Поминание родных в Церкви

О поминовении сродников

Светлой памяти
Антонины Семеновны Соколовской

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан, поминовение, Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого перед началом литургии (или накануне вечером) подаются в церкви записки с их именами (пишутся только крещеные, православные).

На проскомидии из просфор вынимаются частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии они опускаются в святую чашу и омываются Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов.

Поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.

Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», и пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например: митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, иерея Евгения, монахини Антонины, Александра, Елены).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например: Татианы, Андрея) и полностью (например: Михаила, Стефаниды).

Количество имен в записке не имеет значения, надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды храма или монастыря. Во избежание смущений следует помнить, что различие в сумме (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в денежном пожертвовании. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении.

Главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор.

Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Прихожане в миру могут указать в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Современный человек живет в безрелигиозном обществе, поэтому и смерть воспринимает как трагедию. В то время как для человека верующего — это всего лишь переход к иному образу бытия. Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается в молитвенном поминовении умерших.

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Поэтому умершие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви. Они сохраняют с нею и со всеми остальными ее чадами самое действительное, живое общение.

Другим основанием поминовения усопших является вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия. И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, потому что Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми.

В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Посредством богослужения и молитвы верующие вступают в таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва — главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга», — заповедует нам Господь.

Молитва о всех, особенно о близких, является долгом каждого православного христианина, потому что и о нем молятся. Потому-то он становится должником всех — и живых, и умерших. Умершие, не только праведные, но и грешные, продолжают молитву свою о собратиях, потому что молитва есть в то же самое время и выражение любви, а истинная любовь никогда не умирает.

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Например молебны бывают Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение).

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в третий, девятый, сороковой день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, дни рождения, тезоименитства).

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении их на литургии, необходимо непременно молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Александр А. Соколовский

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения