Этот вопрос надо рассматривать в двух аспектах — религиозном и историческом. Начнем с первого. Реальность жизни и деяний апостола Андрея Первозванного не подвергается никакому сомнению. Он упомянут в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (МК 3:18), от Луки (ЛК 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян 1:13). В библейской биографии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера, отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Согласно Евангелию от Иоанна, затем Андрей нашёл своего брата Симона (Петра) и тоже привёл его к Иисусу (Ин. 1:41). Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за Ним, оставив свои сети (Мф. 4:18–20).
Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки»(Ин. 6:8–9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу(Ин. 12:20–22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).
Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божьим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.
Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).
Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».
Апостол Андрей кончил жизнь мученически. Его распяли. Чтобы не было сопоставлением с Христом, он просил казнить его иначе, чем Учителя. Его распяли вниз головой и на косом кресте, который стали называть андреевским.
А теперь рассмотрим исторический аспект этого вопроса.
Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года». Но в них предание о жребии апостолов не связывается с крещением Руси. Так, митрополит Иларион писал: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла... Асия и Эфес, и Патмос — Иоанна Богослова. Индия — Фому, Египет — Марка... Похвалим же и мы... великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира»...[Слово о законе и благодати]. Более того, первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша».
Показателен и такой факт. «Повесть временных лет», где содержится описание путешествия апостола Андрея по Руси, кроме того, что христианские апостолы ее не посещали, в одном месте говорит об Андрее, а в другом месте текста под 6406 (896 ) годом первоучителем славян назван Павел [М. Х. Алешковский. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в Древней Руси. М.1971.с. 17].
Но уже с 1116 года Владимир Мономах, приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.
Однако, обратимся к самой «Повести временных лет».
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и приплыл устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И наутро встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий и воздвигнет бог многие церкви». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где после возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.[ «Повесть временных лет» в книге«Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969. С. 31]
Итак, весьма колоритное описание новгородской бани в изложении самого Андрея, выглядит значительно большим событием, чем благословение им Киевских гор и миссионерский отчет о поездке в Рим.
Но было ли само это путешествие Андрея из Крыма по Днепру, а оттуда в Рим через Новгород и Балтику? Вопросы важные. Они породили целую литературу.
Вдоль берегов Днепра, на берега Волхова, затем «в страну варягов» и наконец апостол «пришел в Рим». В этой легенде сплетено такое кружево из вымысла и реалий Древней Руси, что в ней нелегко разобраться, ухватить нить, создающую этот причудливый узор, — пишет доктор исторических наук Г. Прошин.
«Составитель маршрута вернул апостола в Синоп. Случайно ли маршрут Андрея сделан таким неопределенным после посещения апостолом Киева и земли ильменских славян? Можно только гадать, как апостол попадает в Рим. Полагают, что это было морское путешествие вокруг Европы и через Гибралтар в Средиземное море. Оснований для этого в тексте нет: автор легенды уберегался от возможной критики, он просто вернул апостола в Синоп, откуда тот и начал свое путешествие. И сразу стало неясно — недоказуемо,— ездил ли Андрей, то ли оставался в Синопе»[ Прошин Г. «Второе крещение» в книге «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 54].
Следует признать, что легенда составлена настолько тонко и точно, что с первого взгляда отвергнуть ее сложно. Отвергают ее не условия путешествия, а условия, в которых возник текст. Повторим, о путешествии Андрея на Днепр и Волхов сообщает единственный источник — «Повесть». Больше ни в каких летописях или иных источниках, в том числе раннехристианских (напомним, что апостол жил в I веке н.э.), ни в византийских или иных иностранных таких повествований нет.
«Для русской же церкви легенда об Андрее была очень нужна. Легенда направлена против греческой церкви. Точнее, она идейно укрепляет русскую церковь. Византия приняла крещение от Андрея Первозванного? Русь тоже благословлена им, следовательно, равная благодать и на греческой, и на русской церквах. В иерархии многочисленных христианских церквей определено, что только церковь, созданная Христом (а это значит — его учениками-проповедниками), апостольская церковь, вполне истинна. Эта церковь — мать христиан. Церкви же, не имевшие апостольского благословения, а принявшие религию через другие апостольские церкви, считались рангом ниже«.[ Прошин Г. «Второе крещение» в книге «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 56]
И в то же время подчеркнем, что, по «Повести временных лет», апостол Андрей нигде на Руси никого не крестил. Нестор-Летописец просто не мог вставить этой темы в свой рассказ. Был бы закономерен вопрос: есть ли хоть какие-нибудь следы прежнего христианства в Киеве и Новгороде? Объяснять дело давностью, тем, что со временем христианство забылось, с церковных позиций невозможно. Ведь Андрей послан на проповедь самим Христом, и если такое крещение оказалось недейственным во времени, то в религиозном понимании — под удар попадает проповедь ученика самого Христа, апостола — это было бы серьезной ошибкой автора легенды. Он ее и не совершил.
