Борисов — один из древнейших белорусских городов. Он был основан в 1102 году полоцким князем Борисом Всеславичем на левом берегу реки Березины и назван его именем. Русский историк В.Н.Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времен», основываясь на древних летописях, об основании Борисова писал: "В 1102 году Борис Всеславич ходил на ятвяг и победив их, возвратясь поставил град Борисов в свое имя и людьми населил"[ Татищев В.Н. История Российская. Кн.2. М. 1773. с.199].
Этому предшествовали известные события. После смерти Всеслава Чародея, отца князя Бориса, от княжества стали отделяться некоторые племена, проживавшие на берегах Немана и в Прибалтике. Чтобы восстановить их зависимость и собирать, как и раньше дань, сыновья Всеслава совершали туда вооруженные походы. Одним из них и был поход Бориса на ятвяг. Предполагают, что первыми жителями Борисова как раз были захваченные в плен полоцкими дружинниками ятвяги.
В это время, а возможно, и ранее, появляются первые православные церкви на борисовской земле. Летописных, или иных сведений, об этом нет, но, не исключено, что это было так. В 992 г. была создана православная епархия в Полоцке, в состав земель которой входил и Борисов. Надо учитывать и то, что еще "в 1001 году одна из первых церквей в Полоцкой земле была возведена в Друцке, в XII веке, превратившемся в столичный город удельного княжества«[Протоиерей Феодор Кривонос. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси. Минск. «Врата». 2012 с.20]. Друцк же, как известно находится совсем недалеко от Борисова.
В XII столетии в Киевской Руси утвердилось почитание святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. М.О. Коялович писал, что "в Полоцкой земле, и вообще в белорусской стране, эти мученики даже больше почитались, чем в других областях Руси«[ Коялович М.О.Чтения по истории Западной Руси. СПб.,1884. с.63]. В их честь возводились церкви, писались фрески, иконы, именами святых назывались княжеские сыновья. Так и полоцкий князь Всеслав Брячеславович дал одному из четырех сыновей имя Борис, а других назвал Глеб, Роман и Давид.
Крещение Полоцкой земли, распространение на ней христианства было, конечно, не единовременным актом, приходилось бороться с языческими обычаями и укладом жизни. Одним из памятников борьбы с язычеством на территории нынешней Беларуси являются «Борисовы камни» «поначалу служившие языческими фетишами, затем превращенные в своеобразные христианские святыни. По указанию князя Бориса Всеславича на них высекались кресты и надписи, чаще всего следующего содержания: „Господи, помози рабу Твоему Борису“. Академик Б.А. Рыбаков считает, что эти надписи высекались в начале мая, когда отмечалась память святых Бориса и Глеба, с целью предотвратить неурожай, так как простой народ воспринимал святых братьев не только в качестве мучеников, но также как покровителей первых хлебных всходов». Трудно сказать, с какими конкретно-историческими событиями было связано высечение крестов и надписей на этих камнях, однако несомненным является то, что, поступая подобным образом, наши предки превращали их из языческих в христианские святыни«.[ Протоиерей Феодор Кривонос. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси. Минск. «Врата». 2012 с.24-25]
Православная энциклопедия о Борисовых камнях пишет следующее: "Конкретные функции (надписей) не до конца ясны, возможно, надписи высекались в голодные годы в надежде на помощь Божию, могли предназначаться для освящения древних языческих фетишей, служить путеводными или пограничными знаками и т. п.«[ Православная энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» т.VI. с. 64].
О том, что князь Борис был поборником православия, духовной культуры, письменности, свидетельствует и основание им Борисоглебского (Бельчицкого) монастыря близ Полоцка. Борис Всеславич являлся родным дядей Святой Преподобной Евфросинии Полоцкой, содействовал ей в подвижнических трудах.
В конце ХШ века Борисов вошел в состав Великого Княжества Литовского. Это было непростое время. В войнах и междоусобной борьбе Борисовская земля неоднократно становилась полем боя, городская крепость и близлежащие поселения опустошались и сжигались. Так было во времена походов Литовского князя Витовта на Оршу и Витебск, на Смоленск и Псков в 1395-1425 годах. Так было и в 1430-1431 годах, когда велась борьба за великокняжескую власть между Ягайло, Свидригайло и Сигизмундом. С учетом того, что все строения в Борисове были деревянные, вполне естественно, что пожары уничтожали и церкви.
Вот что говорилось про Борисов в 8-м томе Полного собрания русских летописей: «В военном отношении Борисов считался весьма важным, и во время войн Литвы и Польши с Россией почти всегда назначался сборным пунктом главной литовско-польской армии. Поэтому короли и великие князья литовские останавливались здесь на довольно продолжительное время. Так, в 1500 г., находясь в Борисове, литовский князь Александр приготовлялся к войне со своим тестем, князем московским Иоаном III, и здесь же, после сражений при Ведроше, вел жаркие переговоры с московским посланником. Приемник Александра, Сигизмунд, в Борисове же решил окончательно в 1514 г. поход свой на Москву, несмотря на убеждения папского посла не начинать этой войны и отсюда же сносился с Михаилом Глинским, намеревавшимся снова возвратиться в Литву». Вследствие этого вполне естественно было, что во время этих войн город неоднократно разорялся, сжигался и опустошался. Особенно сильно Борисов пострадал в войнах Великого княжества Литовского и России в 1507 г, 1514 г., 1519 г. и в 1534 г.
В сложных условиях находилась и Православная Церковь. "В церковной жизни предков белорусов наступил период упадка, с некоторыми перерывами растянувшийся на несколько столетий...Строились храмы (в XIII веке только деревянные), основывались новые монастыри в основном с конца XIV века), однако, за редким исключением, жизнь местной Церкви не ознаменовалась в XIII — первой половине XV веков высокими достижениями в духовной области своего устроения«[ Протоиерей Феодор Кривонос. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси. Минск. «Врата». 2012 с.35]. Этому были разные причины, но одна из главных состояла в том, что литовская знать, великие князья стали принимать католичество и вводить его на территории княжества. "Вероисповедная политика великих литовских князей, — пишет протоиерей Феодор Кривонос, — вначале державшихся язычества, а с конца XIV столетия, перешедших в латинство, не способствовала какому-либо духовному подъему среди местного православного общества«.[ Протоиерей Феодор Кривонос. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси. Минск. «Врата». 2012 с.64]
Характерно и то, что с упадком могущества Полоцкого княжества и других белорусских городов оборвалась традиция местного летописания. Именно поэтому так мало известно о православной жизни на борисовской земле в тот период.
Первые сведения о существовании на Борисовщине православных церквей относятся к первой половине XVI века. В одном из документов под 1510 годом упоминается священник борисовской Спасской церкви, что подтверждает ее нахождение в городе.
Еще одним свидетельством церковной жизни того времени на Борисовщине является Мстижское Евангелие — рукописный памятник письменности XIV века, одна из древнейших православных книг Беларуси.
На первой и последней ее страницах сделана запись о том, что минский бургомистр Василь Лях (XVI век) пожертвовал эту книгу церкви св. Юрия, которая находится в дер. Мстиж. Таким образом, уже в XVI веке в Мстиже была православная церковь. (В настоящее время Мстижское Евангелие хранится в библиотеке Национальной Академии наук Литвы)
В 1563 г. Борисов получил «магдебургское право», т.е. право на самоуправление, город стал центром староства, входил в Оршанский уезд Виленского воеводства.
С 1569 года после подписания Люблинской Унии белорусские земли Борисов вплоть до второй половины ХVIII века находились в составе Речи Посполитой. Если до этого Православная Церковь не подвергалась массовым гонениям, то с конца XVI столетия отношение к ней властей резко ужесточилось, приобрело воинственный, беспощадный характер и затронуло судьбы сотен тысяч людей. А в 1596 году была принята Брестская уния, предполагавшая подчинение Православной Церкви Ватикану с сохранением православных обрядов. "Уния, — писал в этой связи протоиерей Г. Флоровский, — была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия«.[ Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. с.38]
Этот период примечателен процессом насильственного ополячивания и окатоличивания православного населения и на Борисовщине. Вводилось униатство. Так, в Ратутичах помещик-униат Гузовский в 1784 г. построил униатскую церковь. В 1642 г. в Борисове был возведен католический костел. На средства богатого католического духовенства в д. Гаево в XVI веке было открыто католическое училище, в середине ХУ века школа при иезуитской резиденции в Борисове. Во многих местах Борисовского уезда население выступало против насильственного окатоличивания, препятствовало строительству костелов и униатских церквей.
В XVII веке в Борисове, кроме Спасо — Преображенской церкви, действовал еще один православный храм — во имя Воскресения Господня, который существовал при одноименном монастыре.
