Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана, как деревня, принадлежащая шляхтичу.
Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода.
Храм располагается в деревне Велятичи, Борисовского района, Минской области. Доехать до д. Велятичи можно с автовокзала г. Борисова автобусом по маршруту Борисов — Велятичи.
В клировых ведомостях за 1837 год Борисовского уезда о Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются... Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий.»[Минская Духовная Консистория. Ф.136. Оп.1. Д.10 875, 33] В 1848 году по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях[Канцелярия Минского губернатора. Ф.295. Оп.1, Д. 965, 25], в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 году.
В 1851 году была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 года прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1) построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева; 2) кладбищенская Мётчинская Рождества Пресвятой Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами; 3) кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами. Церковь была построена вретроспективно-русском стиле. В основе композиции строения — мощный кубоподобный объем молитвенного зала, покатая крыша, которая завершена куполом на четырёхгранном световом барабане, через короткую трапезную присоединялся притвор, под которым надстроена шатровая колокольня в стиле московской архитектуры XVII столетия. Апсида была решена низкой и прямоугольной пристройкой под двухскатной крышей с треугольным фронтоном на торце.
Настоятелем прихода в то время был протоиерей Иосиф Сосиновский, окончивший курс духовной семинарии, священствовал с 1834 года, а в Велятичах — с 1852 года. Псаломщик Феодор Понятовский в должности с 1842 года. Последним перед революцией священником Свято-Преображенской церкви был отец Феодор Шарковский. На переломе 20-30-х гг. во время борьбы большевиков с религией, церковь в Велятичах претерпела невероятные издевательства безбожников.В церкви сделали склад для хранения зерна, колокольня была использована для учебных занятий начальной школы. Репрессиям были подвергнуты священнослужители и церковнослужители. В 1931-1933 гг. священники Александр Юнацкевич, Феодор Иванович Шарковский, Пётр Тимофеевич Ряжко, староста храма Дмитрий Филимонович Сманцер, псаломщица Ольга Игнатьевна Крук были обвинены в том, что вели агитацию среди крестьян против коллективизации. Они были арестованы и сосланы в Сибирь. Когда церковь приспособили под склад, верующие часть икон перевезли в храм Успения Пресвятой Богородицы д. Сморки. Именно в эту церковь долгое время верующие ходили на службы, тем более сюда была перевезена и местная реликвия — чудотворная икона Божией Матери.
Во время войны церковь действовала. Приехал новый священник. Но жил он неспокойно, ему всегда угрожали расправой партизаны. Житель деревни М. Илюшонок вспоминал, что настоятеля охраняли прихожане, была даже установлена очередь, по которой они следили за домом священника днем и ночью.
После войны с храма сняли колокола, саму колокольню разрушили, купол сорвали при помощи гусеничного трактора, а церковь превратили в клуб. Там, где раньше были царские врата, поместили большие портреты Сталина и Ворошилова. Клуб просуществовал до начала 50-х годов. Затем в 1953 г. здание церкви разобрали, бревна перевезли на территорию школы, где через некоторое время их них построили спортивный зал.
Все годы отсутствия храма в деревне православные верующие ждали его возрождения. Вот как вспоминает праздник Пресвятой Троицы в этой деревне священник Сергий Нагих, который молился там в этот день (1990 г.), когда храм еще не был построен: «День Пресвятой Троицы — духовное торжество всех православных христиан. И даже в тех местах, где в результате репрессий церкви закрыты или разрушены, верующие стараются как-то отметить этот день. Так происходило и в деревне Велятичи, где уже долгое время нет храма. Верующие этой деревни обратились с просьбой к настоятелю Свято-Воскресенского собора г. Борисова, чтобы он благословил эти торжества. Но в день Пресвятой Троицы настоятель должен возглавлять Божественную литургию в соборе, поэтому в Велятичи отправился третий священник Борисовского собора о. Сергий Нагих. Встречали хлебом-солью верующие в национальных одеждах с ветвями молодых березок в руках. Вся праздничная группа с пением народных песен, посвященных торжеству Троицы, последовала к зданию Дома культуры, где у молодой березки, напротив здания поставили украшенный стол, на который водрузили икону, хранящуюся у благочестивых жителей села после закрытия храма, принесли святую воду, и начался молебен. После молебна было произнесено слово по поводу праздника Пресвятой Троицы. Надо было видеть, с каким чувством веры молились эти люди, с каким вниманием слушали они проповедь! С уверенностью можно сказать, что эти люди действительно жаждут слышать Слово Божие и хранить Его в сердцах своих».
24 июля 2000 года при участии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиний, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода состоялось освящение новой Спасо-Преображенской церкви. Церковь была построена «всем миром» в очень короткий срок, благодаря усердию настоятеля отца Феодора Чернекова. Руководство совхоза «Велятичи» передало под строительство церкви основание, которое гармонично переросло в будущий храм.
протодиакон Михаил Сидоров
Велятичская икона Божией Матери