм.
Очень часто пришедший, а вернее, "зашедший" в храм человек следует путем каких-то сугубо внешних действий. Он ставит свечи перед иконами святых, о которых знает с чьих-либо слов лишь то, что они "помогают" в тех или иных жизненных обстоятельствах. Пишет записки – на проскомидию, молебен, панихиду, – еще совершенно не понимая, что конкретно значат эти слова, не понимая разницы между той же литургией и молебном. Порою остается на несколько минут в храме и иногда умиляется благозвучию церковных песнопений, а иногда досадует на долгое непонятное чтение (например, на шестопсалмии или кафизмах). И потом уходит, унося с собой представление о храме как о месте каких-то "ритуальных" действий, которые могут иметь положительное влияние на его повседневную жизнь. Очень важно в этом отношении не быть "безразличным потребителем", поверхностным, не проникающим в суть явления, не пытающимся его понять.
Необходимо постараться ответить себе на вопросы: "Что же это такое – православный храм? что приводит меня сюда? Почему я надеюсь получить (и действительно получаю) здесь помощь и укрепление?" И единственный возможный и правильный ответ таков: "Церковь – единственное Богом уготованное прибежище на земле для тех, кто ищет Его, ищет вечного спасения, хочет быть не сам по себе, а вместе со своим Создателем и Отцом. Только Церковь оставил Господь на земле как Свой дом, Свое таинственное, но такое доступное для нас обиталище. И все дороги, не ведущие к храму, не нужны: они ведут в никуда". После такого ответа человеку остается ясно осознать, насколько нуждается в Церкви лично он.
У него должно возникнуть непреодолимое желание стать частицей, клеточкой Церкви, а для этого ему обязательно нужно понять, что в ней происходит. Можно достаточно легко понять, усвоить правила внешнего характера, усмотреть в них известные закономерности. Но научиться тому внутреннему деланию, без которого духовный рост и преуспеяние христианина невозможны, гораздо сложнее. Священное Писание говорит о том, что Господь вчера и сегодня и во веки Тот же, то есть неизменен. И это не подлежит сомнению.
Продолжение следует.
А. Соколовский
По материалам сайтов:
Журнал "Москва"
Православие в Татарстане