Амброджо Донини об Иосифе Флавии и его высказываниях об Иисусе Христе

В 1977 году в Милане вышла книга известного итальянского ученого, историка и философа Амброджо Донини «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана)». Чуть позже она была переведена на русский язык, и в 1989 году издана в несколько сокращенном варианте в Москве. Автор книги католик и он не подвергает никакому сомнению или критики христианское вероучение и историю христианства.

В ней А. Долини освещает одну из драматических эпох европейской и мировой истории – крушение античного мира, Римской империи и возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан процесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства господствующую церковь Римской империи, а затем Византии и первых государств средневековой Европы.

Одна из глав книги посвящена Иосифу Флавию. В своей книге «Иудейские древности» он упоминает Иисуса Христа.

Кто же такой Иосиф Флавий? Это древнееврейский историк и военачальник. Настоящее имя Йосеф бен Маттафия. Он родился в Иерусалиме в 37 году от Р.Х. в семье фарисеев, сам был священнослужителем при Иерусалимском храме. Получил хорошее образование — как еврейское, так и греческое. Иосиф был вовлечен в первую иудейскую войну 67 г. Ему было поручено командование войском и руководство сопротивлением в Галилее, которую он знал достаточно хорошо. Потерпев поражение Иосиф почти тотчас перешел на сторону римлян. Возглавлял тогда римские войска будущий император Веспасиан. Приведённый в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счёл предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Отоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал его дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги, и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу. С того времени Иосиф как вольноотпущенник стал носить фамильное имя своего господина — «Флавий». Последние годы своей жизни Иосиф провёл при дворе римских императоров. Веспасиан возвёл его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своём прежнем дворце. Тит и Домициан продолжали покровительствовать Иосифу Флавию. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф занялся литературным трудом. Год смерти Иосифа Флавия неизвестен: во всяком случае, летом 96 года он ещё был жив, а осенью 117 года — уже нет. (Подробнее биография Иосифа Флавия описана в книге А. Медельцова «Историки античности». Минск, «Колорград». 2021. А также в «Предисловии К, А. Ревяко и В.А. Федосика к книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Минск. «Беларусь» 1991)

В первом своём сочинении, «Иудейская война», Иосиф Флавий по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима, предпослав подробному рассказу об этом событии краткий очерк (1-я и 2-я книги) всего случившегося со времени взятия Иерусалима Антиохом Епифаном до отступления от Иерусалима Цестия Галла, римского наместника Сирии, и разгрома его войск евреями. Эта победа опьянила евреев и послужила первым толчком к серьёзному восстанию против римской власти, история которого и составляет предмет повествования остальных пяти книг. «Иудейская война» была написана на арамейском языке, а затем в 75 – 79 гг. переведена им же на греческий язык.

За ней последовали «Иудейские древности» в двадцати книгах, написанные непосредственно по-гречески в 93 – 94 гг., чтобы люди лучше знали религиозные, культурные традиции народа, которого он предал, но с которым всегда чувствовал себя связанным. Этот труд, охватывающий историю всей еврейской древности — как говорит сам Иосиф в предисловии к нему — предназначался для греков; для них он сделал извлечение из еврейских книг (то есть книг священных). Флавий хотел доказать, что и еврейский народ имеет свою историю и притом историю, насчитывающую десятки веков. До 7-й главы XI книги повествование Иосифа Флавия идёт параллельно повествованию Библии; затем он продолжает прервавшийся на царствовании Кира библейский рассказ. Его повествование особенно подробным делается с эпохи Птомелеев и Селевкидов Три последние книги передают события со смерти Ирода Великого до управления Иудеей Гессия Флора.

 Именно в этой книге Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа. Вот что он пишет:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был мессия (Христос). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

М. Шапиро в своей книге «100 великих евреев» говорит и о славянской версии «Иудейских древностей»:

«Славянская версия «Иудейских древностей» содержит знаменитое описание некого Иисуса из Назарета. Долгие столетия этот пассаж рассматривался служителями церкви как дополнительное к Библии историческое доказательство существования Христа. Однако многие историки считают его подделкой, относящейся к третьему веку, когда рукописи Иосифа находились в руках монахов. По иронии судьбы сочинения Иосифа были сохранены для будущих читателей благодаря главным образом приверженности римско-католической церкви этому пассажу, каким бы сомнительным он ни представлялся».

Амброджо Донини в своей книге приводит этот «славянский перевод» из Иудейской войны».

«Тогда появился нам некий человек, если можно его назвать человеком. Его облик и внешние черты были человеческими, но выглядел он чем-то большим, и дела его были божественными: чудеса, которые он совершал были удивительны и могущественны… Некоторые говорили о нём: «Это наш первый законодатель, который воскрес из мёртвых, совершив много исцелений, он доказал, на что он способен». Другие полагали, что он послан богом. Однако во многих вещах он не повиновал­ся закону и не соблюдал субботы согласно обыча­ям отцов; впрочем, он не делал ничего нечистого, ни какой-либо ручной работы, а пользовался толь­ко словом. Многие в толпе следовали за ним и слу­шали его наставления; и умы многих людей при­ходили в волнение, они думали, что благодаря ему племя израилево могло бы освободиться от рук римлян. Обычно он останавливался перед горо­дом, на Масличной горе. <...;>

