Пастыри бытчанские

В современном агрогородке Бытча Борисовского района стоит на возвышенности древний храм Святой Троицы. Этот памятник православного каменного зодчества 1891 года строения. Храм и его прихожане были свидетелями многих событий в истории нашего народа. Не были никогда в стороне и православные пастыри-настоятели, всегда в гуще событий, прямые участники, деятельные созидатели-просветители, труженики.

История этой общины верующих во Христа насчитывает многие сотни лет. Изучение глубин истории корней бытчанской веры еще ждет своего исследователя. Мы же попытаемся приоткрыть завесу и заглянуть в историю прихода через призму биографий его пастырей в период с 1859 по 1920 года. Такой временной отрезок обусловлен простым мотивом доступности исторического материала в церковной периодике по «житиям» священников-настоятелей каменного храма. Ведь первый каменный храм появился не в 1891, а в 1868 году (Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. II: Борисовский уезд. Минск, 1879. С. 194).

Какие же священники несли свой крест пастырства на Бытчанской земле в указанный период?

Протоиерей Иоанн Проволович 1859 г. – 23.01.1868 г.

Иерей Василий Радкевич 23.01.1868 г. – 01.04.1874 г.

Иерей Феодор Адамович 10.05.1874 г. – 16.02.1910 г.

Иерей Илларион Пастернацкий 01.07.1910 г. – 16.07.1910 г. (МЕВ 1910, № 12, С. 132 и МЕВ 1910, № 13/14, С. 141)

Иерей Илларион Бразовский 16.06.1910 г. – 1920 г.

 

Минский протоиерей Иоанн Проволович

Отец Иоанн Проволович родился в 1833 году в семье дьячка села Павловичи Бобруйского уезда Проволовича Михаила. Духовное образование получил в Минской семинарии, которую окончил со званием «студента» в 1857 году. В ноябре того же года был рукоположен в диакона, а 21 числа во священника. С его первым приходом возникают вопросы, так как Радчицкий храм Борисовского уезда, указанный как место его первого пастырского опыта (МЕВ 1900, № 20, С. 421), в Борисовском уезде по данным ведомостей не существовал. Но зато такой приход храма Рождества Пресвятой Богородицы 1841 года строения был в Пинском уезде (Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. VI: Пинский уезд. Минск, 1879. С. 166)

Пребывание на первом приходе продлилось не долго. В 1859 году молодого пастыря переводят служить в церковь Святой Троицы села Бытчи Борисовского уезда. На этом приходе отец Иоанн проявит яркие качества педагога, руководителя-хозяйственника, благодаря которым его приметит епархиальное начальство, что в последствии сыграет важную роль в его дальнейшем пастырском пути.

С 5 августа 1859 года он, исполняя непосредственные обязанности священника, работал и законоучителем Бытчанского училища при местном храме. А с 1863 года при Бытчанском народном училище (МЕВ 1900, № 20, С. 421). С 12 октября 1866 года его назначили управляющим Борисовским благочинием.

Придя на приход, отец Иоанн получил в наследство старый деревянный храм из униатского прошлого. Тут и проявились его организаторские и хозяйственные качества неравнодушного пастыря. Он не стал ждать «манны небесной» и иного «самопроизвольного чуда». А планомерно, но системно, решил с помощью Божьей вопрос о постройке нового храма. Начало строительства нового каменного храма пришлось на 1862 год. И хотя уже в 1863 году храм был готов, его окончательное возведение и освящение состоялось в 1868 году (https://hram-bytcha.com/istoricheskaya-spravka)

23 января 1868 года отца Иоанна перевели в Борисов служить священником собора Воскресенья Христова. Так же его назначили благочинным. К этому моменту после пожара 1865 года вся воскресенская община ютилась в малом, холодном и старом кладбищенском храме святого Андрея Юродивого. Разделил все тяготы и новый помощник настоятеля.

В борисовский период священник Иоанн продолжил преподавательскую работу. Он вел Закон Божий в Борисовском уездном училище. Он же основал школу грамотности в борисовской тюрьме, где преподавал Закон Божий и иное (МЕВ 1870, № 3, С. 21)

В 1869 году 10 мая указом № 2112 Св. Синода был награжден скуфьей. Будучи директором Борисовского отделения губернского комитета попечительного о тюрьмах общества, за усердное и живое участие, в 1870 году ему была объявлена благодарность вице-президентом комитета и епископом Александром с занесением в личное дело. 8 августа того же года иерея Иоанна Проволовича перевели служить священником в Минский кафедральный собор (МЕВ 1870, № 16, С.213)

В Минске отец Иоанн прослужил 30 лет. Три десятка насыщенной и плодотворной жизни и деятельности. С 27 марта 1872 года он работал законоучителем 1-го Минского приходского училища. С 1871 по 1877 год состоял в правлении Минского духовного училища. 1 ноября 1872 года состоял в Епархиальном Попечительстве. В 1871, 1886, 1887 был в составе ревизионных комиссий по проверке экономической деятельности Минской духовной семинарии (МЕВ 1900, № 20, С. 422)

8 апреля 1873 года был награжден камилавкой. 27 января 1874 года был назначен редактором Минских епархиальных ведомостей, преподавателем русской истории и географии в женском училище девиц духовного звания. 21 июня 1874 года указом Св. Синода за № 1816 его назначили штатным членом Минской духовной консистории (МЕВ 1874, № 12, С. 201). С 1875 года член Строительного комитета по ремонту и перестройке Минского духовного училища, Секретарь Минского благотворительного общества. В 1881 году удостоили права ношения золотого наперсного креста с украшениями за 10-летнюю службу членом правления окружного училища и семинарии.

