Император Ираклий I (610-641) был самой выдающейся личностью из императоров, занимавших византийский престол после смерти Юстиниана. Человек энергичный и дальновидный, он восстановил Империю, раздробленную в царствование убийцы Фоки (602—610). Основатель Ираклийской династии, он на столетия остался в памяти народа, как герой и политический победитель, человек, который пытался сделать для империи все. Ираклий стал героем литературных сочинений и легенд в самых разных странах мира. Средневековый рыцарский роман «Ираклий» появился во Франции в XII в., его автором был Готье из Арраса. Написанная в начале XVIII века в современной Кении эпическая поэма на суахили «Книга об Ираклии» изображает бой византийцев с арабами-мусульманами при Тамбуке и стала одним из крупнейших произведений литературы Чёрной Африки.
Кроме политических побед, императору так же не были безразличны вопросы веры. Известно повествование о том, что сам Ираклий нес Крест в Иерусалимский храм на своих плечах после изгнания персов, но был остановлен невидимою силой и не мог сдвинуться с места. В удивлении он спросил у патриарха:
«Что это?» Патриарх ответил: «Ты идешь по тому пути, по которому Иисус Христос выходил из Иерусалима, но Он выходил в терновом венце, в одеждах, обагренных Его кровью! А ты идешь в царской короне, украшенной драгоценностями».
Тогда император Ираклий облекся в рубище, снял обувь и босыми ногами пошел в Иерусалимский храм, неся Крест. И уже беспрепятственно вошел в церковь.
После смерти императора Маврикия (602 г.), его друг и зять персидский царь Хозрой II объявил себя отмстителем и начал войну против Византии. Почти сразу он добился самых серьезных успехов. Император Фока (бывший полковник-центурион) оказался не в силах ничего предпринять. Византийские войска терпели одно поражение за другим. В 610 г. глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю.
Ираклий, родом каппадокийский армянин, был сыном известного полководца Ираклия, экзарха Африки. Ираклий и прибыл с флотом в Константинополь. В это время Крисп, эпарх города и зять императора, был враждебно настроен по отношению к Фоке. Поэтому он во всем содействовал Ираклию. Переворот совершился быстро и легко. 5 октября 610 г. Фока был низвергнут. Сразу же после казни Фоки Ираклий был коронован и взошел на царский престол.
Несмотря на способности, молодость и энергичность нового императора, его положение выглядело чрезвычайно тяжким. Пустая казна, деморализованная армия и напор двух смертельно опасных врагов: аваров и персов. Ираклий предложил Хозрою мир на самых выгодных для того условиях, но гордый перс отказался. Император был вынужден продолжать вести войну, которая длилась без перерыва 19 лет.
В 610 г. положение столицы было настолько отчаянным, что Ираклий думал о возвращении в более стабильный Карфаген, но патриарх Сергий (610-638) проявил твердость и связал Ираклия торжественной клятвой в Св. Софии, что он останется, несмотря ни на что cлавянские и аварские племена оккупировали практически весь Балканский полуостров, оставив под имперским контролем лишь изолированные отдельные города. Персы наступали, в течение 12 лет Империя отчаянно защищалась.
Одна персидская армия заняла Анатолию, другая оккупировала Сирию. Антиохия пала в 611 г., Дамаск - в 613 г. Весной 614 г. персидский генерал Шахрвараз вошел в Палестину. Через три года персидская армия вошла в Египет, а еще через год, в 618 г., страна была завоевана. С захватом Египта Константинополь лишился источника своего хлеба. В 617 г. персидская армия стояла в Халкидоне. Из двух врагов - аваров и персов - нужно было избрать одного. Ираклий решил договориться с аварами.
В 619 г. он заключил мир с аварами. Славяне с радостью восприняли возможность мирно поселиться на имперских землях. Именно тогда осели на Балканах сербы и хорваты. В 622 г. Ираклий начал свое знаменитое контрнаступление. Церковь пожертвовала ему свои сокровища. Ираклий оставил Константинополь под управлением патриарха Сергия, назначенного им главой регентского совета, а сам отбыл на войну.
