Первородный грех в природе человека возник как результат грехопадения первого человека. Однако, после осуждения Адама Всемилостивый Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого.
Бог, обращаясь к Адаму и Еве, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над дьяволом и спасет от его власти весь человеческий род. В борьбе со злом и в новом приобретении человечеством рая будет участвовать не только Бог, но и сам человек своим личным усилием. Соучастие людей в деле спасения так же необходимо, как и действие Божественного всемогущества.
Для реализации своего обетования Бог избирает человека по имени Авраам, жившего в Месопотамии, в городе Уре Халдейском на территории современного Ирака.
Авраам
Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова и был простым кочевником, не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Он жил по законам тогдашнего времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. Это был обычный человек, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв.
Бог, избирая Авраама, желает восстановить утраченную религиозную связь с людьми, разрушенную грехопадением Адама и Евы и преступлениями последующих поколений. Бог вновь подтверждает Свое присутствие в человеческой истории. Бог обращается к Аврааму с призывом и обещанием:
«Иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 12. 1–2).
И Авраам совершает смелый поступок. Он оставляет свой дом и вместе со всем семейством, скотом и прочим имуществом отправляется через пустыню в землю Ханаанскую, которую указал ему Господь. Он следует в Ханаан (нынешняя Палестина), не имея для того никаких иных причин и оснований, кроме доверия к Богу. В ответ на эту веру, на это сыновнее послушание, Господь дает ему великое обетование.
Завет
Он заключает с Авраамом «Завет» — первый «Союз человека с Богом», получивший наименование «Ветхого, или древнего, завета». Бог обещает Аврааму благоденствие и многочисленное потомство (в то время у Авраама не было детей), а в ответ требует от Авраама веры и послушания. И Авраам верит Богу.
Господь же испытывает веру Авраама, причём весьма жестко. Однажды в семье Авраама происходит радостное событие. Наконец-то рождается ребенок. Авраам дает ему имя Исаак. Когда Исаак достигает отрочества, Бог призывает Авраама принести Ему (Богу) в жертву сына.
Все свои надежды Авраам связывал с Исааком. Ибо ведь и сам Завет — Союз Бога с человеком — основывался на том, что Авраам станет родоначальником многочисленного народа. И вдруг Бог, словно забыв о Завете с Авраамом, как бы искушает его, говоря:
«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение...» (Быт. 22. 2).
Авраам, безропотно отвечая на призыв Бога, берет своего сына и поднимается на осле на высокую гору.
Там складывает жертвенник, готовит дрова для сожжения, разводит огонь и, связав сына, возводит его на жертвенник. Когда Авраам заносит над головой своего сына нож, готовясь нанести смертельный удар, Бог останавливает его руку. Итак, он подтвердил всеми своими действиями верность Богу — вплоть до готовности отдать на смерть долгожданного своего сына.
И Бог, в награду за глубочайшую верность, благословляет Авраама потомством, на котором проявилось особое Божие благословение, ибо в наследниках Авраама надлежало жить вере в единого Бога.
Авраам — Адам
Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от Союза с Ним, то Авраам заключил Союз с Богом.
Адам предполагал строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на силы природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему Завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам — это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью.
И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, Отцом всех верующих людей. Бог, устанавливая Завет-Союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека.
Свободою как Божественным даром обладает каждый смертный. Однако участие в Завете-Союзе предполагает соблюдение для верующего совершенно конкретных условий. Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему. Вера есть непременное условие пребывания человека в Завете-Союзе с Богом.
Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу. Если Адам — первый ослушник Божественной воли, то Авраам свободно и сознательно подчинил себя воле Божией, пронеся верность Богу через самые суровые испытания.
Святитель Василий Великий называет «подвигом веры» готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие.
«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11. 8, 17, 19).
История Авраама помогает понять и осознать каждому, что и его отношения с Богом, его личный Завет-Союз с Творцом также могут проходить испытания и трудности.
Однако следует помнить, что даже в тяжких испытаниях и скорбях не должна помрачаться вера в Бога, ибо в ней — единственное наше спасение. И, быть может, история Авраама, чья покорность воле Божией простиралась до готовности принести в жертву единственного и любимого своего сына, поможет и нам в испытаниях жизни сохранить доверие к спасительному Промыслу Божию, послушание нашему Отцу Небесному и упование на Его Божью милость
Александр А. Соколовский