Начало Православной Руси. 5.Был ли на Руси апостол Андрей Первозванный?

Изображение
Image

Этот вопрос надо рассматривать в двух аспектах — религиозном и историческом. Начнем с первого. Реальность жизни и деяний апостола Андрея Первозванного не подвергается никакому сомнению. Он упомянут в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (МК 3:18), от Луки (ЛК 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян 1:13). В библейской биографии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера, отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Согласно Евангелию от Иоанна, затем Андрей нашёл своего брата Симона (Петра) и тоже привёл его к Иисусу (Ин. 1:41). Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за Ним, оставив свои сети (Мф. 4:18–20).

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки»(Ин. 6:8–9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу(Ин. 12:20–22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божьим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).

Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».

Апостол Андрей кончил жизнь мученически. Его распяли. Чтобы не было сопоставлением с Христом, он просил казнить его иначе, чем Учителя. Его распяли вниз головой и на косом кресте, который стали называть андреевским.

А теперь рассмотрим исторический аспект этого вопроса.

Предание о жребии апостолов было известно на Руси с момента появления здесь христианства. В 1051 году о нём пишет киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Также предание было внесено в «Изборник Святослава 1076 года». Но в них предание о жребии апостолов не связывается с крещением Руси. Так, митрополит Иларион писал: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла... Асия и Эфес, и Патмос — Иоанна Богослова. Индия — Фому, Египет — Марка... Похвалим же и мы... великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира»...[Слово о законе и благодати]. Более того, первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша».

Показателен и такой факт. «Повесть временных лет», где содержится описание путешествия апостола Андрея по Руси, кроме того, что христианские апостолы ее не посещали, в одном месте говорит об Андрее, а в другом месте текста под 6406 (896 ) годом первоучителем славян назван Павел [М. Х. Алешковский. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в Древней Руси. М.1971.с. 17].

Но уже с 1116 года Владимир Мономах, приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.

Однако, обратимся к самой «Повести временных лет».

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни — устье Днепра, и за­хотел отправиться в Рим, и приплыл устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И наутро встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет го­род великий и воздвигнет бог многие церкви». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помо­лился богу, и сошел с горы этой, где после возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Уди­вительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом коже­венным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, чуть жи­вые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.[ «Повесть временных лет» в книге«Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969. С. 31]

Итак, весьма колоритное описание новгородской бани в изложении самого Андрея, выглядит значительно большим событием, чем благосло­вение им Киевских гор и миссионерский отчет о поездке в Рим.

Но было ли само это путешествие Андрея из Крыма по Днепру, а оттуда в Рим через Новгород и Балтику? Вопросы важные. Они породили целую литературу.

Вдоль берегов Днепра, на берега Волхова, затем «в страну варягов» и наконец апостол «пришел в Рим». В этой легенде сплетено такое кружево из вымысла и реалий Древней Руси, что в ней нелегко разобраться, ухватить нить, создающую этот причудливый узор, — пишет доктор исторических наук Г. Прошин.

«Составитель маршрута вернул апостола в Синоп. Слу­чайно ли маршрут Андрея сделан таким неопределенным после посещения апостолом Киева и земли ильменских славян? Можно только гадать, как апостол попадает в Рим. Полагают, что это было морское путешествие во­круг Европы и через Гибралтар в Средиземное море. Ос­нований для этого в тексте нет: автор легенды уберегал­ся от возможной критики, он просто вернул апостола в Синоп, откуда тот и начал свое путешествие. И сразу стало неясно — недоказуемо,— ездил ли Андрей, то ли оставался в Синопе»[ Прошин Г. «Второе крещение» в книге «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 54].

Следует признать, что легенда составлена настоль­ко тонко и точно, что с первого взгляда отвергнуть ее сложно. Отвергают ее не условия путешествия, а условия, в которых возник текст. Повторим, о путешествии Андрея на Днепр и Волхов сообщает единственный источник — «Повесть». Больше ни в каких летописях или иных источниках, в том числе раннехристианских (напомним, что апостол жил в I веке н.э.), ни в византийских или иных иностранных таких повествований нет.

«Для рус­ской же церкви легенда об Андрее была очень нужна. Легенда направлена про­тив греческой церкви. Точнее, она идейно укрепляет рус­скую церковь. Византия приняла крещение от Андрея Первозванного? Русь тоже благословлена им, следова­тельно, равная благодать и на греческой, и на русской церквах. В иерархии многочисленных христианских церк­вей определено, что только церковь, созданная Христом (а это значит — его учениками-проповедниками), апо­стольская церковь, вполне истинна. Эта церковь — мать христиан. Церкви же, не имевшие апостольского благо­словения, а принявшие религию через другие апостоль­ские церкви, считались рангом ниже«.[ Прошин Г. «Второе крещение» в книге «Как была крещена Русь». М. 1988 с. 56]

И в то же время подчеркнем, что, по «Повести временных лет», апостол Андрей нигде на Руси никого не крестил. Нестор-Летописец просто не мог вставить этой темы в свой рассказ. Был бы закономерен вопрос: есть ли хоть какие-нибудь следы прежнего христианства в Киеве и Новгороде? Объяснять дело давностью, тем, что со вре­менем христианство забылось, с церковных позиций не­возможно. Ведь Андрей послан на проповедь самим Хри­стом, и если такое крещение оказалось недейственным во времени, то в религиозном понимании — под удар попа­дает проповедь ученика самого Христа, апостола — это было бы серьезной ошибкой автора ле­генды. Он ее и не совершил.

Легенда сконструирована очень направленно, а это позволяет определить время ее создания и цели, ради которых она была вписана в летопись. В ней заявлено величие Киева в нескольких словах, как моментальная зарисовка будущего города на холмах, и зарисовка эта хорошо соответствует облику Киева конца XI — начала XII века, то есть того времени, когда она была вклю­чена в «Повесть».

Вызывает сомнение ее достоверность и в том, что это предание могло дойти до Руси спустя 1000 лет. Поэтому вполне правдоподобным может быть факт вставки в «Повесть временных лет» рассказа о пребывании апостола Андрея Первозванного по указанию князя Владимира Монамаха. А этот рассказ мог быть сознательно придуман, так как повторимся, нигде в предыдущих летописях и т.д. он не упоминается.

В «Житии» Андрея есть какая-то глухая строчка о том, что апостол проповедовал у скифов. От­сюда и тянется ниточка рассказа о путешествии Андрея вверх по Днепру... На основании чего он мог сложиться, трудно понять. Церковные историки (хотя и не все, о чем скажем ниже)твердо держатся этой легенды. В светской науке путешествие не признается. Оно отвер­галось еще Н. М. Карамзиным, выразившим осторожное «сомнение в истине» этого события.

Стоит отметить, что факт пребывания апостола Андрея на территории будущей Руси ставили под сомнения даже некоторые православные церковные историки. Среди них: митрополит Платон (Левшин), архиепископ Филарет (Гумилевский), академик, профессор МДА Е. Е. Голубинский, А. В. Карташёв и другие. Известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей (ок. 1465–1542) писал о русской земле: «се есть пустыня, понеже святые веры пусти беша и иже божественнииапостоли в них не проповедаша, но последи всех просветися на них благодать Божия».

Преподобный Иосиф Волоколамский (1440–1515) в своём «Просветителе» ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедовал христианства в русской земле? и отвечал так: «возбранен бысть от Св. Духа. Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сия несказанна».

Однако в церковной среде широко распространено и другое мнение. Некоторые склонны считать предание об апостоле Андрее правдивым. Так, историк церкви, митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882) замечает по этому поводу: «Предание о благовестии святого Андрея даже во внутреннейших областях нашего отечества не заключает в себе ничего невероятного и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».

Легенда долгие века служила государственным инте­ресам России. В XVI веке ее использовал в переговорах с папским послом Иван Грозный. Беседуя о греческой и римской церквах, царь заметил, что вера на Руси не от греков, а от апостола Андрея, что русская церковь — апо­стольская. Аргумент снимал политические претензии Ва­тикана, так же как ранее Константинополя.

В XVII веке, при реформах Никона, келарь Троицкий Арсений Суханов, посланный на Афон, в Палестину и т. д. для приобретения «истинных» книг, вел богослов­ский спор. Речь шла о преимуществе «веры греческой». Келарь парирует тем же образом: и греки, и русские веру приняли одинаково, от Андрея.

В XVIII веке, уже в Российской империи, вновь вста­ет вопрос об апостоле Андрее. Петр I учреждает орден Андрея Первозванного. Легенда обретает новый, государ­ственный смысл. Андрей, по евангельской легенде, ры­бак, следовательно, покровитель тех, кто плавает. В России XVIII века, где одной из важнейших забот был возврат Балтики, древняя легенда обретала особый смысл. В но­вой столице —Петербурге один из первых соборов — Андреевский. Андреевский косой крест помеща­ется на русский военно-морской флаг, и на два столетия становится символом русской морской славы. На знаке же ордена Андрея Первозван­ного на концах андреевского креста стояли буквы: SAPR (SanctusAndreaspatronasRussiae —Святой Анд­рей— покровитель России).

Таким образом, на вопрос: «Был ли на Руси апостол Андрей Первозванный?» ответ может быть двузначным. Бесспорным остается лишь факт, что веру наши предки приняли не от Андрея в I веке, Крещение Руси произошло значительно позже, в конце Х века киевским князем Владимиром Святославичем. А легенда о посещении Руси апостолом создана в пе­риод, когда Русская Православная Церковь сопротивлялась стремлению Византии идейно и политически подчинить ее и государство русское своему влиянию, установить над ними свое господство.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси