Современники и более поздние философы, богословы, историки Церкви называли его по-разному: и Филон Александрийской, и Филон иудейский, и Филон из Иудеи, и даже приписывали к его имени - «отец христианства». Последнее, правда, относилось не к самому христианству, к зарождению религии, а к отдельным, в большей части, основополагающим частям учения Филона, которые до сих пор признаются в христианстве. Он был представителем иудейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудаизма и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и учением о Логосе.
Филон стремился соблюдать все предписания иудейского ритуала, считал откровением все книги Ветхого завета и резко осуждал тех своих соплеменников, которые отрицали необходимость внешнего соблюдения заповедей закона Моисеева. Подчеркивая, что в иудейских священных книгах заключена вся мудрость мира, Филон одновременно заявлял, что та же Божья мудрость проявляется и в сочинениях греческих писателей.
О жизни его мы знаем очень мало. Примерный год его рождения – 20-й до Рождества Христова, примерный год смерти – 50-й после Рождества Христова. То есть, можно сказать, что он был почти современником Иисуса Христа, только жили они в разных странах. Правда, в культурно-образовательном отношении Александрия Египетская была несколько выше Палестины. Александрия являлась одним из важнейших научно-культурным центров античного мира, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), объединявшая, виднейших учёных и писателей той эпохи. Среди работавших в разное время в Александрии были такие знаменитые люди, как: Евклид, основоположник современной «евклидовой» геометрии Архимед, проживший некоторое время в Александрии, механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами; Дионисий Фракийский, написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики; Эратосфен, изложивший основы географии; Страбон, автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире; Клавдий Птолемей, астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий; Гиппарх, составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор; Аполлоний Пергский, автор фундаментального труда о конических сечениях; Аристарх Самосский, создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира.
Библиотека перенесла пожар в 48—47 годах до н. э., однако продолжала оставаться самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.
Он жил в такое время, когда мыслители и ученые иудейские находились под влиянием греко-римского образования. Философское учение живо поражали тех иудеев, которые переселились в Грецию и Египет.
В такой обстановке жил Филон. Он происходил из высшего священнического рода и его фамилия принадлежала к числу самых знатных и богатых фамилий целой страны. Брат Филона, Александр, был во время императоров Тиберия и Калигулы алабархом или представителем высокого александрийского общества, а племянник его, сын Александра – Тиберий Александр, был после римским воином, представителем Иудеи, и, сочетавшись браком с дочерью царя Ирода Агриппы, был наместником Египта при Нероне, a потом, в 70 году, предводителем войск римских во время войны против Иерусалима. Он полностью отошел от иудейской веры, о чем в одном из трактатов Филон с горечью пишет «совсем оримлянился».
Филон получил в детстве отличное воспитание и образование. Его образование было так обширно, что в зрелые годы свои он мог ставить себя наряду с ученейшими мужами своего времени. Его знание закона Моисеева было так основательно, как у самого ученого учителя синагоги. Кроме того, со своим глубоким познанием раввинских толкований писания он соединял удивительное знакомство с историками, поэтами, и философами греческими, – к чему много способствовали ему публичные александрийские библиотеки и различные римские и александрийские книгопродавцы. Можно думать, что он в своем образовании следовал тому самому способу, который начертан в его сочинениях. Этот способ состоит в том, чтобы посредством энциклопедического образования приготовить дух к философии. Науки, входившие в состав этого энциклопедического образования, были следующие: грамматика, музыка, геометрия, риторика и диалектика. Замечательно, что по взгляду Филона все эти науки составляют низшую область человеческого знания. Он сравнивает их с Агарью и ставит их в подчинение философии, которую сравнивает с Саррою и называет госпожой всех наук. Судить так о философии и о других науках мог только тот, кто хорошо знаком был с обоими областями тогдашнего знания человеческого.
