Часть 2 Часть 1
Церковная организация
Церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою Церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православие признает единого главу Церкви — Иисуса Христа и считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией.
Римский папа — глава этой церкви. Он определяет нормы по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
В Католической Церкви есть епископат: митрополиты, архиепископы, епископы. У католиков есть и монашество, но в отличие от православных католические монахи объединены в так называемые монашеские Ордена.
У нас каждый монастырь живет своей самостоятельной жизнью и подчинен епархиальному архиерею. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.
У католиков ряд монастырей с одним уставом подчиняется одному общему главе — генералу монашеского Ордена. Он, как правило, является настоятелем старейшего из монастырей этого Ордена. Монастыри Ордена могут быть разбросаны по огромной территории, даже по всему миру, но тем не менее у них есть единое общее руководство.
Обряды
Обрядовые отличия католицизма также весьма существенны.
Католики учат, что таинства, вне зависимости от состояния человека, который их приемлет, являются не только действительными, но и спасительно-действенным.
Наша Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при совершении их всяким канонически правильно поставленным священником по Церковному уставу. Но спасительно-действенным таинство является только тогда, когда человек приемлет его с должным расположением.
Исповедь
Существуют особенность католического учения и об исповеди.
В крещении человеку прощаются все грехи: и смертные, и простительные: и в отношении вины, и в отношении наказания. То есть в крещении человеку прощается все.
В таинстве же исповеди, как учат католики, все происходит по-другому: смертные грехи прощаются и в отношении вины, и в отношении наказания, но вот простительные грехи прощаются только в отношении вины, а наказание при этом остается.
Наказание человек непременно должен понести.
Отсюда и индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода канонических наказаниях. Понести наказание — это способ дать Богу удовлетворение. Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику точный перечень канонических наказаний, которые тот должен понести за грехи.
Евхаристия
Начиная с XI века, католическая Церковь ввела новшество и в установленное таинство Божественной Евхаристии, а именно, использовать вместо квасного хлеба опресноки, что противоречит древней традиции Вселенской Церкви.
Спор об опресноках. т.е. каким хлебом причащаться: квасным или постным. имеет догматическую подоплеку: Так как просфора — символ тела Христова, то наличие или отсутствие в ней дрожжей связано с тем был ли Христос абсолютно мертв после Распятия.
Православные считают, что Бог не мог быть абсолютно мертв, а была мертва лишь его человеческая природа. Католики считают, что без полной смерти нет полного воскресения.
Также католичество, разделяя всех людей на «проповедывающих» (т.е. священников и монахов) и «слушающих» (т.е. мирян) причащает вторых только хлебом, а православие всех причащает хлебом и вином.
Католики-миряне обычно причащаются Тела и Крови Христовой «под одним видом», т.е. пресуществленным хлебом, православные же — «под двумя», т.е. пресуществленными хлебом и вином.
Но ведь сам Господь заповедовал:
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53).
Другое новшество, придуманное папской Церковью, заключается в том, что пресуществление Честных Даров происходит при словах «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», и «Пейте из нея все; сия есть Кровь Моя» (Мф. 26; 26-28), хотя в ранней Церкви, как говорят об этом древние богословские книги, пресуществление Честных Даров происходило с призыванием Святого Духа, т.е. дары пресуществлял Святой Дух, а не священник. Моментом преложения Святых Даров у католиков считаются установительные слова Христа Спасителя: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое...», а не молитва призывания Святого Духа, как в Православной Церкви.
Эпиклеза (призывание Духа Святого) есть в древних литургических текстах и конечно же в литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. В католической мессе(православной литургии) этой молитвы нет.
Для католиков главное — произнесение формулы, даже если в роли этой формулы выступают слова Христа Спасителя. Главное — чтобы формула была вовремя произнесена.
Иначе в Православной Церкви. Хотя мы, молясь на каждой литургии, верим и знаем, что чудо совершится, что вино и хлеб действительно станут Телом и Кровью Христа Спасителя, но все же главное в литургии — это молитва о том, чтобы чудо совершилось, чтобы Дух Святой пришел и преложил то, что было хлебом и вином, в Тело и Кровь Христа Спасителя.