Он пошел на дальний обход. Флот Ираклия совершил глубокий десант в Киликии в тыл персам, стоящим под Константинополем. Тем пришлось отступить, и Малая Азия была очищена. Другим десантом с Черного моря со стороны Армении и Закавказья Ираклий начал пробиваться в Персию. Тут ему помогали северокавказские тюрки и хазары, а также христианские царства лазов, абазгов (абхазов) и иверийцев (грузин).
В 627 г. византийская армия вторглась в Персию, разгромила армию Хозроя II близ Ниневии, а в 628 г. заняла его резиденцию Дастагерд. Хозрой убит своим сыном Кавад-Широе, который поспешил подписать мирный договор с победителем. Армения, Месопотамия, Сирия, Палестина и Египет были возвращены Империи. Византия пребывала лишь в немного более лучшем положении. Казна опустела, от армии осталась едва ли половина, лучшие области были разорены.
Обе стороны рассматривали войну как религиозное сражение между двумя мировыми религиями: христианством и зороастризмом. Ираклий постоянно подчеркивал религиозный характер этой войны, в чем ему помогал его постоянный советник и близкий друг патриарх Сергий. Патриарх происходил из Сирии, из яковитских кругов (он принял халкидонское православие в молодости). Эта дружба и сотрудничество определяли и ход войны, и религиозную политику императора. Впервые византийская армия шла на персов, неся впереди иконы Христа и Богородицы, как знаки небесной помощи.
Религиозный символизм войны особо усилился из-за особой роли, придаваемой обеими сторонами Честному Кресту, почитаемому в Иерусалиме со времени его обретения св. Еленой, матерью императора Константина. В 614 г., когда персы захватили Иерусалим, они вырезали его население, взяли в плен патриарха Захарию и поднесли Крест в подарок царю Хозрою. Драгоценный Крест был вновь внесен в Иерусалим Ираклием после победы Ираклия, скорее всего в марте 631 г.
Более того, Ираклий ввел в употребление новый титул для византийских императоров - Πίστος εν Χριστω βασιλευς (верный во Христе царь), вместо традиционного римского «император» (греч. Αυτοκράτωρ). Βασιλευς - царь - библейский и мессианский термин: в Новом Завете Христос - единственный и истинный Царь, так что император, будучи «верным во Христе», теперь соотносил себя с царским служением Христа. В конце концов императоры стали соединять оба титула - религиозный и светский, называя себя «верный во Христе Боге царь и император римлян» (εν Χριστω τω θεω πιστος βασιλευς και αυτοκράτωρ Ρωμαίον).
Персидские походы Ираклия, возвратившие империи монофизитские области, Сирию, Палестину и Египет, снова поставили на очередь вопрос об отношении византийского правительства к монофизитам. Еще во время походов Ираклий уже вступил в переговоры с монофизитскими епископами восточных провинций, чтобы путем известных догматических уступок сделать возможным церковное примирение. Последнее казалось достижимым, если православная церковь согласится признать в Иисусе Христе при двух естествах одно действование или одну волю. От последнего греческого слова и самое учение о единой воле получило название монофелитства. Антиохия и Александрия в лице своих назначенных Ираклием патриархов-монофизитов готовы были пойти навстречу подобному примирению. Константинопольский патриарх Сергий должен был также способствовать выполнению этого плана.
Но против монофелитского учения восстал живший в Александрии палестинский монах Софроний, слова которого производили большое впечатление и угрожали нарушением примирительной политики Ираклия. Папа римский Гонорий, признавая вообще опасными споры о догматических вопросах, нерешенных вселенскими соборами, тем не менее признал правильным учение о единой воле.