Мы знаем, что Филон был очень влиятельным – хотя бы потому, что где-то в 39–40 годах он вместе с группой видных иудейских священников ездил в Рим к императору Гаю Калигуле, о чем сам пишет в работе «О посольстве к Гаю». Дело в том, что Калигула приказал во всех храмах поставить статуи императора, потому что император в Риме считался богом. С какой стати делать исключения для синагог? Иудеи, естественно, возмутились и отправили посольство, в котором был и Филон Александрийский. Правда, Калигула через год скончался, и иудеям повезло – не пришлось такого позора испытать: статуя императора в храме… Филон был, по всей видимости, человеком достаточно мужественным. Ведь Калигула был знаменит своим вздорным характером и жесткими расправами над противниками. Еще мы знаем, что он совершил одно паломничество в Иерусалим, а всю жизнь прожил в Александрии. Вот, пожалуй, и всё, что известно об этом философе.
Гораздо больше мы знаем о его произведениях. До нас дошло около 50 работ, и это удивительно! Но еще удивительней то, что мысли Филона Александрийского иудейская община отвергла, и дошли его труды до наших дней благодаря… христианам. Мы ведь знаем, как сохранялись рукописи: их переписывали. А переписывали то, что было нужно. Вот простой вопрос: почему до нас не дошли, скажем, рукописи Ария, Нестория и других еретиков? А потому что их не переписывали. Зачем тратить свое время на то, что неполезно, даже вредно моей душе? Поэтому переписывали отцов Церкви.
Тот факт, что переписывали Филона Александрийского в христианской среде, показывает интерес христиан к творчеству иудейского философа, которого иудейская среда отвергла. Это, кстати, еще раз говорит о том, что именно христианство находится в дружбе и гармонии с философией, даже если эта философия рождается в иной религиозной среде.
Филон связывал догмы иудейской религии с греческой философией (Платон, стоицизм, Пифагор) специально разрабатывал учение о Логосе, который он изображал то в виде высшей идеи, то в виде верховного архангела (наместника Божьего). Истинность платоновской и стоической философии заключается, согласно Филону, уже в Торе. Иудейские законы - законы природы, имеющие значение для всех людей. Человека он считал интеллектуальным существом, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением. Задачей человека является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза.
Филона читали и переписывали в христианской среде, поэтому отношение к нему – самое уважительное.
Александрийская школа богословия явно испытала на себе влияние филоновского подхода. Например, Климент Александрийский, который был главой Александрийского катехизического училища, основанного Пантеном, цитирует Филона, ссылается на него как на авторитет. Книги Филона находились в Александрийском катехизическом училище, их читали, изучали, на их основе выстраивалось потом богословие. А потом из этого катехизического училища вышел Ориген, который позже возглавил это знаменитейшее училище. Оригена изучали великие отцы-каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, также использовавшие аллегорический метод. Аллегорический метод толкования Священного Писания применяли и последующие знаменитые александрийцы – святые Афанасий и Кирилл.
Читая толкования на Священное Писание преподобного Максима Исповедника, мы можем видеть, что подход у него тот же, что и у Филона. Непосредственно ли повлиял Филон на Максима Исповедника или опосредованно через ранних отцов – неизвестно.
Филона читал святой Амвросий Медиоланский, учитель блаженного Августина. А читая Августинов труд «О граде Божием», Августиново толкование на Книгу Бытия и сравнивая его с трактатом Филона «О сотворении мира», мы можем найти параллели. Может быть, Августин сам пришел к многим выводам, а, может быть, Филоновы толкования дошли до него через святителя Амвросия.
В любом случае, можно говорить, что, по сути, Филон был родоначальником одного из направлений экзегетики – толкования Священного Писания. Его влияние на этот метод действительно колоссально. А вообще это удивительный факт. В средневековой философии есть ряд интересных иудейских мыслителей (Филон Александрийский, Моисей Маймонид), которых иудейская среда не примет, – но их трактаты будут иметь широкое распространение в христианской Церкви. Мы будем говорить о мусульманских мыслителях – Ибн Сине, аль-Фараби, Ибн Рушде, – которых мусульмане объявят еретиками, но их работы будут иметь чрезвычайно широкое распространение в христианской среде. Это показывает любовь христианства к философии и к мудрости, какое бы происхождение она не имела.(Из книги А.Медельцова «Мыслители древности». Минск. «Колорград». 2019)
Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси