Второй период гонений на христиан в Римской империи охватывает полтора столетия – с начала II века до 250 года. В начале II века христианство вышло из тени иудейской религии. Власть и общество осознали, что вышедшие из иудейства последователи Христа представляют собой самостоятельное религиозное направление. Этому способствовало несколько факторов.
Во-первых, численность христиан начала значительно увеличиваться, причем не за счет иудеев, а за счет обращенных язычников. Во-вторых, произошел разрыв между иудеями и христианами. Свою роль в этом разрыве могло сыграть отношение христиан к разрушению Иерусалима и храма в 70 году Титом. To, что для евреев являлось религиозной и национальной трагедией, для христиан было исполнением пророчества Христа, доказательством истинности Его пророчеств, рождавшим не только скорбь, но и духовную радость.
Выход из тени иудейства только осложнил положение христиан. Теперь любой донос на христиан мог привести к смертному приговору. Однако в этот период власть занимала выжидательную позицию. Государство поиском христиан не занималась. Судебные дела начинались только при условии случайного обнаружения христиан, что было возможно, например, при доносе.
После убийства в 96 году Домициана императором был поставлен престарелый сенатор Марк Кокцей Нерва (96–98 гг..0 Он прекратил террор. Нерва усыновил Марка Ульпия Траяна. Так началось правление династии Антонинов, ставшее в истории империи золотой эпохой мира и процветания.
Траян (98–117гг. ) был первым императором провинциалом. Происходил он из Испании. Энергичный, доброжелательный, строгий приверженец закона, он заботился о поддержании отеческой, языческой, религии. Траян отличался гуманностью. Он основал приют для детей, не терпел низкую лесть, отменил преследования за оскорбление величества.
Об отношении Траяна к христианам свидетельствует переписка Траяна с Плинием Младшим.
Плиний Младший (61/62–111/1ІЗ) был племянником автора «Естественной истории» Плиния Старшего, ученого и исследователя, интересовавшегося всем на свете – от устроения вселенной до способов выпечки хлеба, погибшего под пеплом Везувия. Около 111 года Плиний прибыл в Вифинию как легат императора. Императорская провинция Вифиния, расположенная на севере Малой Азии, находилась в состоянии упадка, управлялась взяточниками. Плиний начал наводить в ней порядок, обладая качествами, не позволявшими ему брать взятки – честностью и богатством.
От Плиния дошел сборник писем в десяти книгах и Панегирик императору Траяну. Десятая книга писем содержит его переписку с императором. В Вифинии Плиний столкнулся с христианами. He зная, как обходиться с ними, он спросил об этом императора. Письмо Плиния к Траяну о христианах и ответ императора являются ценнейшим источником по истории отношений Церкви и государства во II веке.
В письме 96 Плиний обращается к императору Траяну: «Для меня привычно, владыка, обращаться к тебе со всеми сомнениями. Кто лучше может наставить меня в нерешительности или наставить в неведении? Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Немало я колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или преступления, связанные с именем. Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они не признались, но их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это уже обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные. Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий множество имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов, и похулили Христа. Они утверждали, что вся их вина и заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные сообщества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия. Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться».
В письме 97 содержится ответ императора Траяна: «Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос, и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени».
Можно сказать, что письмо императора Траяна ограничивало произвол чиновников по отношению к христианам.
Следует также обратить внимание на то, что Плиний отсылал римских граждан на суд в столицу (как это было и с апостолом Павлом), что в письме Плиния упоминается о ночных собраниях христиан. Император Траян усыновил Публия Элия Адриана. Адриан (117–138) был очень деятельным императором. На месте разрушенного Иерусалима он основал римскую колонию, назвав новый город в честь себя и в честь храма Юпитера Капитолийского, заложенного на месте храма, – Элия Капитолина. Именно это наименование Иерусалима встречается в христианских источниках последующих столетий, в том числе и в канонических определениях Вселенских соборов. Адриан жестоко подавил последнее антиримское восстание Иудеев, восстание Бар Кохбы. При Адриане мученическую кончину примет римский епископ Телесфор.
Адриан усыновил Тита Аврелия Ария Антонина, имя которого дало наименование всей династии и целой эпохе. Антонин (138–161) за особое благочестие получил прозвище Пий, т. е. Благочестивый. Его правление стало эпохой мира, благоденствия и процветания. Однако и при нем шли процессы против христиан. В его эпоху был казнен муж апостольский Поликарп Смирнский. Описание его смерти является самым древним (если не учитывать новозаветные данные) рассказом о мученичестве конкретного христианина.
