Из «Повести временных лет» нам известно, что еще до крещения Руси в древнем Киеве было немало людей, в том числе и в дружине великого князя Владимира, принявших христианство. Христианкой была также его бабушка княгиня Ольга. Есть сведения о том, что в Киеве существовала и православная церковь. Была она деревянной.
А первой каменной церковью стала Десятинная (храм Успения Пресвятой Богородицы).
Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства. Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.
Начало строительства Десятинной церкви на Старокиевской горе относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось: «В лето 6497 ... Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведемастеры от Грек» («Повесть временных лет»).
Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. При них князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. «Даю церкви сей Святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть» Таким образом, за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось название «Десятинного».
В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Располагалась у древней вечевой и торговой площади Бабин торжок, название которой, вероятно, связано с медными женскими статуями, привезёнными из Херсонеса и установленными перед Десятинной церковью. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (ранее отождествлялось с так называемым теремом Ольги). На двух плинфах конца Х века, которые нашли при раскопках заполнения рва близ северо-западного угла Десятинной церкви, есть по две буквы, выцарапанные на ещё сырой плинфе по их нижней поверхности. Из букв составляется слог «ЩИ». Надпись могла означать либо первый слог слова «считай», либо быть цифрой 708. На другой плинфе сохранился отпечатком ножки маленького киевлянина.
На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом археологами были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.
В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, погибшего в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Пётр Могила их отыскал, но в XVIII веке останки вновь исчезли.
В первой трети XII века церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако ученые высказывают предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.
В 1635 г. митрополит Петр Могила, осматривая развалины Успенской Десятинной церкви, приказал копать на месте образовавшейся ямы. Были обретены два мраморных гроба, которые согласно надписям принадлежали св. Владимиру и царевне Анне.
Как это произошло?
В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм находилась небольшая деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там Литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, владыка приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его супруги. В другом, гораздо более раннем описании этих событий, сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена, византийская принцесса Анна. О том, что саркофаг был один, написал монах-переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и лаврский монах воспроизвел его по памяти. Он написал, что это произошло в 1632 году, в более позднем источнике называется другая дата — 1636-й. Кстати, по некоторым данным известно, что сын Владимира Крестителя — князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.
Десятинная церковь оставалась в руинах вплоть до XVI столетия. Немногочисленные жители Подола избегали этого места из-за суеверного страха, который им внушала память о нашествии Батыя. Лишь поляки, пришедшие в Киев во второй половине XVI в., проявили к развалинам интерес: растащили мрамор на строительство костёлов. Затем здесь была построена небольшая униатская церковь, которую в 1635 г. православный митрополит Пётр Могила уничтожил, а на её месте воздвиг новую.
А. Медельцов, историк,
член Союза писателей Беларуси
Подготовлено по материалам православных электронных источников