Продолжение, первая часть, вторая часть
...
Антропология святителя отражает общее для всех святых отцов учение Церкви о человеке как о высшем творении Божием. Как уже отмечалось уникальность и высота человеческого достоинства заключается в том, что он один только создан по образу и подобию Божию. Причем, образ Божий и Его подобие, которое еще предстоит достигнуть, свт. Кирилл мыслит, как способность и призвание управлять всеми другими созданиями, как видимого мира, так и невидимого. В своем существе, по мысли святителя, человек состоит из двух составляющих: души и тела. На дух как отдельную
часть человеческой природы он не указывает. И в этом вопросе святителя можно отнести к той части святых отцов, которые в антропологии придерживались не трихотомии человеческого существа, а его дихотомии.
Наиболее же необычным является учение свт. Кирилла Туровского о том, что при творении человека его тело было сотворено раньше, чем его душа. Если речь идет о творении Адама, то здесь видно лишь буквальное понимание Священного Писания. Однако, когда святитель говорит о том, что в утробе матери Бог из семени сначала созидает тело, а через пять месяцев творит и душу, — в этом можно увидеть уже особую оригинальность его антропологии, хотя отголоски подобных мыслей также имели место быть в святоотеческом учении.
Сотериология является важнейшим стержнем богословия свт. Кирилла. Его учение о спасении, даруемом Христом, ни в коем случае не является примитивным, в отличие от многих средневековых теорий об искуплении, и в нем русский византинизм предстает в лучшем виде.
Святитель последовательно излагает в своих трудах учение о спасении человека после его грехопадения. Господь, любя праведников и милуя грешников, захотел взыскать Свое заблудшее творение и спасти погибших . И Единый от Святой Троицы «Сын послушав Отца, Бог сы бысть человек» родившись во плоти на земле от Пречистой Девы Марии Через Свое воплощение Господь Иисус Христос обновил наше человеческое естество
В творениях святителя можно увидеть мысли и о кенотическом моменте воплощения. Мистическое же значение искупления истолковывается через противопоставление двух Адамов, Второй из которых искупает падение первого.
Находим у святителя такой круг идей, который может считаться собственно восточным, или византийским представлением о спасении, даруемого Христом, это — представление о Христе, борющимся с бесовскими силами и разрушающим, или «опустошающим» ад. Разумеется, это должно считаться заключительным актом дела искупления, возможным только благодаря страданию и смерти на кресте.
В домостроительстве спасения человеческого рода центральное место занимает воскресение Христа. За победоносным воскресением Христа последовало Его славное и для нас спасительное вознесение — вознесение в Троическую Жизнь воспринятой Им в ипостасное единство человеческой плоти.
В деле спасения необходимо действие Духа Святого.Утешитель Дух Святой, как учит свт. Кирилл Туровский, утверждает всех взыскующих спасения, освящает души , «всем дающи ицеление от греховных недуг».
Желающему спасения и ищущему его помогает благодать Божия, «дарованая обильно человечьскому роду» В молитве в субботу по вечерни святитель говорит, что человека Бог промыслительно «всеми образы ведет ко спасению» . И ко всему тому, что помогает человеческому спасению, свт. Кирилл Туровский относит Таинства Церкви, Священное Писание, молитву, заповеди, а также данный каждому православному христианину при
крещении Ангел-Хранитель.
Главной мыслью экклезиологических взглядов свт. Кирилла является та, что Церковь есть матерь, которая рождает верующих во Христе и окормляет тех, кто живет в ней. Церковь, — говорит святитель, — является для всех открытой. Она имеет искусных строителей: патриархов, митрополитов, епископов, игуменов, иереев и всех церковных учителей, которые «верою и чистотою ближнии Богу створишася и приемлют Святаго
евангельскаго в неделю 4-ю по Пасце Духа благодатию различныа дары учению, исцеление по мере дара Христова» . Т. е. церковные иерархи — это строители Дома Господня, наставники и хранители Святых Таин. При этом одним из самых страшных грехов, который свт. Кирилл отмечает в своих творениях, является недостойное принятие на себя священного сана.
В своей эсхатологии свт. Кирилл Туровский примечателен тем, что, в отличие от многих других древнерусских мыслителей, он в большей мере задается не историософскими вопросами, но догматическо-богословскими.
Касаясь эсхатологии (в частном масштабе), святитель, согласно учению Церкви, разделяет понятие частного суда, который происходит непосредственно после смерти человека, и Страшного, который будет в конце времен.
Учит свт. Кирилл, что душа разлучается с телом лишь волей Божией, и сразу после смерти, если речь идет о грешном человеке, его душа не будет претерпевать мучений, а только лишь после Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда. В описании же самого Пришествия Христова, Всеобщего Воскресения и Суда святитель основывается на евангельском повествовании. Лишь в одном из Слов говорится о местах пребывания уверовавших во Христа ветхозаветных людей после изведения их из ада: Рай, Едем, лоно Авраамово, пребывание в свете на водах упокоения — такие степени блаженства различает свт. Кирилл, не указывая, однако, тому оснований. Также в его трудах мы не найдем подробного описания райского блаженства, которое наследуют спасенные люди, но из всех категорий, принадлежащих последнему, он выделяет самое главное, на его взгляд, свойство — радость.
Более полно и подробно святитель останавливается на том, что ожидает грешника в будущем: «студ», «тма кромешняя, вечная», «не усыпающии червь ядовитыи», «не угасающии пламень». В то же время, он не ограничивается только этими заимствованиями из Евангелия и старается их дополнить некоторыми другими художественными образами, такими как, например, «тля» или «гроза»: «...о мне постонут муки вся: тля и червие ожидающе моего телеси, огнь и гроза обиати ми душю. Наветник диавол о мне хвалится» В этой фразе святитель строго распределяет категории геенских мук на вещественные и невещественные: тля и червь как символы физического тления воздействуют на физическую природу человека — его тело, а огонь и гроза как принадлежащие месту невещественному имеют влияние на духовную — душу. Интересно, что определяя огонь как один из составляющих ада, свт. Кирилл Туровский констатирует отсутствие света в преисподней, употребляется даже такое выражение как «тьма несветимая» Свет определяется свт. Кириллом как категория, принадлежащая не огню, а Богу: «Иисусе Христе, благодателю, заре Отча, Свете неприкосновенный, просвети омрачннии мои очи» Царству Небесному: «...да приимут мя праведнии... в невечернии свет» святым: «Святый архангеле Гаврииле... освяти ми душю, омеркшую грехи многими».
Учение о Богопознании у свт. Кирилла Туровского состоит в следующем: до конца постичь сущность Бога человеческий разум не в силе, поэтому настоящее познание Бога по сути является незнанием, или «глубиной неразумия» как пишет святитель. Разум скорее может познавать Бога не через позитивные определения, а через отрицательные, которые указывают на то, чем Бог не есть. Чтобы богословски показать это, свт. Кирилл при описании Господа прибегает к определениям апофатического богословия: «...Творче небесе и земли, безначальне, невидиме, неодержиме, неисписанне, неизменне...»
Вслед за отцами восточного богословия, высказываются мысли и в русле катафатического богословия о познании силы и величия Творца через творение. В «Притче о слепце и хромце» так поясняется образ сада, насажденного господином, устроившим ограду и оставившим вход открытым: «Незатвореная же врата — дивныя твари Божия устроение и над теми Божиа сущьства познание. О твари бо, рече, Творца разумей: не качьство, но величьство и силу, славу же и благодать, юже творит, угажая всем вышним и нижним, видимым же и невидимым».
Также в Притче указано: Бог в познании Своего существа положил предел «его же не прейдут, ни обратятся», тем не менее, оставил вход, т. е. познающий разум("сведениа разум«) 58F Но человеческий разум, учит свт. Кирилл, непременно должен быть руководим верой, в противном случае, не воспитанный и не руководимый верой, он затемнен страстями и подталкивает человека к самовольству, суетным и неправым «хотениям». Разумение церковной истины допускается при этом только исключительно в пределах откровения. Мысль о разуме, который познает Бога, сразу вызывает предположение о том, что древнерусский автор знаком с творениями свт. Григория Нисского.
Многие труды свт. Кирилла Туровского характеризуются антиязыческой и антииудейской направленностью. этой теме посвящена Глава III.
Говоря о язычестве, с которым боролся святитель, отмечалось, что XII век — это век продолжающегося существования культурного
двоеверия в русском народе. Отсюда мы находим в его произведениях предостережения о погибели поклоняющихся идолам, призывы к покаянию и, одновременно, восторженные высказывания о победе веры Христовой над различными языческими заблуждениями. В своих творениях святитель пытается объяснить древнерусскому слушателю главное отличие истинного богопочитания от языческого поклонения материальным вещам.
Также в трудах древнерусского автора большое значение придается теме отвержения иудейства и призвания язычников, что объясняется, прежде всего, тем, что русский подход к богословию был историческим.
В заключении сформулированы выводы и подведены итоги исследования. В целом, в рамках произведенного исследования творений свт. Кирилла Туровского следует отметить, что его богословские мысли в своем большинстве согласуются со святоотеческим учением, хотя и не избегают некоторой оригинальности. Среди древнерусских памятников литературы, труды святителя выделяются особой глубиной богословской мысли и оригинальным художественным методом ее передачи.
Публикации автора по теме диссертации в рецензируемых изданиях:
Барашко Г., свящ. Богословское содержание притчи свт. Кирилла Туровского «О слепце и хромце» // Христианское чтение: № 3(38) / Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. СПб., 2011. С. 133-143.
Публикации автора по теме диссертации в других изданиях:
Барашко Г., свящ. Антропология свт. Кирилла Туровского в свете святоотеческого учения // В начале было Слово. Материалы семинара студентов Высших Учебных Заведений Республики Беларусь от 25-28 ноября 2010 года / Минская Духовная Академия. Жировичи, 2011. С. 369-379.
Иерей Григорий Барашко