Преемником Антонина был Марк Аврелий (161–180 гг.). Марк Аврелий оставил после себя книгу размышлений «Наедине с собой», в которой нелестно отозвался о христианах. В его правление около 165 года стал мучеником христианский апологет Иустин Философ.
Родным сыном Марка Аврелия был Коммод (180–183 гг.), который стал императором в 19 лет. По страсти к зрелищам он напоминал Нерона, а своим неблагочестием – еще и Калигулу. Однако для положения христиан его царствование было не самым худшим. По ее инициативе из рудников были возвращены римские христиане, в том числе будущий папа Каллист.
Гонения на христиан не прекращались и при самых благочестивых правителях. Однако с такими императорами можно было надеяться хоть на какой-то разумный диалог. Поэтому к Антонинам обращались с христианскими апологиями Кодрат, Аристид, Мелитон, Иустин Философ. И хотя эти обращения значительных последствий не имели, само благочестие Антонинов породило мнение об их добром отношении к христианам. Так родились указы Антонина Пия и Марка Аврелия, запрещающие преследовать христиан, Рядомс этими указами имеется и указ императора Адриана, в котором предписывается наказывать христиан только в том случае, если обвинитель докажет, что они делают что-то противозаконное.
После Антонинов правление перешло к ряду императоров восточного происхождения. Император Септимий Север (193–211) происходил из Сирии. Будучи правителем Африки, он освободил нескольких христиан сенатского звания, сделав это вопреки желанию толпы. Однако на десятый год своего правления он издал указ, запрещающий принимать иудейство и христианство. Боролся он и с недозволенными коллегиями. При нем в Александрии погиб Леонид, отец учителя Церкви Оригена.
Антонин Каракалла (211–217 гг.), сын Септимия, не был достойным императором, но и христиан не преследовал. В 212 году он даровал римское гражданство всем жителям городов империи. Терпимо относился к христианам и Антонин Гелиогабал (218–222), который был жрецом солнечного божества Эль-Габала в Эмессе. Этот деморализованный император губил людей в шутку и хотел уничтожить римскую религию. В Рим он свозил восточные святыни. Вероятно, в проведении своей политики он рассчитывал на иудеев и христиан. Терпимо относился к христианам и его двоюродный брат Аврелий Александр Север (222–235 гг.). Сторонник религиозного синкретизма, он установил в своей молельне рядом со статуей Орфея статуи Авраама и Христа. Его мать с удовольствием слушала Оригенаа он сам был в дружеских отношениях с христианским писателем Юлием Африканом. Большинство императоров первой половины третьего века относились к христианам терпимо или с симпатией. Поэтому жестокое гонение, начавшееся в 250 году, для многих христиан явилось большой неожиданностью.
Третий период гонений на христиан отличался особой жестокостью. Он начался в 250 году с гонения императора Декия, а завершился Миланским эдиктом 313 года, который не только легализовал христианскую религию, сделав ее религией дозволенной, но и объявил религиозную свободу. С 250 года римская власть впервые взяла на себя инициативу по обнаружению, поиску христиан.
К середине III века христианство значительно расширило ряды своих сторонников. Доведение судебных процессов до вынесения смертных приговоров в этих условиях привело бы к массовым казням, в которых власть не была заинтересована. Поэтому цель, которая стояла перед имперской администрацией, заключалась не просто в обнаружении и истреблении христиан. Власть стремилась добиться их отречения от веры, от Христа. Для достижения этой цели широко использовались жестокие пытки. Изощренные истязания приводили к тому, что многие из христиан не выдерживали мучений и отрекались. Гонения третьего периода дали большое количество отпадших.
Гонения третьего периода выявили изменения в отношении к христианам простого народа. Если в І–ІІ веке народ нередко становился инициатором расправы над христианами, то в этот период он выступал в их защиту.
В 250 году император Декий издал указ, предписывающий преследовать не почитающих римскую религию. При этом инициатива по обнаружению этих людей отдавалась руководству провинций. На практике он коснулся преимущественно церковных руководителей, епископов. От христиан требовали не только отречения от Христа, но и принесения жертвы. Это гонение дало больше исповедников, чем мучеников. Среди исповедников этого гонения был и знаменитый александрийский учитель Ориген. Дало оно и очень много отпадших.
Гонение Декия показало, что простой народ уже изменил свое отношение к христианам. При Декии началась тотальная проверка населения на верность языческой религии. Для выявления не почитающих римских богов назначались выборные лица. В установленный день жители каждого населенного пункта должны были собраться в определенном месте и принести жертву богам. Совершившим требуемое выдавали особые документы – либеллы, представлял собой свидетельство, написанное человеком, от которого требовалось принести жертву, и заверенное выборными лицами. Существовали и индивидуальные, и коллективные либеллы. Имена законопослушных граждан вносили также в особые списки.