23 декабря 1883 года, уволили из консистории и назначили настоятелем минской кладбищенской церкви (МЕВ 1900, № 20, С. 424)

С 1 сентября 1886 года был избран благочинным церквей городского округа (МЕВ 1900, № 20, С. 423). 12 апреля 1887 года возвели в сан протоиерея. В 1888 году наградили орденом св. Анны 3 степени. Имел опыт работы духовным следователем в 1889 году. С 26 июля 1891 года нес послушание благочинного нового объединённого благочиния 1 округа Минского уезда 15 мая 1891 года наградили орденом св. Анны 2 степени. В 1896 году – орденом св. Владимира 4 степени.

Такая напряженная работа требовала от протоиерея Иоанна полной самоотдачи. Среди современников он был известным трудоголиком. Это в свою очередь привело к надрыву его природного здоровья. Попытки восстановить жизненные силы не дали результатов и 19 сентября 1900 года на 67 году жизни и 43-летии священства он почил (МЕВ 1900, № 20, С. 420).

Иерей Василий Радкевич

О пути и служении отца Василия по материалам Минских епархиальных ведомостей мы знаем мало.

Родился Василий Родкевич в 1835 году. Из короткой заметки некролога так же знаем, что он отлично учился в семинарии, о чем свидетельствует звание «студента», данное ему по окончании обучения. 21 ноября 1858 года он принимает священный санМы не знаем на каких приходах 10 лет до Бытчи служил иерей Василий. Священником он прошел путь равный 16 годам, из них 6 лет он посвятил приходу Святой Троицы в селе Бытча Борисовского уезда: с 1868 по 1874.

Время служения отца Василия на Бытчанском приходе совпало с освящением в 1868 году нового каменного храма. 1 апреля 1874 года его перевели на Гнездиловичский приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы (МЕВ 1874, № 7, С. 120–121). Но через два с половиной месяца 17 июня того же года в возрасте 39 лет он скоропостижно умер (МЕВ 1874, № 13, С. 221). Его вдова Юлия Радкевич работала просфирнею с 1876 года в Бытче без жалования, но имела право пользоваться землей. Так же ведомости называют имя сына отца Василия Ксенофонта, окончившего в 1885 году Минскую семинарию. Знаем и имя дочери иерея Ксенофонта, и внучки отца Василия Лидия.

Иерей Феодор Адамович

Отец Феодор прослужил в Бытче ровно 30 лет. Это большой промежуток времени, за который он пережил рождение своих детей, а также тяжелую ситуацию с каменным храмом, оказавшимся закрытым из-за аварийности. Он прошел это, построив собственноручно, за свои личные средства новый деревянный теплый храм. Казалось, что ситуация давала повод опустить руки поддавшись течению уныния, впасть в печаль и бездействие. Но наш пастырь не только, как видим, не пал духом, но и всем прихожанам показал крепкий пример силы веры и трудолюбия. Что в будущем принесло плоды в виде строительства нового каменного храма на месте прежнего аварийного.

Он был видным педагогом и просветителем, неоднократно удостаивался от епархиального начальства благодарностей по этому поводу (МЕВ 1892, № 18, С. 532–533; МЕВ 1898, № 3, С. 31–32; МЕВ 1899, № 15, С. 331)

По дате окончания семинарии, можем предположить, что родился Феодор приблизительно в промежутке с 1848–1850 гг. Родом он был из Слуцка. Родился и рос в семье слуцкого дьячка. Учился в Минской семинарии с 1863 по 1869 гг. Живой эпизод находим в официальных ведомостях 1868 года. Просто таблица с именами студентов, которые опоздали с Рождественских каникул. Федор пропустил два дня и ему начислили штраф 50 копеек. Он не явился вовремя с каникул, проведя их в селе Узляны Игуменского уезда у местного священника. Почему не дома с родителями? На этот вопрос дает ответ заметка ведомостей 1869 года. Его отец к окончанию Федором семинарии в 1869 году уже числился умершим.

По окончании семинарии со вторым разрядом, Федор Адамович не сразу стал священником. Лишь 26 августа 1871 года он принял рукоположение во иерея и был назначен на свой первый приход Матвеевичской церкви Игуменского уезда (МЕВ 1871, № 35, С. 273). Но на первом приходе он прослужил два года, после чего 15 ноября 1873 года его благословили служить в Мхеринской церкви Борисовского уезда (МЕВ 1873, № 23, С. 404). По неизвестным причинам его настоятельство на данном приходе продлилось полтора месяца. 1 января 1874 года его назначили на предыдущий приход. А через пять месяцев 10 мая 1874 года его назначили настоятелем храма Святой Троицы в селе Бытча Борисовского уезда (МЕВ 1874, № 10, С. 171).

Пять лет назад отец Федор еще был семинаристом, а теперь ему молодому пастырю пришлось принять приход с одной, но фундаментальной в буквальном смысле проблемой. Ведомости за 1875 год описали летнюю поездку епископа по приходам Борисовского уезда. Бытчанский храм был охарактеризован аварийным по причине бракованного строительного материала и допущенных ошибках в строительных работах (МЕВ 1875, № 20, С. 563). А в описании храма за 1879 год читаем дополнительные данные о том, что из-за того, что в стенах не были сделаны надлежащие скрепы по ним пошли большие трещины. Храм описали как аварийный (Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. II: Борисовский уезд. Минск, 1879. С. 194)

Такое наследство многих бы отпугнуло и удручило. Но что читаем в новостях? Во-первых, что отец Феодор «не сбежал» от проблемы, продолжил нести послушание настоятеля, решал обыденные вопросы жизни прихода. Во-вторых, он, не дожидаясь решений комиссий и их членов, взял и сам построил в 1882 году рядом с аварийным храмом деревянную теплую церковь святителя Николая, на что потратил 620 рублей. Такое вот чудо человеческой веры. За этот поступок отца Феодора одарили благодарностью от епископа. Через год каменный храм закрыли и вовсе.

В 1888 году наконец начали строительство новой каменной церкви на месте старой аварийной. Длилось строительство до 1891 года.

Такое благополучное разрешение ситуации с храмом воодушевило не только местных прихожан. За 1892 год читаем заметку о том, что капитан лейб-гвардии Гренадерского полка Степан Адамович вместе с прихожанином церкви в селе Бытча Карпом Мигуцким предприняли инициативу по сбору средств для нового построенного храма (МЕВ 1892, № 4, С. 75–76)

В 1893 году отец Феодор снова становиться участником объявления благодарностей от правящего архиерея в связи с тем, что он пожертвовал на починку Никольской деревянной церкви 275 рублей 56 копеек. В 1899 году 25 мая его наградили фиолетовой бархатной скуфьей. В 1904 году – камилавкой. Умер отец Феодор 16 февраля 1910 года (МЕВ 1910, № 6, С. 76–77).

 

Иерей Иларион Бразовский

Говоря о последнем дореволюционном настоятеле каменного храма Святой Троицы в селе Бытча иерее Иларионе, стоит упомянуть, что согласно данным ведомостей, до него 15 дней «на бумаге» настоятелем храма числился иерей Иларион Пастернацкий. Не вдаваясь в подробности причин таких передвижений священника, скажем лишь то, что он пострадал от клеветников, и история эта длилась даже до 1917 года.

Минские епархиальные ведомости не раскрывают подробно и в красках «житейский путь» отца Илариона Бразовского. Что мы знаем? Что он учился в Пинском духовном училище с 1892 по 1896 (МЕВ 1892, № 22, С. 629). С 1896 по 1903 получил богословской образование в Минской семинарии. Он проучился на год больше так как по какой-то болезни его оставили на повторный курс в IV классе. В 1904 году 22 июня ему предоставили псаломщицкое место при Койдановской церкви Минского уезда. Однако по неизвестной причине он так и не явился к месту служения.

6 сентября того же года ему предоставлено место священника Оздамичской церкви Мозырского уезда (МЕВ 1904, № 18, С. 330). 1 октября его хиротонисали во диакона, а 2 октября в иереи. На данном приходе отец Иларион прослужил три года. 1 марта 1907 года его назначили настоятелем Рубельской церкви Мозырского уезда (МЕВ 1907, № 6, С. 75).

В 1908 году его наградили набедренником. В 1909 – благодарностью за усердное отношение к церковно-школьному делу. И на этом приходе он пробудет три года. Уже 2 июня 1910 года его назначили священником Дудичской церкви Игуменского уезда вместо отца Илариона Пастернацкого (МЕВ 1910, № 12, С. 132 МЕВ 1910, № 12, С. 132). Но 16 июня 1910 его определили служить настоятелем в Бытчу (МЕВ 1910, № 13/14, С. 141). Отец Иларион уделял важное значение образованию, о чем свидетельствуют благодарности, и укреплению народного благочестия. Так, в 1912 году он организовал крестный ход с перенесением святого образа святителя Николая Чудотворца из деревни Ляховка в Бытчу. Это событие было сопровождаемо многочисленными молитвами и песнопениями, по пути произносились проповеди. В 1914 году его наградили скуфьей, а в 1920 году – камилавкой. Эта новость последнее упоминание в ведомостях об настоятеле Бытчанской церкви.

Иерей Антоний Семилет