В 1977 году в Милане вышла книга известного итальянского ученого, историка и философа Амброджо Донини «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана)». Чуть позже она была переведена на русский язык, и в 1989 году издана в несколько сокращенном варианте в Москве. Автор книги католик и он не подвергает никакому сомнению или критики христианское вероучение и историю христианства.
В ней А. Долини освещает одну из драматических эпох европейской и мировой истории – крушение античного мира, Римской империи и возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан процесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства господствующую церковь Римской империи, а затем Византии и первых государств средневековой Европы.
Одна из глав книги посвящена Иосифу Флавию. В своей книге «Иудейские древности» он упоминает Иисуса Христа.
Кто же такой Иосиф Флавий? Это древнееврейский историк и военачальник. Настоящее имя Йосеф бен Маттафия. Он родился в Иерусалиме в 37 году от Р.Х. в семье фарисеев, сам был священнослужителем при Иерусалимском храме. Получил хорошее образование — как еврейское, так и греческое. Иосиф был вовлечен в первую иудейскую войну 67 г. Ему было поручено командование войском и руководство сопротивлением в Галилее, которую он знал достаточно хорошо. Потерпев поражение Иосиф почти тотчас перешел на сторону римлян. Возглавлял тогда римские войска будущий император Веспасиан. Приведённый в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счёл предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Отоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал его дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги, и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу. С того времени Иосиф как вольноотпущенник стал носить фамильное имя своего господина — «Флавий». Последние годы своей жизни Иосиф провёл при дворе римских императоров. Веспасиан возвёл его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своём прежнем дворце. Тит и Домициан продолжали покровительствовать Иосифу Флавию. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф занялся литературным трудом. Год смерти Иосифа Флавия неизвестен: во всяком случае, летом 96 года он ещё был жив, а осенью 117 года — уже нет. (Подробнее биография Иосифа Флавия описана в книге А. Медельцова «Историки античности». Минск, «Колорград». 2021. А также в «Предисловии К, А. Ревяко и В.А. Федосика к книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Минск. «Беларусь» 1991)
В первом своём сочинении, «Иудейская война», Иосиф Флавий по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима, предпослав подробному рассказу об этом событии краткий очерк (1-я и 2-я книги) всего случившегося со времени взятия Иерусалима Антиохом Епифаном до отступления от Иерусалима Цестия Галла, римского наместника Сирии, и разгрома его войск евреями. Эта победа опьянила евреев и послужила первым толчком к серьёзному восстанию против римской власти, история которого и составляет предмет повествования остальных пяти книг. «Иудейская война» была написана на арамейском языке, а затем в 75 – 79 гг. переведена им же на греческий язык.
За ней последовали «Иудейские древности» в двадцати книгах, написанные непосредственно по-гречески в 93 – 94 гг., чтобы люди лучше знали религиозные, культурные традиции народа, которого он предал, но с которым всегда чувствовал себя связанным. Этот труд, охватывающий историю всей еврейской древности — как говорит сам Иосиф в предисловии к нему — предназначался для греков; для них он сделал извлечение из еврейских книг (то есть книг священных). Флавий хотел доказать, что и еврейский народ имеет свою историю и притом историю, насчитывающую десятки веков. До 7-й главы XI книги повествование Иосифа Флавия идёт параллельно повествованию Библии; затем он продолжает прервавшийся на царствовании Кира библейский рассказ. Его повествование особенно подробным делается с эпохи Птомелеев и Селевкидов Три последние книги передают события со смерти Ирода Великого до управления Иудеей Гессия Флора.
Именно в этой книге Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа. Вот что он пишет:
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был мессия (Христос). По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».
М. Шапиро в своей книге «100 великих евреев» говорит и о славянской версии «Иудейских древностей»:
«Славянская версия «Иудейских древностей» содержит знаменитое описание некого Иисуса из Назарета. Долгие столетия этот пассаж рассматривался служителями церкви как дополнительное к Библии историческое доказательство существования Христа. Однако многие историки считают его подделкой, относящейся к третьему веку, когда рукописи Иосифа находились в руках монахов. По иронии судьбы сочинения Иосифа были сохранены для будущих читателей благодаря главным образом приверженности римско-католической церкви этому пассажу, каким бы сомнительным он ни представлялся».
Амброджо Донини в своей книге приводит этот «славянский перевод» из Иудейской войны».