В первой половине III века христианам жилось относительно спокойно. В III веке христианами стали рождаться, а не только становиться в результате собственного религиозного выбора. Религиозная ревность христиан начинала ослабевать. Поэтому, когда над христианами нависла реальная угроза пыток и смерти, многие из них отрекались сами, других призывали отречься друзья и родственники, a некоторые приносили даже своих грудных детей, чтобы приобщить их к языческой жертве. Отпадших было много в Египте и Карфагене. О ситуации в этих регионах мы знаем благодаря сочинениям Киприана Карфагенскогои Дионисия Александрийского, которые в этот период укрылись от преследователей.
После прекращения гонений 50-х годов остро встал вопрос о большом количестве неверных христиан. Проблема возвращения в Церковь отпадших решалась через определение степени вины конкретного человека. Отрекшиеся без принуждения были виновнее тех, кто пал, не выдержав пыток.
Гонение, начатое Декием, прекратил император Галл (251–253 гг.). Однако около 253 года началась новая волна преследований. Связано это было с эпидемией общеимперского масштаба. Для прекращения чумы император повелел всем приносить жертву Аполлону. Отказ христиан участвовать в жертвоприношении вызвал народное негодование. В Карфагене толпа требовала отдать христиан на растерзание львам.
Вместе с тем, моровая язва неожиданным образом изменила общественное мнение о христианах. В Александрии и Карфагене язычники не проявляли никакой заботы о больных, даже о родственниках, выбрасывали их из домов. Улицы были полны грудами трупов. В противовес этому, христиане заботились об умирающих, оказывая им помощь, погребали брошенные тела и тем самым препятствовали распространению эпидемии. Героизм и самопожертвование христиан оказало на язычников неизгладимое впечатление.
Гонителем христиан являлся и следующий император, Валериан (253–260). Он был достойным правителем, хотя и имел печальный конец. Валериан был пленен персидским царем Шапуром и скончался после жестоких пыток. Преследовать христиан он начал только с 257 года, что было достаточно неожиданно. В 257 году он издал указ, запрещавший христианам собираться на богослужение и посещать места погребения. Нарушителей указа ожидала смерть. Второй указ Валериана вышел в 258 году. Он предписывал казнить не отрекшихся от Христа епископов, пресвитеров и диаконов, знатных лиц лишать имущества, гражданства и, при упорстве в вере, жизни, а знатных женщин лишать имущества и ссылать. В это гонение были лишены жизни Киприан Карфагенский и Сикст Римский.
Император Галлиен, сын Валериана, к государственным делам относился с безразличием. Христианам при нем жилось неплохо. Галлиен отменил антихристианские указы отца. Галлиен издал указ, которым возвратил христианам места их собраний и места погребения. Но если Галлиен и отменил общегосударственное преследование христиан, то он не сделал Христианство дозволенной религией. В своих рескриптах он даже не упоминает имени христиан. Скорее всего, Галлиен рассматривал христианские общины как погребальные коллегии. Тем более, что председатели греческих коллегий также назывались епископами. О том, что Галлиен не легализовал Христианство, свидетельствуют казни христиан, которые случались в его правление.
Относительно спокойно жилось христианам при императоре Аврелиане (270–275). Это был превосходный военный, заботившийся о чистоте нравов в армии. В быту он был умерен и прост. Христианство ко времени его правления настолько укрепилось, что император даже помог выселить низложенного в 269 году Павла Самосатского из епископского дома в Антиохии. В принятии соответствующего решения Аврелиан ориентировался на мнение Римского епископа. В конце своего правления он подготовил указ против христиан. Новому гонению помешала только насильственная смерть Аврелиана.
Особый период гонений на христиан связан с императором Диоклетианом.
Император Диоклетиан (284–305) происходил из низших общественных слоев. Прошел путь от простого солдата до императора. Он сумел укрепить границы империи, оживить ее общественную жизнь и провести важную реформу государственного управления. Он решил разделить империю на несколько частей, оставив под своим руководством ее восточную часть. Может показаться странным, что император предпочел Риму вифинский город Никомедию, в котором когда-то находился Плиний Младший. Однако мудрость этого императора покажет дальнейшее развитие событий. Западная римская империя падет в 476 году, а Восточная – только в 1453 году. Восток обладал гораздо большими ресурсами для своего развития. В том числе и человеческими ресурсами: постоянные войны привели к тому, что центральная часть империи попросту обезлюдела.
В 285 году Диоклетиан назначил себе соправителя. Им стал Максимиан Геркулий. Диоклетиан, правивший на Востоке, и Геркулий, правивший на западе, носили титулы августов. В 292 году каждому из августов были определены соправители-кесари. Западным кесарем стал Констанций Хлор, отец Константина Великого восточным – молодой и энергичный Галерий. Диоклетиан планировал, что со временем два августа одновременно оставят трон, а власть перейдет к кесарям.
Гонение на христиан началось только в 303 году. Историки полагают, что подлинным виновником его нужно считать не престарелого Диоклетиана, а его кесаря и зятя Галерия. Процесс реформирования империи, забота о ее идейном укреплении посредством религии вызвали один из последних всплесков гонений. Так же. как и его восточный август, Галерий вышел из низов. После удачного персидского похода 296–297 года он был овеян славой победителя и имел большой авторитет.
До начала этого гонения христиане жили в относительном спокойствии около сорока лет. Они уже позволяли строить себе храмы. Много христиан было в армии, они проникли в систему государственного управления, некоторые из них служили во дворце. Вместе с тем, и на это указывает Евсевий Кесарийский, общий нравственный уровень последователей Христа несколько упал
Началось гонение 23 февраля 303 г. с разрушения никомедийской церкви, которая, кстати, была видна из окон Дворца императора. За разрушением церкви последовал указ, предписывающий разрушать христианские общественные здания и отбирать священные книги христиан. Христиан предписывалось пытать, лишать должностей. После этого во дворце произошел пожар. Кроме того, в Сирии и Армении появились претенденты на трон. Христиан обвинили в поджоге и сообщничестве с заговорщиками. Так появилось еще несколько указов.
Второй указ 303 года предписывал лишать свободы не только епископов, пресвитеров и диаконов, но даже чтецов и заклинателей. В результате в тюрьмах не осталось места уголовным преступникам. Третий указ требовал, чтобы духовные лица принесли жертву. После этого их следовало отпускать. В 304 году, когда Диокпетиан был близок к смерти, Галерий издал четвертый указ, повелевавший любыми средствами добиваться отречения от веры во Христа.
Особенно жестокими гонения были на Востоке, Азии, в Египте, где действовал сам Галерий. Сильные пытки приводили даже к самоубийствам христиан. Многое об этих гонениях мы знаем от их свидетеля, Евсевия Кесарийского который говорит о невероятном количестве смертей. Однако интенсивность гонения отличалась в разных регионах. В отдельных местах представители языческих властей сами искали возможности помочь христианам. Определенные симпатии к преследуемым проявлял и народ.
В отличие от Востока, на Западе положение христиан было легче. А с середины 305 года на Западе гонение практически прекратилось. На Востоке преследования начали затихать только в 310 году. В 311 году Галерий и вовсе издал указ, который фактически легализовал Христианство. Впрочем, этому указу пытался противостоять его кесарь, Максимин.
Ожесточенные преследования христиан начала IV века показали всю бессмысленность гонений. Численность христиан значительно возросла, увеличился их вес в обществе. Языческая власть, видя бесперспективность прежней своей позиции, отступила. В 311 году император Галерий издал эдикт, которым христианам объявлялась величайшая милость – им дозволялось существовать.
Эдикт пытался оправдать как прежнее гонение, так и его прекращение. Причина гонений, согласно тексту эдикта, виделась в том, что христиане оставили секту своих предков, т. е. уклонились от своих собственных древних учреждений. Из эдикта следует, что преследования были спровоцированы ростом сектантства внутри христианства. Гонения прекращаются, потому что меры против христиан эффекта не дали. «Пусть снова будут христиане, пусть они составляют свои собрания, только бы не делали ничего противозаконного» Власть косвенно признавала древность христианства. Эдикт легализовал христианство, но переход в христианство из язычества по-прежнему был вне закона.
(Источники: Светоний «Жизнь двенадцати Цезарей». М. «Наука» 1978; Тит Ливий «История Рима от основания города» М. «Наука» 1989; Тацит «Анналы». «Наука». 1972 Иосиф Флавий «Иудейская война. Иудейские древности». М. 1986; Аппиан Александрийский. «Римская история». М. 1982; А. Медельцов «Правители Древней Греции и Древнего Рима». Минск. «Колорград» 2021; А.Медельцов. «Историки античности». Минск. «Колорград» 2022; А. Медельцов. Древний Рим История в биографиях знаменитых личностей» Минск. «Колорград» 2023; Всемирная история в 12.томах. т 3. М. 1956)
Александр Медельцов
Историк, член Союза писателей Беларуси