Между тем Софроний, возведенный в сан иерусалимского патриарха и получивший таким образом возможность иметь еще более сильное и широкое влияние, в своем синодальном послании к константинопольскому епископу со всей богословской ученостью доказывал несостоятельность монофелитского учения. Видя надвигавшуюся церковную смуту, Ираклий в 638 году издал составленный в христологической части патриархом Сергием указ, так называемый "экфесис" или "Изложение веры", который, как полагал император, мог бы примирить православных с монофизитами. "Экфесис" признавал в Иисусе Христе при двух природах одну волю.
Однако, эта императорская мера не достигла желаемых результатов. С одной стороны, новый папа не одобрил "экфесиса" и, защищая в Иисусе Христе две воли и два действования, признал монофелитское учение ересью, что вносило совершенно неожиданную остроту в отношения императора к папе. С другой стороны, по самому времени опубликования "Изложение веры" уже не могло иметь того значения, на которое рассчитывал Ираклий. Главной целью императора было примирить восточные монофизитские провинции с православием.
Но в 638 году, когда появился указ Ираклия, Сирия, Палестина и византийская часть Месопотамии уже не принадлежали Византии и находились во власти арабов. Оставался Египет, но и его дни были сочтены. Таким образом, монофизитский вопрос уже терял для Византии свою государственную важность, а вместе с этим терял значение и указ Ираклия; тем более, что подобные попытки религиозных компромиссов, при упорной неуступчивости большинства обеих сторон, никогда не давали удовлетворительных результатов и, конечно, вопроса не решали.
Прошло совсем не много времени, и новый, гораздо более опасный враг, явился на восточных границах империи. Летом 634 г. арабы взяли Газу и всю страну вокруг нее. Летом 636 г. халиф Омар разбил 40-тысячное римское войско на берегу Йармука. Арабы перешли Иордан и разбили лагерь в Иерихоне. В ту же ночь жители Иерусалима, спасая Крест Господень и всю церковную утварь, на кораблях морем отправили все это в Константинополь, после чего тоже сдались Омару. Арабы разделили свое войско на три отряда. Один они отправили на Египет, другой — на север в Сирию, третий — против персидского царства.
При первом известии о вражеском вторжении, Ираклий с женой и сыном Ираклием выехал в Восточные области. Но очень скоро, когда очевидны стали все размеры трагедии, он покинул войско. Погруженный в меланхолию, император жил во дворце Иерия и не показывался в Константинополе. Бездействие его в эту тяжелую минуту, в особенности после его успехов в предыдущей войне, вызывало изумление и современников, и потомков. Неудовольствие знати вылилось в крупный заговор, в котором замешаны были сын и племянник Ираклия. Всем виновным император велел отрезать носы и правые руки.
В 638 г. арабы овладели Антиохией. В 639 г. пала Эдесса и покорилась вся Месопотамия. Стратиг Иоанн, посланный против арабов в Египет, погиб вместе со всем войском. Захватчики овладели Египтом до самой Александрии. Последние два года своей жизни Ираклий провел, запершись в своем дворце. Незадолго до смерти он короновал кесарем Ираклия, третьего сына Мартины(своей племянницы, на которой женился после смерти первой жены). Ираклий составил завещание: согласно его воле, Ираклий-младший и Константин, сын императора от первого брака, получили равную власть, а Мартина должна была ими почитаться как мать.
Во внешней политике Ираклий, естественно, один из лучших императоров Византийской империи. Победа над персами, спасла империю на время, но с другой, более серьезной агрессией императору не суждено было справится даже только в силу возраста. Лучшие умы Церкви в течение более двадцати лет доверяли политике Сергия и Ираклия, вполне понятно радуясь великой победе над персами и надеясь на новые шаги к единению. В конце жизни легендарный герой, победитель персов, стал дряхлым стариком, страдавшим от болезней.
Наверное, перед смертью ему вспоминались ставшие пророческими слова убитого им узурпатора Фоки: «Посмотрим, как ты будешь управлять империей лучше».
П. С.