В начале ХVIII века Борисов стал участником событий Северной войны между Россией и Швецией. Войска шведского короля Карла XII в июне 1708 г. занял Минск и двигался по направлению к Борисову. Узнав, что шведы подходят к Березине, русский царь Петр I, находясь в Чашниках, собирает военный совет, где обсуждается вопрос о предстоящей переправе шведов через Березину. Наиболее удобным и вероятным местом для переправы был Борисов. Петр I поставил перед своими войсками задачу не дать возможность шведам перейти Березину. Князю Меньшикову он писал: «От Минска до Борисова и от Борисова до Днепра великие пущи и если обходов ближе нет, то доброю зарубкою большое зло неприятелю можем учинить задержанием его». Однако отряду князя удалось разбить лишь незначительную часть противника и захватить 20 пленных. Обманув русских, Карл XII основные силы двинул на Игумен и осуществил переправу через Березину в другом месте.
В 1776 году король Станислав-Август подарил борисовский замок и земли князю Михаилу Радзивиллу, а в 1792 году по просьбе местных мещан выдал городу новую грамоту (привилегию), так как более ранние акты были уничтожены войнами и пожарами. Борисов признавался «вольным городом» и получал различные льготы в финансах, суде и налогах. Вместе с привилегиями устанавливался и герб города, который в несколько усовершенствованном виде существует и поныне. На нем изображены две башни с воротами, между ними Святой Петр Апостол на облаке стоящий, который в правой руке держит ключи от Царства Небесного.
После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Борисов становится уездным городом.
На протяжении многих веков борисовские земли переходили от одного хозяина к другому. Это был и виленский воевода Ян Глебович, князья Казановские, Служковы, Огинские, Радзивиллы, и наконец, великие князья из дома Романовых.
Глубокий след в истории города оставила Отечественная война 1812 года. В 15 км северо-западнее Борисова у деревни Студенка во время бегства французских войск при форсировании Березины огромные потери понесла армия Наполеона, погибло много гражданских лиц, следовавших вместе с ней. На месте переправы, на правом и левом берегах Березины, установлены памятники русским и французским воинам. В самом городе со времен Отечественной войны сохранились остатки артиллерийской батареи русских войск.
Наиболее значительные события в экономической, социальной и политической жизни Борисовщины начались с середины XIX века. В 1863 году началось восстание под руководством К. Калиновского. В этот период крестьянскими волнениями в Борисовском уезде руководил борисовчанин Антон Трусов. Его именем сейчас названа одна из новых улиц города.
Большим событием для города стало строительство через Борисов Московско-Брестской железной дороги. 16 ноября 1871 года курсировали уже первые локомотивы. На правобережье Березины около железнодорожного вокзала возник поселок Ново-Борисов, который в 1900 году соединился с Борисовом длинным деревянным мостом. Со строительством железной дороги стала быстро развиваться промышленность особенно в Ново-Борисове. Среди наиболее крупных предприятий были спичечные фабрики «Виктория» и «Березина», бумажная фабрика «Папирус», стекольный завод, несколько лесопильных заводов, пивоваренные заводы, табачная фабрика, судостроительная верфь. Образцы продукции стекольного завода, фабрики «Папирус» и спичечной фабрики выставлялись на международных ярмарках и были удостоены наград.
Хорошая слава шла о борисовских пароходах. Еще в начале XIX века была построена Березинская водная система, которая соединила Днепр и Западную Двину, связала бассейны Черного и Балтийского морей. Город становится крупным речным портом, центром судостроения в Минской губернии и занимает значительное место в торговых связях с городами Прибалтики и Украины. В Беларуси только здесь в конце ХIХ века строили паровые суда. В 1892-1896 годах со стапелей верфи было спущено на Березину 14 речных пароходов, которые поставлялись даже в Кременчуг.
От железнодорожной станции Борисов через лес по правую сторону реки прорубили тракт в город, выложили булыжником и назвали проспектом князя Трубецкого (имени минского губернатора) сейчас это главный проспект города — проспект Революции. Постройки были вначале деревянными, но в начале XX века стали уже строится и кирпичные дома.
Активно развивалась и религиозная жизнь. По данным всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году в г. Борисове было 5481 православных и 1404 католиков, в Борисовском уезде (без города) — 168 743 православных и 30 105 католиков. Кроме того, на территории Борисова и уезда 34 544 последователей иудаизма, 4201 старообрядцев, 586 протестантов-лютеран, 531 мусульманин (Об иудеях в Борисове известно еще с конца XII — начала XIII веков). В конце ХIХ века евреи составляли более половины населения города. В 1910 году здесь действовало 13 синагог. Старообрядцы-беспоповцы появились на Борисовщине в конце XVIII века. Это были россияне, бывшие жители Псковско-Новгородской и Тверской земель. В конце ХIХ века в городе и уезде было ряд молитвенных домов старообрядцев.
Этот же период характеризовался развитием образования. В городе и сельской местности в системе образования были народные училища, школы грамоты и церковно-приходские школы.
Церковно-приходские школы начали создаваться на Борисовщине с 60-х годов ХIХ века. В 1863 году открылась церковно-приходская школа в д. Мстиж, в которой обучалось 36 учащихся, в 1864 году — в Зембине (37 учащихся). Обучение в этих школах ориентировалось на воспитание учащихся в духе православия. Преподавали Закон Божий, русскую и церковную грамоту, духовное пение и арифметику. В воскресные и праздничные дни ученики организованно посещали церковь.
Большинство учителей сельских церковных школ не имело специальной подготовки, нередко занятия вели священники, псаломщики. Зачастую церковные школы размещались в домах священников или крестьян.
В 80-х — 90-х гг. наблюдается более быстрое развитие церковных школ. С 1884 г. они начали действовать в деревнях Бытча, Маковье, Кострица, с 1889 г. — в Сельце. Открываются школы грамоты в Нивках (1884), Гливине, Негнавичах, Трояновке, Костюках (1885), Дедиловичах (1886), Зачистье (1889), Моисеевщине и Корсаковичах (1892), Новоселках (1900) и других местах.
Уровень подготовки в школах грамоты был значительно ниже, чем в церковно — приходских. Нередко в них преподавали простые крестьяне, умеющие писать и читать.
И в церковно-приходских, и в школах грамоты остро не хватало учебников и других учебных пособий. Так, в мстижской школе на 37 учеников было только 9 букварей, учебников по Закону Божьему — 2, начальному христианскому обучению — 10, учебников по отечественной истории — 3, сборников задач по арифметики — 9, элементарной грамматики — 4.
Церковные сельские школы, несмотря на все трудности и недостатки в их деятельности, сыграли огромную роль, так как хоть в какой — то мере давали сельским детям возможность приобщиться к образованию.
В ноябре 1917 года в Борисове была установлена советская власть. С февраля 1918 года город был оккупирован германскими, а в 1919-1920 гг. — польскими войсками. После освобождения города и района начался период восстановления, реконструкции промышленности и сельского хозяйства. В 30 — 40 -е годы в Борисове было построено ряд новых предприятий — фабрика пианино, деревообрабатывающий комбинат, хлебозавод, мясокомбинат, заводы «Красный металлист» и «Пролетарский молот», канифольный завод (ныне ОАО «Лесохимик»).
В то же время этот период характеризовался гонениями на Православную Церковь, священство, верующих. Православные храмы закрывались, разрушались, их имущество подвергалось разграблению. По отношению к духовенству, церковнослужителям проводились массовые репрессии, аресты, отправка в лагеря, расстрелы.
С началом Великой Отечественной войны Борисов был оккупирован фашистами. За время войны погибло 33 тысячи борисовчан. Но, несмотря на жестокий террор, город не покорился врагу. В городе действовало 17 подпольных групп, в лесах Борисовского района вели мужественную борьбу с врагом партизаны.
1 июля 1944 г. войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д.Черняховского освободили г. Борисов. Бессмертный подвиг совершил легендарный экипаж танка под командованием лейтенанта Павла Рака, который первым прорвался в город, и в течение 17 часов, в отрыве от войск, до последней капли крови вел неравные бои на улицах Борисова. Посмертно экипажу танка — лейтенанту Павлу Раку, сержантам Александру Петряеву и Алесею Данилову — было присвоено звание Героев Советского Союза.
За мужество и героизм, проявленные борисовчанами в годы войны г. Борисов в 1985 году был награжден орденом Отечественной войны 1 степени , а в 2009 году Указом Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко — вымпелом «за мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны»
К началу 50 —х годов в городе и на районе было в основном восстановлено разрушенное народное хозяйство. В последующие годы Борисов значительно изменился. Город отстроился и похорошел. И сегодня Борисов — крупнейший индустриальный центр с численностью населения более 150 тысяч человек, а вместе с населением численность населения Борисовщины составляет более 180 тысяч человек. Значителен его промышленный потенциал: более 40 предприятий отраслей машиностроения и металлообработки, приборостроения, химической, деревообрабатывающей, фармацевтической и других. Работают строительные, транспортные, торговые организации, широкая сеть общественного питания, бытового обслуживания и связи, учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризм.
Александр Медельцов