Вознесение Господне — путь к Богу

Вознесение Господне — путь к Богу

Ныне же нам надо безропотно нести свой крест, и не только безропотно, но с благодарностью и в терпении. Будем же его нести, будем искать и желать Духовного просвещения и будем надеяться твердо, что тогда даст нам Господь услышать, что спасение наше «через немного дней»

Антоний Храповицкий

Предназначение

Господь от начала был на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий. Сошел Господь на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу — туда, где пребывал и раньше.

Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать людям избавление от вечной смерти.

И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо.

Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.

И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.

«Не прикасайся ко Мне, — сказал воскресший Христос при своем явлении в пасхальное утро Марии Магдалине, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

Это слово Христово исполнилось в Его Вознесении.

Завершение земного служения Иисуса Христа и возвращение Его к Своему Отцу

Вознесение Иисуса Христа — это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, последнее завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия.

Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертию всего искупленого человечества и «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»(1 Кор. 15, 20), так славное вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством, есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: «И когда Я вознесен буду от себя, всех привлеку к Себе»(Ин. 12, 32), сказал Христос Спаситель.

В Ветхом Завете Илия был вознесён на небо. Он был отправлен в некую область, где и обитает в телесном и душевном упокоении.

Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог это осуществить без внешней помощи. Эту помощь оказали ему ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись...

Иисус Христос, как Сын Божий, не нуждался в стороннем содействии для своего Вознесения.

До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу: «Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только сшедший с небес»(Ин. 3:13). «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес»(Еф. 4:10).

Cв. Иоанн Златоуст разъясняет :

«Иисус Христос вознесся не при помощи кого-то, кто бы вел Его, но Сам шел этим путем. Илия не таким путем восшел, как Христос, он был вознесен посторонней силой, потому что человеческое естество не может идти не свойственным ему путем»

Как Бог Он пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род. И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов.

И «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2, 9). «Бог превознес Его и дал Ему имя, которое выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос — Господь, в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9-11).

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. Его последнее явление им на Елеонской горе, находящейся поблизости от Иерусалима, искупило все муки, всю тяжесть страшных дней, когда Он был предан на распятие. Его благословение всем им было и знаком прощения, и обещанием помощи в деле благовествования. Люди простые, не ученые, «не книжные», апостолы стали очевидцами и исполнения древних пророчеств Святого Писания, и слов Самого Учителя о том, что Ему предстоит «быть вознесену», подобно тому, как Моисей вознес змия в пустыне. —

На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя — Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1:9-12)»

Новый Завет точно определяет место и время Вознесения Христа: это произошло сорок дней спустя после Воскресения Христа («...явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» — Деян. 1:3); на горе Елеон («Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» — Деян. 1:12); вблизи Вифании : «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.» (Лк. 24:50-52)

В течение сорока дней бывали явления воскресшего Христа ученикам на земле, а теперь Он оставляет эту землю. Но оставляя землю, Он не отлагает принятое Им на этой земле наше человеческое тело, не снимает с Себя наше человеческое естество, но с ним, с человеческой душой и с человеческой плотью, восходит во славу Отчую.

Вознесением Христовым заканчиваются явления Воскресшего на земле. Христос теперь всецело входит в славу Свою. Он возвращается к Богу Отцу.

Святой Григорий Богослов говорит

«Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своей божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он вознесся, но по Божеству обладал и небом и землей»

Св. Димитрий Ростовский проповедует:

«Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным... Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо... Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцов и пророков Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им!»

Евангелист Лука изображает Вознесение Христа как событие очевидное и исторически достоверное. В отличие от предыдущих уходов Христа, являвшегося ученикам по воскресении Своем, когда Он покидал их внезапно, на сей раз, Христос возносился постепенно: «Он поднялся в глазах их», и облако покрыло Его..

Христос вознесся, ушел, чтобы дать людям возможность постигнуть истинную любовь и истинную христианскую жизнь.
Св. Димитрий Ростовский так говорит об этом так: «О, как радостна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»

Евангелие говорит, что уйдя от учеников, покинув их, Христос вновь и вновь в ответ на веру и любовь вступает с ними в общение во время собраний общины на молитву и преломление Хлеба (так в древности называли Причастие).

Значимость Вознесения

Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса в блаженное жилище всем уверовавшим в Него.

Св. Тихон Задонский воспевает:

«Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос-Глава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. „Завеса в храме разодралась“ в смерти Христовой (Мф. 27:51), и открылся путь и вход в Царство Небесное верным (Евр. 10:19-20)»

Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом:

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3); "..и где Я, там и слуга Мой будет«(Ин. 12, 26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Anостол Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр. 6, 20). Само слово «предтеча» означает: тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.

Говоря о значении вознесения Иисуса Христа, ап. Павел говорил, что «Христос вошел не в рукотворенное святилище,.. но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24).

Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу и чтобы быть нашим предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого Вознесения Господа на небо. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес», — говорит Господь (Ин. 3, 13)

Второе значение Вознесения — это прославление человеческого естества. Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия.

В Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), или как о возвращении к Отцу (Ин. 14, 28; 24, 5-16; 20, 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу, совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Свое Искупление человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба. Вся Его земная жизнь была прославлением Отца, но через самое уничижение Господь по Своему человечеству восходит к высшей славе, о которой Он и молился в Первосвященнической молитве «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой, прославит Тебя». (Ин. 17, I):

Таким образом, Вознесение Господа имело свое предназначение — Господь последний раз навестил Своих учеников. После этого Он уже не общался с ними в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Именно с Вознесения Он по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе ибо он «воссел одесную Отца».

Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, выражая победу добра над грехом и смертью. Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.

Как поучает апостол Павел: «...ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном»" (Кол. 3, 1-2).

Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь.

Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: «И се Аз с вами... во вся дни, до скончания века...» (Мф. 28, 20). Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни.

Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см.: Деян. 1: 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24: 30; Лк. 21: 27).

Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной» , - Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним. Он говорит нам — о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздухе(1Фес.4:17). Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Ибо своим Вознесением Господь свидетельствует, что всё Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.

Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, была обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем. Это — тот же самый путь, которым взошел Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Своей Церкви драгоценнейшее духовное наследие — Свое благословение

Как отмечал св. Григорий Палама «Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию»

Библиография:

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: ОБО, 1992
  • А. П. Лопухин Вознесение Господне
  • Митрополит Антоний Сурожский Вознесение Господне
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • Архиеп. Георгий (Вагнер). Вознесение Господне
  • Святитель Димитрий Ростовский (переложил на рус. яз. св. праведный Иоанн Кронштадтский)
  • Мысли митрополита Антония, записанные П.С.Лопухиным, Сремски Карловцы, 1937. 68 с.; Нью-Йорк, 1961

Александр А. Соколовски

2015 © Сайт Борисовское благочиние. Первый Борисовский церковный округ Борисовская Епархия Белорусская Православная Церковь,

активная cсылка на использованные материалы сайта обязательна, авторские материалы - только с разрешения автора

мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов

электронная почта info@blagobor.by или воспользуйтесь этой страницей для отправки сообщения