О смирении

Изображение
Image

Важнейшей христианской добродетелью является смирение. Спасение невозможно без смирения. потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Cмирение предполагает с одной стороны осознанное признание Бога, как творца и Высшего Начала и с другой — своего несовершенства. Осознание своего несовершенства, греховности, немощи и недостоинства перед лицом Божиим естественно побуждает нас стремиться улучшить свое внутреннее духовное состояние. Если мы в любых искушениях прибегаем под покров Смирения, то найдем единственно разумное и правильное решение своих проблем..

Живший ещё в четвертом веке преподобный авва Исайя, говорил: «Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь пред Богом».

Смирение, основанное на вере в Бога, является основой духовного возрастания человека. Если мы желаем стать смиренными христианами, то нам, наряду с осознанием своей немощи, необходимо приобрести правильный взгляд на людей и на наше отношение к ним. Мысленное смиренномудрие перед ближними постепенно приведет нас к смирению перед ними на практике. Здесь нам помогает самоукорение.

Самоукорение — это внутреннее обвинение самого себя в греховности и негодности. Мы должны видеть причины своих грехопадений, искушений и бед в себе самих, а не в других людях или внешних обстоятельствах. Самоукорение является буквально насилием над нашим испорченным естеством, Во всех искушениях, связанных с другими людьми, нам необходимо прибегать к самоукорению. Трудясь в этом направлении мы должны :

— считать себя более других грешными, недостойными и духовно слабыми

— во всех случаях жизни ставить себя ниже своих ближних и не искать никаких преимуществ перед ними

— познавать собственные грехи и слабости и не обращать внимание на недостатки других людей

— в каждом человеке видеть Божие Творение


Подлинное, искреннее смирение порождает скромность. Скромность является свойством человека, свидетельствующим о его внутренней силе. Скромность — естественный спутник смирения.

Смирение приносит человеку мир, радость и спокойствие. Смиренный человек не теряет достоинства и умеет уважать его в других. Смиренный никогда не унижает человека, может наказать, если есть на то право, дать отпор, но не унизить.

Всякий человек испытывает страх, но если ради страха он поступается своей совестью, то это уже трусость. Что бы отличить смирение от трусости, надо почаще обращаться к своей совести.

Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели».

Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только земными расчетами. Однако, собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых нет выхода, если уповать только на земные средства. Для многих это становится причиной малодушия Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства.

В духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, уклонение следования заповедям Божиим.

Сила духа — сила высшей сферы человеческой души и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не наполнено Божественной благодатью, если в глубине его еще не изжиты страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно. Апостолов нельзя считать малодушными людьми по природе своей и в сравнении с другими людьми. Однако, до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.

Сила воли — одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она может быть направлена как на добро, так и на зло.

Человек, сильный духом обладает и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя. Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости».

Вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9) Слово «немощь» понимается двояко. Внутренняя немощь человека проявляется в пленении его души различными страстями ( унынием, леностью, малодушием). Немощь внешняя проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых сказывается и на его физическом здоровье, и на обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от греха. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие».

Святые отцы справедливо утверждали, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Православный человек должен иметь живую веру в Бога, непрестанно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное — временному, высокое — низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией. Ещё апостол Павел учил: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творение); древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5:17).

C мирение не ставит нам преград для борьбы с явным злом. Если мы видим совершающуюся неправду, несправедливые злые дела, поступки того или иного человека или группы людей наносящих духовный и физический вред нашим ближним, если мы видим, что наша вера в Бога подвергается гонению, уничижается имя Божие, насаждается безбожие, то чувство нашего смирения пред Богом не может помешать нам выступить для борьбы со злом. И здесь чувство смирения и наша праведность не дадут нам внести в эту борьбу собственное зло и потерю образа Божия.

Есть люди для которых «уничижение паче гордости». («паче» — превыше). На словах самоунижение а на деле полная противоположность. Сказать такому правду — вызвать его неподдельное возмущение. Верно сказано"кто ненавидит бесчестие, ненавидит смирение"

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Смирение — одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба. Мало кто хотел бы быть смиренным, потому что смирение представляется людям отвержением человеческого достоинства... Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя... А если мы так поступаем, то достигаем не смирения, а унижения, которое не дает нам жить достойно Царства Божиего и нашего человеческого призвания... Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого Он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы

„Я царь, я раб, я червь, Я Бог“. Так удачно сформулировал православное учение о человеке Г.Р. Державин... Как хорошо, что православие нам открыло, что человек — не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!»

Господь Иисус, Сын Божиий указал : «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

А.Соколовский