Видя его силу и что он словом совершал все, чего желал, попросили его войти в город и перере­зать римское войско и убить Пилата и царство­вать над ними. Но он не заботился об этом. По­том главы евреев узнали о нем, собрались с первосвященником и сказали: «Мы бессильны и неспособны сопротивляться римлянам, как ослабевший лук. Пойдем и скажем Пилату то, что мы чувству­ем, и не будет нам неприятностей». <...> И пошли донести на него Пилату

Тот послал людей, приказал убить многих в толпе и арестовал творца чудес. Он узнал лучше его и, видя, что тот делал добро, а не зло, и не был ни бунтовщиком, ни охотником за царской властью, освободил его; и в самом деле тот излечил его жену, которая находилась при смерти. И вер­нувшись в свои привычные места, снова взялся за свои обычные дела: и вновь еще большее число людей собиралось вокруг него. <...> Блюстители закона, которых одолела зависть, дали тридцать та­лантов Пилату, чтобы он приказал его убить. Тот их взял и дал им разрешение совершить самим то, чего они желали. Так они схватили его и распяли, во­преки закону отцов».

Достаточно и этих кратких сведений, пишет А. Донини, чтобы убедить­ся, что Иосифу Флавию никак не могли принадлежать те два свидетельства, приписанные ему в «Иудейских древностях» — книге, дошедшей до нас только в трех греческих списках, самый древний из которых не стар­ше IX—X вв.

В первом отрывке, известном под наименованием «Флавиева свидетельства», говорится об Иисусе как о «мудром человеке, если можно назвать его человеком», одаренном необыкновенными качествами, осужденном на смерть Пилатом, воскресшем на третий день и почитаемом теми, кого «он назвал христианами». И уточняет­ся: «Он был мессия».

Однако мы знаем, что для Иосифа мессией был Веспасиан. Вмешательство безвестного набожного хри­стианского переписчика, пораженного тем, что в подроб­ном повествовании Иосифа нет ни малейшего упомина­ния об Иисусе, столь очевидно, что даже подавляющее число современных теологов, как католических, так и протестантских, ставят под сомнение подлинность всего отрывка. Мы даже можем уточнить эпоху, в которую эта интерполяция была включена в текст, учитывая, что Ориген в первой половине III в. еще ничего не знал о ней (в своей книге «Против Цельса», 1, 47, он даже за­являет, что Иосиф не верил, что Иисус был мессия), тогда как Евсевий Кесарийский, придворный историк вре­мен Константина, живший в начале IV в., неоднократно воспроизводит эпизод, о котором идет речь, с явным со­чувствием, так что нет ничего удивительного в его фаб­рикации.

Не менее ложной должна быть признана другая короткая вставка в «Иудейских древностях», где речь идет о насильственной смерти Иакова, «брата Иисуса, прозванного мессией» (XX, 9),— и по тем же мотивам. Напротив, эпизод смерти Иоанна, прозванного Крести­телем, приводится Иосифом без всякой связи с Иисусом (XVIII, 5). Он говорит только, что Ирод Антипа по­велел арестовать и зверски убить в крепости Махеронта какого-то неугодного ему пророка, потому что тот соби­рал вокруг себя большие фанатичные толпы и призывал их креститься и «жить праведно». Евангелия добавля­ют к этому, что Иоанн язвительно обличал кровосме­сительный союз царя с Иродиадой, супругой сводного брата Ирода Филиппа, и что по ее наущению Иоанн и был обезглавлен, с чего и началась публичная пропо­ведь Иисуса.

«Нет сомнений, - пишет А. Донини, - что мы имеем дело здесь с позднейшей переработке фактов, о которых Иосиф Флавий рассказал с совершенно иными побуждениями».

Историю первой иудейской войны написал также по-гречески Юстин Тивериадский родом из Галилеи, умерший около 100 г. н.э. Её читал византийский патриарх Фокий в IX веке.и он не обнаружил никакого упоминания об Иисусе.

Подтверждают слова А. Донини и белорусские учёные К.А. Ревяко и В.А. Федосик в Предисловии к книге Иосифа Флавия «Иудейская война»: «Следует соблюдать определенную осторожность при работе с книгами Иосифа Флавия, особенно, если это переводы. Например, в древнерусском переводе «Иудейской войны» есть несколько мест, где упоминается Иисус, но это плод творчества древнего переводчика, греческий оригинал этих слов не содержит».

 

Источники: Иосиф Флавий «Иудейская война» Минск. изд. «Беларусь». 1991;

 Иосиф Флавий. «Иудейские древности». Минск, изд. Беларусь» 1994;

А Амброджо Донини «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана)». М. 1989;

 А. Медельцов «Историки античности». Минск. 2021;

А. Медельцов «Древний Рим. История в биографиях знаменитых личностей. Кн. вторая. Императоры». Минск 2023

М. Шапиро. 100 великих евреев. ст.  Иосиф Флавий. М. «Вече» 2003

К, А. Ревяко и В.А. Федосик. Иосиф Флавий, Предисловие к книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Минск. «Беларусь» 1991

Г. И. Довгяло, В.А. Федосик Предисловие к книге Иосифа Флавия «Иудейские древности». Минск. «Беларусь» 1994

 

Александр Медельцов

Историк, член Союза писателей Беларуси