Другое таинство, в котором ясно присутствует рационалистический дух римо- католической Церкви, — это таинство миропомазания. Святые апостолы и Православная Церковь совершали таинство святого миропомазания сразу после таинства крещения, чтобы новокрещенный получил дары Святого Духа. Но римо-католическая Церковь со времени отложила святое миропомазание и совершает его спустя много лет, потому что, находясь под влиянием духа рационализма, верит, что ребенок должен быть «совершеннолетним», а потом над ним будет совершено святое миропомазание или (конфирмация).
Крещение
Еще одно нововведение римо-католиков — отказ от древнего порядка крещения с троекратным погружением. Хотя по словам апостола Павла:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6; 3-4).
Троекратное погружение символизирует трехдневное погребение Христа, нашего Спасителя и Его Воскресение.
Христос также был погребен в пещере, как нас погружают в воду и воскрес, как новый человек воскресает от грехов. Тем не менее, папы, продолжая вводить новшества, совершают таинство крещения не с погружением, а с окроплением или обливанием, углубляя существующие расхождения между Церквями.
Брак
У Католиков брачное венчание совершается навсегда и представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью. Священник играет роль свидетеля контракта. Контракт не может быть отменен ни при каких обстоятельствах, за исключением нарушений в его ритуале. Единственной целью брака в Католичестве является деторождение. Разводы не практикуются, за исключением бесплодия.
У Православных, венчание не контракт, а мистический духовный союз, подтверждающий союз Христа и Его Церкви. Вступившие в брак создают домашнюю церковь. Свидетелем является не священник, а «весь Народ Божий», священник служит лишь осуществляет Божию волю.
Первостепенная цель брака в православии — осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей, а затем — деторождение. Развод практикуется только в случае супружеской измены.
Культура
Православие создало иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание»; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого.
Для православной иконы характерна подчеркнутая условность, символичность. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета. Все подчинено раскрытию внутреннего смысла. В православной иконе нет того торжества и ликования телесности, которое можно увидеть у католиков.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в мир дольний. У католиков же это обычные картины, которые изображают христиан или Бога. Отсюда и внешнее положение света, в отличие от православной иконы, в которой свет исходит из святого.
У католиков нимб летает над головой святого. То есть, нимб — это нечто отделенное, преходящее извне. Православные же нимбы пишутся вокруг головы и представляют собой нечто неразрывно связанное с личностью. Нимб католический — это венец святости, приданный извне, а нимб православный — венец святости, рожденный изнутри.
В православной иконе, цвет несет символическую нагрузку, у католиков же это способ передать чувственность.
Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции.
Священные персонажи Католических изображений подаются в их «естественном состоянии», «как живые». Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что «Милость Божия улучшает Природу» (а не просто наполняет её).
Миссионерство
Отмечается различие и в миссионерской направленности. Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции, — истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение. Оно соблюдает при обращении чистоту религиозного воззрения и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от запугивания, политического расчета и материальной помощи («благотворительность»). Оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает «правоверие» благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет «не победить, а приобрести братьев» по вере. Оно не ищет власти на земле любой ценою.
Православие следует Св. Апостолу Павлу (2 Кор. 1, 24) и не стремится «брать власть над чужою волею», но «споспешествовать радости» в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о «плевелах», не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25-30).
Католицизм же считает, что «цель оправдывает средства», и что для обращения можно прибегать и к давлению.
Например, на протяжении 20-х и в начале 30-х годов 20 столетия католики активно пытались использовать ситуацию в Русской Церкви и истолковали мученичество тысяч православных как благоприятный шанс для будущей католической миссии на территории России, освобожденной от «схизматического» (греч. schizma, от schizo разделяю. раскол, отделение от господствующей церкви) влияния.
Политика
Существуют и политические отличия. Православная церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо. Государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством.
Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам. Ее оружие — не меч, не политико-идеологический подход и не орденская интрига, а совет, наставление, обличение и отлучение.
Имевшие место византийские и после-петровские уклонения от этого порядка — были явлениями в православной жизни нездоровыми.
Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем, и всеми путями — власти: светской, клерикальной, имущественной или личностно-внушаемой.
Нравственное отличие заключается прежде всего в том, что православие направлено в область духовную, а католицизм в юридически-регламентирующую. Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм — взывает к слепо-покорной воле.
Православие пробуждает в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписаний.
Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о «предписанном», «запрещенном», «позволенном», «простительном» и «непростительном».
Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.
Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее «понуждения».
Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение. Только внешнее «благочестие» повинуется воле, но оно может быть видимостью или притворством.
Самим священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством.
Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписанной авторитетом Церкви Вере.
В противовес этому Митрополит Антоний Храповицкий пишет:
«православная вера есть вера аскетическая; православное богословское мышление — то, которое не остается мертвым достоянием школы, но влияет на жизнь и распространяется в народе, — оно есть исследование о путях духовного совершенствования»
Кроме, указанных различий в Исповедании православных и католиков имеются и иные отличия, например, лишение младенцев Св. причастия, пост в субботу.
И тем не менее
Нельзя сказать, что глобальные изменения в мире не отразились сегодня на отношении Католической Церкви к своему видимому главе. Ослабление прежнего полумистического отношения к папе, стремление очеловечить его образ в противовес прежнему обожествлению засвидетельствовал II Ватиканский собор ( 1962-1965 г.г.).
Эти изменения продолжаются, хотя их характер неоднозначен. С одной стороны, абсурдность папы в образе полубога становится все более очевидной в самой Римо-католической Церкви, с другой стороны, слишком многое в католическом сознании связано с этим образом, он содержит в себе нечто столь существенное для всего бытия Католической Церкви, что отказ от него грозит потрясениями для всего стройного здания, называемого римским католицизмом. На папу возложено столь многое, что без него уже не мыслится и сама Церковь. Католический разум вынужден смиряться с любыми противоречиями института папства, потому что любая попытка поколебать его грозит вызвать цепную реакцию неконтролируемых изменений.
Надо признать, что несмотря на все различия с нашей Православной Церковью, в Католической Церкви были великие святые, и есть настоящая вера и в служителях Церкви, и в отдельных людях.
Мы также не сомневаемся, что догматы о главенстве и непогрешимости папы Римского и иные догматические и нравственные ошибки католической церкви основаны не на учении Священного Писания, не на учении отцов Церкви, но являются плодом чрезмерных эгоизма, личной гордости, амбиций и тщеславия, впавших в прелесть, римских пап.
Весьма глубоко и верно высказался русский философ Николай Бердяев:
«не мoжeт быть и речи o coeдинeнии церквей, мы мoжeт говорить только o coeдинeнии двух человеческих миров, мира восточнo-православного и миpa зaпaднo-кaтoличecкoгo. Цepкoвь — однa, и в нeй пoлнoтa. Разделены и нeпoлны лишь люди, человеческая иcтopия, в этом проявляется их греховность и oгpaничeннocть. Искупление чeлoвeчecкoгo гpexa и пpeoдoлeниe oгpaничeннocти не может быть достигнуто фopмaльными униями, a лишь измeнeниeм взaимныx oтнoшeний двyx xpиcтиaнcкиx миpoв в caмoй глyбинe peлигиoзнoгo oпытa».
И по словам другого выдающегося русского философа Владимира Соловьева:
«Православный Восток никогда не может быть обращен в латинство, ибо в таком случае Церковь Вселенская превратилась бы в Церковь Латинскую и само христианство потеряло бы свое особенное значение в человеческой истории».
Александр А. Соколовски
Источники:
- Протоиерей Максим Козлов Западное христианство: взгляд с Востока Сретенский монастырь М. 2009 г.
- Митрополит АНТОНИЙ (Храповицкий): Чем отличается Православная вера от западных исповеданий? www.legitimist.narod.ru/251005_6.htm
- В.Н. Васечко Сравнительное богословие. Курс лекций. ПСТБИ, М. 1998.
- Епископ Венский и Австрийский Илларион «Для православных
христиан не может быть никаких сомнений в том,
что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью
является Православная Церковь» Интерфакс-Религия — 13.01.2008. - Иван Ильин «О России», Сретенский монастырь М. 2006 г
- Бердяев Н. Проблема Востока и Запада в религиозном
сознании Вл. Соловьева www.krotov.org - Владимир Соловьев Великий спор и христианская
политика Библиотека «Вехи» 2004.