Легенда сконструирована очень направленно, а это позволяет определить время ее создания и цели, ради которых она была вписана в летопись. В ней заявлено величие Киева в нескольких словах, как моментальная зарисовка будущего города на холмах, и зарисовка эта хорошо соответствует облику Киева конца XI — начала XII века, то есть того времени, когда она была включена в «Повесть».
Вызывает сомнение ее достоверность и в том, что это предание могло дойти до Руси спустя 1000 лет. Поэтому вполне правдоподобным может быть факт вставки в «Повесть временных лет» рассказа о пребывании апостола Андрея Первозванного по указанию князя Владимира Монамаха. А этот рассказ мог быть сознательно придуман, так как повторимся, нигде в предыдущих летописях и т.д. он не упоминается.
В «Житии» Андрея есть какая-то глухая строчка о том, что апостол проповедовал у скифов. Отсюда и тянется ниточка рассказа о путешествии Андрея вверх по Днепру... На основании чего он мог сложиться, трудно понять. Церковные историки (хотя и не все, о чем скажем ниже)твердо держатся этой легенды. В светской науке путешествие не признается. Оно отвергалось еще Н. М. Карамзиным, выразившим осторожное «сомнение в истине» этого события.
Стоит отметить, что факт пребывания апостола Андрея на территории будущей Руси ставили под сомнения даже некоторые православные церковные историки. Среди них: митрополит Платон (Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский), академик, профессор МДА Е. Е. Голубинский, А. В. Карташёв и другие. Известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей (ок. 1465–1542) писал о русской земле: «се есть пустыня, понеже святые веры пусти беша и иже божественнииапостоли в них не проповедаша, но последи всех просветися на них благодать Божия».
Преподобный Иосиф Волоколамский (1440–1515) в своём «Просветителе» ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедовал христианства в русской земле? и отвечал так: «возбранен бысть от Св. Духа. Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сия несказанна».
Однако в церковной среде широко распространено и другое мнение. Некоторые склонны считать предание об апостоле Андрее правдивым. Так, историк церкви, митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) замечает по этому поводу: «Предание о благовестии святого Андрея даже во внутреннейших областях нашего отечества не заключает в себе ничего невероятного и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».
Легенда долгие века служила государственным интересам России. В XVI веке ее использовал в переговорах с папским послом Иван Грозный. Беседуя о греческой и римской церквах, царь заметил, что вера на Руси не от греков, а от апостола Андрея, что русская церковь — апостольская. Аргумент снимал политические претензии Ватикана, так же как ранее Константинополя.
В XVII веке, при реформах Никона, келарь Троицкий Арсений Суханов, посланный на Афон, в Палестину и т. д. для приобретения «истинных» книг, вел богословский спор. Речь шла о преимуществе «веры греческой». Келарь парирует тем же образом: и греки, и русские веру приняли одинаково, от Андрея.
В XVIII веке, уже в Российской империи, вновь встает вопрос об апостоле Андрее. Петр I учреждает орден Андрея Первозванного. Легенда обретает новый, государственный смысл. Андрей, по евангельской легенде, рыбак, следовательно, покровитель тех, кто плавает. В России XVIII века, где одной из важнейших забот был возврат Балтики, древняя легенда обретала особый смысл. В новой столице —Петербурге один из первых соборов — Андреевский. Андреевский косой крест помещается на русский военно-морской флаг, и на два столетия становится символом русской морской славы. На знаке же ордена Андрея Первозванного на концах андреевского креста стояли буквы: SAPR (SanctusAndreaspatronasRussiae —Святой Андрей— покровитель России).
Таким образом, на вопрос: «Был ли на Руси апостол Андрей Первозванный?» ответ может быть двузначным. Бесспорным остается лишь факт, что веру наши предки приняли не от Андрея в I веке, Крещение Руси произошло значительно позже, в конце Х века киевским князем Владимиром Святославичем. А легенда о посещении Руси апостолом создана в период, когда Русская Православная Церковь сопротивлялась стремлению Византии идейно и политически подчинить ее и государство русское своему влиянию, установить над ними свое господство.
Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси