Жизненный самообман

Изображение
Image

Ложь - самое страшное зло в мире. Сказать себе правду для многих равносильно самоубийству

Ложь – это причина и источник вечной смерти. Однако, между знанием и делом существует глубочайшая пропасть, преодолеть которую не каждому под силу.

В «Братьях Карамазовых» Ф.Достоевского Алекcей Карамазов сказал: «Если я убедился, что Бог и бессмертие существуют, хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю».

Но что делать если компромисс стал жизненной необходимостью? Увы, людям приятно себя обманывать и что тут поделать? Красивые слова не сильны побороть равнодушие. В этой ситуации многие предпочитают «смиряться» и «терпеть», пока не заражаются одной общей болезнью: думать одно, говорить другое, а делать совершенно противоположное. В итоге люди постепенно начинают верить в свою собственную ложь, что является свидетельством страшной, ведущей к гибели души болезни. Особенно опасно, когда такой самообман происходит в духовной жизни.

Однако не все дороги ведут к смерти. Есть одна узкая тропинка и она ведет к жизни и освобождению. Ее нам показали святые отцы. Св. Симеон говорит: «Душа подчинившая себя диаволу не может ничего сделать...но призывать имя Иисусово – может». Но с другой стороны, может ли человек, утопающий в сытости осознать свое «бедственное положение»? И будет ли он призывать на помощь Спасителя? «Нормальным» и «благополучным» людям Спаситель, в принципе, не нужен. Чего нас спасать, если нам и так неплохо живется?

Страшно не то, когда человек падает, а то, когда он не подымается. Человек гибнет не тогда, когда он голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духовно и выбирает зло, сам того не сознавая. Осознать в чем заключается подлинное зло и подлинное добро – задача посильная для каждого.

Даже не занимая учительского места
отверзайте уста в защиту истины и против нечестия,
ибо молчанием предается Бог.
Св. Иоанн Златоуст

Отец лжи, как известно, диавол. Имена его служителей – это имена тех, кто научился себя обманывать.

Результат налицо: люди уже не могут отличить истину от полуправды, не знают, что хорошо или плохо, что лучше выбрать, так как просто привыкли верить своему внутреннему голосу, своему желанию. Проверка истинности выбранного пути или действия заключается в простом доверии своему вкусу: нравится мне это или нет? Или: я убедил себя в том, что это хорошо или я и дальше хочу сомневаться? Конечно, не хочу, иначе я потеряю внутреннее равновесие, уверенность в себе, которая нужна мне для нормального самочувствия. Человек находит себя и теряет Бога в себе.

Что же плохого в моем невинном желании пожить только собой и для себя? Из-за этого я попаду в ад? Это несправедливо! Вот обычный бунт природы, хотящей жить для себя, против личности, хотящей жить для Бога. Диавол научил нас отождествлять себя с плотью, а не с духом – этого вполне достаточно для нашей гибели. Он создал целую науку, как обмануть себя так, чтобы ложь была похожа на правду. Главный постулат здесь – это наше естественное добро, заключенное в природе. Чаще всего оно враждебно благодати. Люди ищут «естественного» добра, но находят лукавое зло, скрывающееся под видом добра, и так обманываются. Людям естественно всегда себя иметь в виду, а духовный человек все, что ни делает – делает единственно ради Господа.

Нам естественно пользоваться свободой по своему усмотрению, ни в чем себя не стесняя и никому не подчиняя, а благодать с радостью подчиняет себя всякому человеку, ради Господа. Людям приятно, когда их уважают и возвышают, а духовный человек относит к Господу всякую честь и славу, желая, чтобы только Его имя прославлялось среди людей. Все мы любим «отдыхать», а благодати противна праздность.

Духовный человек не огорчается от жестоких слов или бесчестия, не смущается от материальных потерь, не любит собственность и свое «особенное», не требует возвращения долгов, но переносит все с терпением, никогда за себя не споря и не оправдываясь.Он не предпочитает своего мнения чужим и не приписывает себе ничего доброго. Не делает ничего напоказ, на похвалу и на удивление.

Обобщая надо признать, что природное добро противоположно духовному, благодатному доброделанию. По этой причине святые оплакивали свои добродетели как грехи.

Природа во всем ищет душевного комфорта, и все на свете, в том числе и Бога, рассматривает как средство для его достижения. И если это не случается так быстро, как хотелось бы, то начинается внутреннее недовольство, бунт. Свобода – это тяжелый крест и душа наша бунтует, не вынося его тяжести.

Но ведь наше полусознательное состояние, граничащее со сном, это и есть снятие половины той ответственности за грех, которая могла бы быть при полной осознанности нашего отступления, нежелания Бога и Его «постоянного вездеприсутствия».
Жизнь моего тела, желаниями которого я живу, мешает мне осознать близость Божию ко мне, создает иллюзию удовлетворенности моим безбожным состоянием. В этом мой выбор: хочу ли я жить сам по себе, как будто я имею источник бытия в себе самом, или мне необходимо искать его в Боге? Бог не нуждается в моем бытии, почему же я должен зависеть от Него и исполнять Его желания?
Людям нравится себя обманывать, они вынуждены это делать, ибо преждевременная правда о себе повергла бы их в отчаяние. Для гордого человека осознание своей ничтожности – окончательная катастрофа. Желающие жить для себя и исполнять свою волю создали себе облегченное, мирское христианство, извратили и успокоили свою совесть для «облегчения» жизни. Говорят: какое мне дело до действительности, раз я счастлив? Они добиваются тихого счастья слабосильных существ, которым позволено грешить. Но за гробом обретают смерть и ад. Не слишком ли жестоко для слабых и безобидных людей? Но Бог ничего не предпринимает без нашего соизволения. Чтобы не думать о том, что земная жизнь скоро закончится, придумываются различные способы. Самый распространенный – коллективное безумие – жить как все. Для этого искусственно поддерживается гордость житейская, что значит жить в победе, в стремлении «улучшать» свою жизнь до бесконечности.

Помогает забыться также сознание принадлежности к какой-либо человеческой общности – церковной, государственной или частной. Пока человек будет занят самоутверждением в этом мире, ему не опасны воспоминания о конце всего этого. Слишком уж сильно искушение для приезжих почувствовать себя в земном раю как у себя дома (то есть, «легализоваться»).

Мир все силы бросил на то, чтобы отвлечь человека от спасения, от главного, чтобы люди забыли о том, чего же Бог от нас хочет, чтобы мы исполняли только свои желания. Мы имеем право выбирать и хотеть чего угодно пока живет наше тело. Каждый по-разному осуществляет это право в своей жизни.

Современный человек потерял представление о том, что есть зло и добро. Первые христиане не хотели даже и слышать о мире, а не то, чтобы рассматривать его язвы, Оскверняет не только грех, но и воспоминание о нем. Все интеллектуальные достижения цивилизации нисколько не изменили ощущения счастья или горя, но оторвали от Божьего мира.

Мы не животные, и должны уже сейчас свободно удаляться от всего, что удаляет от главного – от спасения, Христос предложил, но выбор оставил за нами.. Возможно, что суть Страшного Суда будет в том, что у каждого был выбор и всякий мог спастись, но наш выбор был не с Богом.

Ясно одно: чем «лучше» будет сейчас, тем хуже после смерти. Сейчас нужно думать о стяжании богатств духовных, а не заниматься собирательством тленных вещей. Многого ведь не приобретешь, времени не отпущено, но если не растрачивать, то значит приобретать. Спасутся те, кто всю надежду возложил на Господа, а не на свои сбережения, убежища и приготовления.

Проживая земную жизнь человек мудреет. И главное условие достижения житейской мудрости – честность пред собой, с самим собой, перед Богом.

А.Соколовский