«Тогда появился нам некий человек, если можно его назвать человеком. Его облик и внешние черты были человеческими, но выглядел он чем-то большим, и дела его были божественными: чудеса, которые он совершал были удивительны и могущественны… Некоторые говорили о нём: «Это наш первый законодатель, который воскрес из мёртвых, совершив много исцелений, он доказал, на что он способен». Другие полагали, что он послан богом. Однако во многих вещах он не повиновался закону и не соблюдал субботы согласно обычаям отцов; впрочем, он не делал ничего нечистого, ни какой-либо ручной работы, а пользовался только словом. Многие в толпе следовали за ним и слушали его наставления; и умы многих людей приходили в волнение, они думали, что благодаря ему племя израилево могло бы освободиться от рук римлян. Обычно он останавливался перед городом, на Масличной горе. <...;>
Видя его силу и что он словом совершал все, чего желал, попросили его войти в город и перерезать римское войско и убить Пилата и царствовать над ними. Но он не заботился об этом. Потом главы евреев узнали о нем, собрались с первосвященником и сказали: «Мы бессильны и неспособны сопротивляться римлянам, как ослабевший лук. Пойдем и скажем Пилату то, что мы чувствуем, и не будет нам неприятностей». <...> И пошли донести на него Пилату
Тот послал людей, приказал убить многих в толпе и арестовал творца чудес. Он узнал лучше его и, видя, что тот делал добро, а не зло, и не был ни бунтовщиком, ни охотником за царской властью, освободил его; и в самом деле тот излечил его жену, которая находилась при смерти. И вернувшись в свои привычные места, снова взялся за свои обычные дела: и вновь еще большее число людей собиралось вокруг него. <...> Блюстители закона, которых одолела зависть, дали тридцать талантов Пилату, чтобы он приказал его убить. Тот их взял и дал им разрешение совершить самим то, чего они желали. Так они схватили его и распяли, вопреки закону отцов».
Достаточно и этих кратких сведений, пишет А. Донини, чтобы убедиться, что Иосифу Флавию никак не могли принадлежать те два свидетельства, приписанные ему в «Иудейских древностях» — книге, дошедшей до нас только в трех греческих списках, самый древний из которых не старше IX—X вв.
В первом отрывке, известном под наименованием «Флавиева свидетельства», говорится об Иисусе как о «мудром человеке, если можно назвать его человеком», одаренном необыкновенными качествами, осужденном на смерть Пилатом, воскресшем на третий день и почитаемом теми, кого «он назвал христианами». И уточняется: «Он был мессия».
Однако мы знаем, что для Иосифа мессией был Веспасиан. Вмешательство безвестного набожного христианского переписчика, пораженного тем, что в подробном повествовании Иосифа нет ни малейшего упоминания об Иисусе, столь очевидно, что даже подавляющее число современных теологов, как католических, так и протестантских, ставят под сомнение подлинность всего отрывка. Мы даже можем уточнить эпоху, в которую эта интерполяция была включена в текст, учитывая, что Ориген в первой половине III в. еще ничего не знал о ней (в своей книге «Против Цельса», 1, 47, он даже заявляет, что Иосиф не верил, что Иисус был мессия), тогда как Евсевий Кесарийский, придворный историк времен Константина, живший в начале IV в., неоднократно воспроизводит эпизод, о котором идет речь, с явным сочувствием, так что нет ничего удивительного в его фабрикации.
Не менее ложной должна быть признана другая короткая вставка в «Иудейских древностях», где речь идет о насильственной смерти Иакова, «брата Иисуса, прозванного мессией» (XX, 9),— и по тем же мотивам. Напротив, эпизод смерти Иоанна, прозванного Крестителем, приводится Иосифом без всякой связи с Иисусом (XVIII, 5). Он говорит только, что Ирод Антипа повелел арестовать и зверски убить в крепости Махеронта какого-то неугодного ему пророка, потому что тот собирал вокруг себя большие фанатичные толпы и призывал их креститься и «жить праведно». Евангелия добавляют к этому, что Иоанн язвительно обличал кровосмесительный союз царя с Иродиадой, супругой сводного брата Ирода Филиппа, и что по ее наущению Иоанн и был обезглавлен, с чего и началась публичная проповедь Иисуса.
«Нет сомнений, - пишет А. Донини, - что мы имеем дело здесь с позднейшей переработке фактов, о которых Иосиф Флавий рассказал с совершенно иными побуждениями».
Историю первой иудейской войны написал также по-гречески Юстин Тивериадский родом из Галилеи, умерший около 100 г. н.э. Её читал византийский патриарх Фокий в IX веке.и он не обнаружил никакого упоминания об Иисусе.
Подтверждают слова А. Донини и белорусские учёные К.А. Ревяко и В.А. Федосик в Предисловии к книге Иосифа Флавия «Иудейская война»: «Следует соблюдать определенную осторожность при работе с книгами Иосифа Флавия, особенно, если это переводы. Например, в древнерусском переводе «Иудейской войны» есть несколько мест, где упоминается Иисус, но это плод творчества древнего переводчика, греческий оригинал этих слов не содержит».
Источники: Иосиф Флавий «Иудейская война» Минск. изд. «Беларусь». 1991;
Иосиф Флавий. «Иудейские древности». Минск, изд. Беларусь» 1994;
А Амброджо Донини «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана)». М. 1989;
А. Медельцов «Историки античности». Минск. 2021;
А. Медельцов «Древний Рим. История в биографиях знаменитых личностей. Кн. вторая. Императоры». Минск 2023
М. Шапиро. 100 великих евреев. ст. Иосиф Флавий. М. «Вече» 2003
К, А. Ревяко и В.А. Федосик. Иосиф Флавий, Предисловие к книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Минск. «Беларусь» 1991
Г. И. Довгяло, В.А. Федосик Предисловие к книге Иосифа Флавия «Иудейские древности». Минск. «Беларусь» 1994
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси