Свято-Иулиевская церковь в 1896–1950 гг

Изображение
Image

В клировых ведомостях за 1898 год, посвященных обзору состояния церквей Борисовского уезда, о ней имеются такие сведения: «...при станции г. Борисова, св. муч. Юлии, деревянная церковь-школа построена в 1896 г. на средства инженера путей сообщения Веригина, на земле, подаренной помещиком Иваном Колодеевым в 800 кв. саж» (НИАБ. Ф.136.Оп. 1. Д.41096).

А еще ранее, в декабре 1893 г., председатель Борисовского отделения Минского губернского Епархиального Братства во имя Святого Николая докладывал в Минскую Духовную Консисторию о том, что "инженер А. И. Веригин в память жены своей Юлии проектировал вначале построить на свой счет при ст. Борисов церковно-приходскую одноклассную школу, затем выразил желание построить не одну только школу, но вместе и церковь"(НИАБ. Ф.136.Оп. 1. Д.36422).

Спустя 3 года, 13 июля 1896 г., составлен и подписан акт об освидетельствовании окончательной постройки церкви-школы. "Юльевская церковь-школа находится... на земле отчужденной от помещика Колодеева в пользу Борисовского Собора с высочайшаго на то разрешения» (НИАБ. Ф.136.Оп. 1. Д.36422 Л.10). Есть все основания полагать, что Колодеев сделал передачу земли добровольно и безвозмездно.

Ко времени оглашения Веригиным своего замысла, они с И. Х. Колодеевым вполне могли быть лично знакомы. Каждый из них в Борисове по-своему был заметным представителем своего класса: Колодеев — крупнейший землевладелец, Веригин — чиновный инженерно-технический специалист Борисовской дистанции пути Министерства путей сообщения.

Они являлись прихожанами Воскресенского собора, общались с его настоятелем о. Николаем Фалевичем. Оба были жертвователями в пользу собора. В частности, в качестве пожертвования от Алексея Ивановича Веригина в Воскресенский собор поступили риза, стихарь и покровцы из серебряной парчи на сумму 280 р., о чем сделано распоряжение о внесении пожертвованных вещей в опись церковного имущества по Борисовскому собору (НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 36411. Л. 9). Поэтому версия о безвозмездном отдании означенной земли собору в знак поддержки этой благородной цели более чем жизнеспособна.

В последующие годы, в первое 10-летие ХХ в., в истории Борисова, имена Колодеева и Веригина в официальных документах об общественной жизни города соседствуют. В частности, оба были земскими гласными, участвовали в 1, 2 и 3 чрезвычайных земских собраниях Борисовского уезда 1911 года. В целом общественная жизнь Борисова в начале ХХ в. «не отличалась особенной оживленностью. Этому препятствует расовая и религиозная обособленность евреев, составляющих большинство населения, а отчасти и замкнутость интеллигентнаго, преимущественно чиновнаго класса». Так писали Клейн, Довгялло и Белоцерковец в своем труде «Город Борисов», изданном в Вильно в 1910 г.

Тем не менее, в общественной жизни происходили важные подвижки. Так, 19 декабря 1909 г. в Борисове утверждено Христианское благотворительное общество. На 1 января 1911 г. в нем состояло 107 человек. В состав правления входили и настоятель Борисовского собора о. Николай Фалевич, и Декан Борисовского Костела о. Иосиф Гурко. На попечении общества было 126 православных и 85 католиков. В перечне источников финансирования деятельности общества (денежные пособия бедным, врачебная помощь и др.) значатся и пожертвования. В «Кассовом отчете по Первому Борисовскому Благотворительному Обществу за 1910 год» зафиксирован: «...От Ив. Хр. Колодеева 90 р.». А в текстовой части отчета это пожертвование названо как значительное(Отчет первого Борисовского Христианского Благотворительного Общества за 1910 год. Борисов, 1911).

О судьбе Алексея Ивановича Веригина известно, что он родился в 1848 году. В Борисове был не только инженером путей сообщения, но и начальником 7-й (Борисовской) дистанции Александровской железной дороги, членом Российского Технического Общества. Из Архива Российской Академии Наук достоверно известно, что А. И. Веригин скончался в 1915 году (АРАН. Ф.357,Оп.3,д.12, ЛЛ.4-5). Как свидетельствует его праправнук В. Д. Веденеев, проживающий в Москве, А. И. Веригин похоронен на «Старом кладбище г. Борисова». К сожалению, могила не найдена.

Возведение Свято-Юльевской церкви-школы стало важным этапом в духовной, православной жизни Борисова. Она вмещала более 300 человек. Богослужения совершались причтом собора в каждый воскресный и праздничный день (НИАБ.Ф.136.оп.1.д.37437. л.1.об).

Свято-Юльевская церковь находилась на проспекте князя Трубецкого, напротив нынешнего городского парка культуры и отдыха.

Первоначально она являлась приписной к Воскресенскому собору, но затем при ней был образован самостоятельный приход. Несколько лет после революции она еще действовала. Настоятелем служил священник А. Яжгунович. Но 29 апреля 1922 г. Свято-Юльевская церковь, подверглась разграблению. Были сняты серебряные ризы с нескольких икон, украшавших эту церковь, а именно, с иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, святого Иоанна Крестителя (НИАБ. Ф.93.Оп. 1. Д.452. с. 20.). (Сообщалось также, что «При конфискации имущества Юльевской церкви г. Борисова священник церкви оказал сопротивление и был арестован»(НИАБ. Ф. 93. Оп.1.д.454). - А. М.)

Вскоре и сам храм был закрыт, здесь разместили клуб железнодорожников. А школа при церкви была закрыта еще ранее по известному декрету об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Свою деятельность Свято-Юльевский храм возобновил только в годы войны. В 1944 г. во время боев за освобождение города церковь сгорела. (24 июля 1944 года прихожане обратились с заявлением к председателю исполкома г. Борисова, в котором говорилось: «Просим разрешить восстановление здания Юльевской церкви по пр. Революции. Когда мы начали разбирать завалы разрушенной церкви, никто нам не препятствовал. Но когда стали укладывать первые бревна, подошел милиционер и запретил нам дальнейшие работы. Неужели мы не имеем право построить церковь, которая здесь была еще до революции?». Ответ был предсказуемый: «Отказать. Пр. Революции — главная улица Ново-Борисова. Здесь будут строиться жилые дома и государственные здания. Кудинович. 26 июля 1944 г.»(НИАБ. Ф. 93. Оп.1.д.454). - А. М.)

Но, несмотря на это, в январе 1945 года церковь была восстановлена в другом здании, на углу улиц Энгельса и Почтовой. В свое время это был дом Эдемского буфетчика первого класса железнодорожного вокзала.

С 1944 года настоятелем храма служил протоиерей Иоанн (Голуб). В 1950 году церковь вновь закрывают и передают в ведение коммунального хозяйства. С тех пор службы духовенством Юльевской церкви стали осуществляться в Андреевской церкви. Продолжались они там до 1957 года и затем были прекращены в связи с малочисленностью прихода, большой отдаленностью места жительства прихожан от церкви, плохим транспортным сообщением.

После описанных событий прошло более 40 лет. В середине 1990-х годов по инициативе борисовчанина Михаила Мартиновича Волосача храм был возрожден.

(опубликовано в книге «Православная жизнь на Борисовщине:
история и современность». Изд-во г.Минск: «Четыре четверти», 2015г.)