О православных таинствах

Изображение
Image

Слово «таинство» на греческом языке — «mysterion» происходит от глагола «myo», означающего «покрывать, скрывать». Таинство — cлово в Священном Писании первоначально обозначающее вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13, 2).

Таинства, в православном понимании — такие священнодействия, в которых происходит встреча Бога и человека. Это единение происходит настолько тесно и полно, насколько человек готов воспринять благодать Божию. В Таинствах благодать Божия освящает душу и тело верующего, человек приобщается Царству Божию.

Ранние христиане называли таинствами не только священнодействия, совершаемые посредством священнослужителей, но и тайны Боговоплощения, Рождества, смерти, Воскресения, богослужение, молитвы, церковные праздники и многое другое.

Этим словом обозначается божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. 3, 16), которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для самих ангелов (Римл. 14, 24 , Ефес. 1, 9; 3, 39; Колос. 4, 3;1 Петр. I, 12).

В еще более частном смысле слово Таинство в Священном Писании означает такое отношение божественного домостроительства к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в видимом (1 Кор. 4, 1). Отсюда необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимы благодать и видимый образ совершения.

Таинства имеют божественное происхождение, т. е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из них, например, о причащении, крещении и покаянии Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому, эти Таинства. суть важнейшие и непостижимейшие. О других Таинствах. нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на божественное происхождение их находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей церкви первых веков христианства.

Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, но для человека, который по самому устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией.

Таинства существенно отличаются от обрядов (каковы освящение воды, погребенье умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а не божественное происхождение. Во вторых, таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека. В каждом Таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному Таинству ; так например, в Таинстве крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в Таинстве миропомазания — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в Таинстве елеосвящения — благодать, исцеляющая недуги; в Таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи, и проч.

Таинство, по словам священника Павла Флоренского, «и здесь, и там, и долу, и горе», то есть оно и земное — по внешней, видимой его стороне, и Небесное — по духовно-благодатному содержанию. Таинство — это те этапы жизненного пути человека, где он освобождает жизнь от житейской суеты, чтобы принять в свое сердце новое, святое содержание жизни.

По православному учению, условиями для совершения и действенности таинств признаются присутствие двух сторон таинств: объективной и субъективной. Первая сторона (объективная) состоит в правильном совершении Таинства законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы Таинства, согласно божественному установлению; субъективная же сторона таинств заключается во внутреннем настроении и расположении христианина, принимающего таинство. Первая сторона таинств составляет условие для действительности таинств; вторая служит условием для их благодатной действенности. Действительность таинств, по православному. учению, не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства; спасительное же действие таинств обусловливается нравственным состоянием человека, приемлющего таинство; оно требует от человека веры, сознания великого значения и важности таинства и искреннего желания и полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований, принятие таинства служит к осуждению человека (1 Кор. 11, 26-30).

Таинство как священнодействие имеет видимую и невидимую стороны. Видимая сторона подразумевает совершение богослужебных чинопоследований (молитв, действий), а также вещества — вода в Крещении, миро в Миропомазании, елей в Елеопомазании, хлеб и вино в Евхаристии. К невидимой стороне, которая является целью священнодействия, относится духовное преображение человека, рождение к новой жизни по заповедям Христа. Таким образом к благодати Божией приобщается и тело человека. Во время пасхального Богослужения, а также в священнической молитве на Литургии есть такие слова: «подавай на истее (т.е. полнее, совершеннее) Тебе причащатися». Тело человека тоже способно приобщаться к Богу, соединяться с Ним. Полнота этого соединения зависит от человека, насколько он подобен Богу и не подчинен греху.

По вере Православной Церкви, совершителем любого Таинства является Бог. Перед началом Литургии священник говорит: «Время Господу действовать» (Пс. 118: 126). Священник лишь молится о совершении Таинства Богом, чтобы Он или преложил дары (хлеб и вино в Кровь и Плоть), либо крестил и т.д. Священник как свидетельствует апостол Павел — служитель Божий в Таинстве: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1).

В Православной Церкви признается семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, — говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомáзание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Это число таинств всегда содержала и содержит от начала христианства Вселенская церковь. Кроме соответствия седмиричного числа таинств семи дарам Св. Духа (Исаи 11, 2, 3), семи хлебам, чудесно насытившим несколько тысяч человек (Матф. 15, 36-38), семи светильникам золотым, семи звездам, семи печатям, семи трубам (Апокал. I, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т. д., семь Таинств, через которые сообщается благодать Св. Духа, соответствуют всем существеннейшим потребностям нашей духовной жизни.

А.Соколовский.