Имя Кирилла Туровского хорошо известно не только в нашей стране, во всех православных странах. Церковный деятель, проповедник, просветитель, мыслитель, писатель— все это в нем воедино и органично.
Имя Кирилла Туровского хорошо известно не только в нашей стране, во всех православных странах. Церковный деятель, проповедник, просветитель, мыслитель, писатель— все это в нем воедино и органично. Отдавая дань глубокого почтения и преклонения перед святителем, мы должны проникнуться его духовным подвигом, его вдохновению и желанию трудиться во славу Божию, беспримерной любви к Спасителю и готовностью пожертвовать собой, чтобы нести людям слово Господа.
Кирилл Туровский был одним из выдающихся личностей своего времени. С одной стороны, из скупых сведений о его жизни перед нами предстает образ покорного монаха — отшельника. С другой , мы видим человека, который своими знаниями превосходил многих своих современников. Он был видным богословом того времени, когда богословская мысль в Беларуси делала только первые шаги. Слава Кирилла как духовного наставника разошлась в Древней Руси еще в годы его жизни.
Святитель Кирилл родился в Турове в семье богатых родителей примерно в 30 -е годы XII века. Можно полагать, что первоначальное образование, по обычаю состоятельных родителей, он получил дома, а затем учился в школе. Есть известия о том, что в «Туровской епархии с самого начала оной, возникло в Турове училище, которое никогда не закрывалось, даже в период Унии». Данный факт весьма важен для истории белорусского образования — выходит, что почти за четыре века до эпохи Возрождения в Беларуси постоянно существовали школы, готовивших грамотных людей.
Кирилл в молодости, по сведениям летописцев, отверг «богатство и славы тленные мира сего, приобщившись божественных писаний и святых книг поучению». Он был знаком также с произведениями византийских отцов Церкви. В его произведениях видно влияние таких известных греческих богословов, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Георгий Амартол, Прокл и др. Этих авторов он мог прочитать и на греческом, и на славянском языках. Можно предположить, что греческий язык он знал хорошо. Туровско-Пинское княжество входило тогда в состав Киевской Руси, которая имела тесную связь с Византией. Туров был одним из богатых культурных центров. Здесь была епископская кафедра, несколько монастырей. В Турове жила княгиня Варвара, по происхождению гречанка. В ее окружение входило много ученых особ, которые могли оказать влияние и на Кирилла. Тем более, отец Кирилла, как многие считают, был приближенным к княжескому двору.
Уже в зрелые годы Кирилл решил полностью посвятить себя Богу и ушел в монастырь, отказавшись от обеспеченной жизни в миру и родительского наследства. Он принял монашеский постриг и священный сан и через некоторое время стал настоятелем одного из туровских монастырей, где вел строгий образ жизни. Обладая огромными творческими способностями, Кирилл начинает в монастыре свою наставническую деятельность, обучал монахов ( «поучая мних», как говорится в летописи), а также светских людей, ибо летописец не забывает добавить, что Кирилл «мнозем на ползу бысть». Кирилл учил монахов «быть подобными ризе: по своей воле творить, пока ее не надели, а после уже не мыслить своего, даже если разорвут ее на тряпье; быть может, как свеча, творящая по воле своей только до врат церковных, а потом не раздумывать, кто и как ее употребит».
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых — «Сказание о черноризском сане от Ветхого Закона и от Нового» — может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Великий подвиг требует великой жертвы. Стремясь к благоверному служению Церкви Христовой, и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп», то есть в полное уединение. Добровольно закрывшись в монашеской келье, предается духовному самосовершенствованию, молитвам и письменному творчеству. Именно в это время он написал большинство своих молитв и книг о духовной жизни, «многа Божественна Писания изложи».
Но, как часто бывает в подобных случаях, поиски одиночества имели совсем иной результат. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного князя. Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169). Как епископ, Кирилл Туровский, согласно слов летописца, «трудился много для Церкви Божьей». Новопоставленный иерарх умело управлял епархией, заботился о церковном благоустройстве, поучал в своих проповедях мирян и священников».
В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро — Суздальскую кафедру и попытался отделиться от Киевской митрополии. Кирил Туровский обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных настроений в Ростовской земле.
И все же жизнь богослова и просветителя ему была более близкой, чем главы епархии. Может поэтому он покинул епископскую кафедру ( до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и целиком посвятил себя написанию духовных сочинений.
Кирилл Туровский оставил бесценное богословское и литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных просветителей того времени. Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник слова, великолепно владевший образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало. Сочинения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви.
Его перу принадлежат слова — сказания, притчи про душу и тело, послания Василию, игумену Печерскому, каноны, исповедальные молитвы, проповеди на церковные праздники. Огромную духовную ценность представляют молитвы на всю седмицу: в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв — после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Каждая из этих молитв приурочена к святым лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах.
За свои таланты он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Сам он о себе смиренно говорил: " Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах" — всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову...Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь..., но вас, приходящих, хвалю и благословляю».
Скончался святитель Кирилл, как полагают, около 1183 года. Но его духовное наследие продолжало жить — переписывались притчи, сказания, заучивались наизусть молитвы. В 1569 году в Заблудове в «Евангелии учительном» напечатали «Слово на Вознесение», а в 1596 г. в Вильно выходит печатное издание молитв святителя Кирилла. Наиболее полное собрание сочинений Кирилла Туровского было издано Туровский епископом Евгением в 1880 году.
Русской Православной Церковью Кирилл Туровский причислен к лику святых.
История не оставила нам его портрета. Но в наставлении живописцам сказано «Преподобный отец наш Кирилл, епископ Туровский подобием надсед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата, проста, ризы святительския, в омофоре, в руках книга» Именно такой облик святителя вошел в века.
Александр Медельцов